Главные вкладки

    "Куда ведет нас марш?"
    план-конспект по музыке по теме

    Конспект открытого урока по музыке для 2 класса.

    Тема: "Куда ведёт нас марш?"

    Цель урока:  обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах, на их различный характер; доучить маршевые песни «Вместе весело шагать», слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, «Бравые солдаты».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_po_muzyke.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа № 16

    Конспект открытого урока по музыке во 2 классе

    Тема: «Куда ведет нас марш?»

    Разработка

    учителя музыки

    Варламовой Т.Н.

    г. Альметьевск, РТ

    2009 г.


    Тема: Куда ведет нас марш?

    Цель: обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах, на их различный характер; доучить маршевые песни «Вместе весело шагать», слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, «Бравые солдаты».

    Организация урока: построение перед классом; вход под музыку марша «Пусть всегда будет солнце»слова Л. Ошанина, музыка А. Островского; музыкальное приветствие; похлопывание и протопывание ритма 1 2 и 1 2 3; марширование 1 – 8 с различными положениями рук, акцент на «раз» ( начинать с левой ноги).

    Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, давайте повернемся и поздороваемся с ними ( здороваются). А сейчас прохлопаем и протопаем ритмические рисунки ( учитель предлагает разные варианты ритма). Хорошо, у вас на партах лежат музыкальные инструменты, все взяли их и прохлопаем ритм на инструментах. Хорошо, закончили, садимся.

    Ход урока

    1. Работа по теме урока.

    Учитель: Под какую музыку вы вошли в класс?

    Дети: Марш

    Учитель: Что мы сейчас с вами делали?

    Дети: Маршировали

    Учитель: Что такое маршировать?

    Дети: Ходить

    Учитель: Да, музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная.

    Дети: Убыстренное движение – спортивный марш; траурный – замедленный шаг; обычный шаг – шаг спокойный; игрушечный, детский – игрушечный шаг, потому что игрушки изображают людей, это тоже шаг, но маленький.

    Прослушивание марша «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

    Учитель: Кто может под него маршировать?

    Дети: Маленькие детки, куклы.

    Учитель: Да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. Кто написал марш?

    Учитель: Маршевая поступь есть всюду, где есть человек, где о нем рассказывается. Без маршей нет ни одной оперы и ни одного балета, но только они бывают разного характера. Вот об этом мы и поговорим.

    Сейчас я хочу предложить вам послушать марши из оперы «Кармен» и из балета, название которого вы должны угадать, прослушав отрывок из сказки. Слушайте внимательно. (учитель читает отрывок из сказки Гофмана «Щелкунчик»). Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок? Кто вспомнил название сказки?

    Дети: «Щелкунчик»

    Учитель: Значит из какого балета мы будем слушать марш? Правильно, сейчас мы с вами будем слушать марш из балета « Щелкунчик» и марш из оперы «Кармен».

    Слушание марша из оперы «Кармен» и из балета «Щелкунчик».

    Учитель: Где, какой и почему?

    Дети: Первый – из оперы, песенный характер, второй - из балета, танцевальный характер.

    Учитель: Правильно, первый-марш тореадора из оперы Ж. Безе «Кармен»( открыть рисунок тореадора). Это опера о любви цыганки и солдата, а тореадор -  участник боя быков. В Испании до сих пор существует бой быков, и многие туристы, да и местные жители, обязательно посещают это зрелище. Быков долго готовят, не дают, есть, злят, а потом выпускают на арену, где их ждут тореадоры – специально обученные мужчины. В руках у них плащ черно-красного цвета и копья. Тореадор дразнит быка красным цветом, поворачивая плащ (быка этот  цвет раздражает, он думает, что это огонь, не любит красный цвет), а сам при удобном повороте вонзает ему в кожу струю пику, злит зверя еще больше. Представление длится до тех пор, пока бык не издохнет, но тореадор тоже сильно рискует своей жизнью, ведь может получиться так, что разъяренный бык окажется более ловким. Профессия тореадора очень сложная, требует усиленной тренировки, смелости, силы, ловкости, внимания, а так же знания натуры быков, обучение метанию копья и многого другого. Иногда разъяренные быки бросаются на кричащую толпу зрителей и смертельно ранят их тоже. Но в Испании очень любят острые ощущения. Коррида – бой быков – любимое национальное зрелище.

