моя пед концепция
статья (музыка) на тему

Мой взгляд на преподавание предмета МУЗЫКА в ОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск »

автор:

учитель музыки

Степанова Юлия Александровна

(высшая

 квалификационная категория)

2008

       Музыка, как и другие искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного совершенствования человека. Воздействуя интонационно на чувства, сознание и неосознанные пласты человеческой психики, на личность в целом, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.

Духовные ценности, запечатленные в музыке, — общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Поэтому важнейшими задачами музыкального образования должно быть развитие художественного восприятия  и воспитание эстетических чувств.

Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть. И моё мнение состоит в том, что приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке , происходит в процессе  общения учителя и ученика с музыкальным произведением (его внутренним миром, а также автором, эпохой, исполнителем).

Я думаю, что немаловажным условием общения на уроке музыки является  развитие музыкального мышления личности, ее выразительного интонационного слуха и эстетического восприятия, а средством общения — практическое владение музыкальной речью. Поэтому процесс музыкального образования должен представлять собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учащихся в процессе практического освоения материала .

Цель базового музыкального образования в школе — ввести детей в мир музыки . По- моему  , это значит воспитать музыкальную культуру детей. Отличить хорошее от плохого. Вхождение ребенка в музыку — это постепенное раскрытие его духовности, возвышение чувств, приобщение к миру прекрасного, воспитание ценностного отношения к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности. Оно не должно сводиться к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, хотя предполагает их приобретение.

Важно поставить в центр музыкально