    Сейчас прослушаем грамзапись марша тореадора, в нем вы услышите слова « тореадор, смелей в бой» - это подбадривает юношу-смельчака, напоминает ему о силе воле, храбрости, призывает к воинственности, готовит тореадора морально к бою «Покажи себя и победи!»

    Прослушивание марша.

    Учитель: Что вы услышали в этой музыке?

    Дети: Шаги тореадора за сценой и на сцене, его решительное настроение – иначе бык поймет, что сильнее он, его боятся, и будет нападать агрессивно, а ведь в бою чаще тот победу одерживает, кто более собран, умен и умеет  владеть своими эмоциями.

    Учитель: Какая по характеру эта мелодия?

    Дети: Торжественная, победная, добрая, энергичная, величественная и т.д.

    Учитель: Ребята, давайте учиться говорить о музыке. Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» (уже готовой) подойдут для музыки марша тореадора? И есть ли в таблице лишнее слово?

    Торжественно

    Победно

    Бодро

    Энергично

    Величественно

    Призывно

    Ликующе

    Восторженно

    Открыто

    Значительно

    Жизнеутверждающе

    Дети: Лишних слов нет, все слова подходят.

    Учитель: Задание «Запомни словечко». Надо прочитать все слова в таблице и запомнить как можно больше слов. (Закрываю таблицу, спрашиваю)

    Учитель: Какой цвет вы выбрали бы, чтобы нарисовать эту музыку? Музыка звучит призывно, громко, четко, отрывисто, на низких и средних тонах.

    А теперь послушайте марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. О чем эта сказка?

    Дети: О добре и зле

    Прослушивание марша.

    Учитель: Какой характер у марша?

    Дети: Танцевальный, звучит звонко, ярко, легко и т.д.

    Учитель: Кто марширует?

    Дети: маленькие дети, игрушки. Музыка звучит ритмично, в среднем регистре, высота звука средняя, не низкая и не высокая, негромко, небыстро. Мелодия плавная. Хотя это и марш, но он как танец, нет такой четкости, как в первом марше, где музыка очень воинственная, твердая, решительная.

    Учитель: А какой ей подойдет цвет? Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» подойдут для музыки марша «Щелкунчика», и нет ли здесь лишних слов?

    Танцевально

    Звонко

    Ярко

    Легко

    Весело

    Празднично

    Игриво

    Полетно

    Живо

    Задорно

    Лучезарно

    Искрясь

    Бойко

    Проворно

    Юрко

    Дети: Лишних слов нет.

    Учитель: (задание на внимание и память «Запомни словечко»)  А сейчас, надо прочитать все слова таблицы и запомнить как можно больше слов. Вот и сравните оба марша. Что вы можете сказать о них?

    Дети: Оба марша, но разные по характеру. Марш тореадора - военный, а марш из балета «Щелкунчик» - кукольный, сказочный.

    Учитель: Давайте заполним нашу таблицу.

    «Марш тореадора»

    «Щелкунчик»

    Сила звучания

    (динамика)

    громко

    тихо

    Темп

    (быстрота)

    медленный

    быстрый

    Регистр

    низкий

    средний

    Характер

    серьезный

    шутливый

    Учитель: Есть такой прибор – метроном, который может создавать любой пульс для музыки. Я предлагаю вам поиграть в игру-загадку. Называется она «Кто идет?» Вы должны определить, чьи это шаги: взрослого человека или кукольные шаги.( учитель ставит разные метры на метрономе)

    Учитель: Ребята, все встали. Физ. Минутка. Мы промаршируем с разноцветными флажками. На партах у вас лежат   красивые, разноцветные флажки. Встали около своих парт, взяли в руки флажки, подровнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День победы».

    8 шагов – руки на поясе.

    8 шагов – руки в стороны.

    8 шагов – руки на поясе.

    8 шагов – левая рука вверху, правая в сторону.

    8 шагов – руки на поясе.

    8 шагов – правая рука вверху, левая в сторону.

    8 шагов – руки на поясе.

    8 шагов – руки вверху, в стороны.

    8 шагов – руки на поясе.

    8 шагов – помахать флажками.

    Учитель: Сели на места, положили флажки на край парты. Вот какой получился у нас красивый класс! У кого поднялось настроение? Очень хорошо!

    1. Доучивание песен.

    Учитель: Теперь мы с вами послушаем песню - марш «Вместе весело шагать» слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, в исполнении Эльвины (поет с микрофоном под фонограмму). Понравилось? Спасибо Эльвина. Песня, ребята, для вас знакомая, о чем в ней поется?

    Дети: О березках, о дождинках, о дружбе.

    Учитель: Давайте все вместе, дружно споем ее (учитель играет на синтезаторе, дети поют всем классом). А что у всех маршей общего? Какой инструмент все марши любит?

    Дети: Барабан. Общее – равномерность, четкость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение. А еще все марши ритмичные.

    Учитель: Что такое ритм?

    Дети: Чередование сильных и слабых долей.

    Учитель: В марше это четко заметно. Сильная доля называется «ударная». Марш всегда исполняется под счет: «раз-два», при чем «раз» - ударная доля, а «два» - тихая. Ритм марша всегда очень четкий. Я предлагаю вам  исполнить  ритм песни «Вместе весело шагать». Я хлопаю «раз» - сильную долю, а вы «два» - слабую долю (под фонограмму).

    1. Исполнение ритма песни с сильными и слабыми долями, хлопая в ладоши (1 куплет).
    2. Исполнение ритма песни с сильными и слабыми долями с шумовыми музыкальными инструментами (бубнами, ложками, треугольниками)

    Учитель: Поменяем задание: вы – сильную, а я – слабую долю. А теперь вы сами самостоятельно играете и сильные, и слабые доли. Не забывайте, сильная доля – удар громкий, слабая – тихий(1 куплет или припев).  Молодцы, положили инструменты на парту.

    Учитель: На сегодняшнем уроке мы доучим песню-марш «Бравые солдаты». Веселая она или грустная?

    Дети: Веселая.

    Учитель: О чем эта песня?

    Дети: О том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать так же, как они.

    Учитель: Поем все вместе дружно, празднично, задорно.

    1. Исполнение песни детьми.
    2. Показать рукой, куда идет звук – вверх или вниз, или стоит на месте. Все ли звуки слитные или есть отрывистые? У нас два уха: одно слушает пианино, а другое -  сосед. Слушать, чисто петь звуки. Не солировать, петь в хоре.
    3. Поют девочки, а мальчикам задание: кто лучше, правильнее спел, кого похвалим.

    Поют мальчики. Девочки слушают, хвалят того, кто спел лучше.

    Поем  вместе всю песню с нарастанием громкости звучания.

    Учитель: Ребята, вам понравилось как вы спели?

    1. Итог урока.

    Учитель: О чем говорилось на уроке? Почему тема урока была «Куда ведет нас марш»? Куда он привел?

    Дети: О разных характерах маршей в балетах и операх. Характер зависит от персонажа, который музыка «марш» выражает. Повторили песни-марши «Вместе весело шагать», «Бравые солдаты». Марш привел в оперу Ж. Бизе «Кармен» и в балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

    Учитель оценивает учащихся, урок. Дает домашнее задание (знать хорошо слова песни «Бравые солдаты»).

    Учитель: Давайте, ребята, попрощаемся с гостями. Встаньте, повернитесь к ним  и скажите до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Из года в год, из класса в класс ведет неслышно время нас"

    внеклассное мероприятие "В союзники беру театр"...

    Классный час "Что важнее "куда надо" или "куда влечет"?

    Вводное занятие по профориентации....

    конспект урока по теме: "куда ведет нас песня" 2 класс

    2 класс. 3 четверть.Тема урока: «Куда ведет нас песня».Тип урока: «Углубление в тему четверти».Задачи урока: Закрепление знаний предыдущего урока, через активное восприятие и поисковую ситуацию дать п...

    Следствие ведет ДЭС… Игра-исследование для 6 класса

    Интерактивная игра. Цель игры расширить и  углубить знания детей о пагубном влиянии никотина на организм человека, способствовать укреплению волевых качеств, умению остаивать свою точку зрения...

    Конспект «Мой режим дня ведет к успеху»

    Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к здоровью.Задачи:  раскрыть понятие «режим дня», научить правильно и эффективно распределять время....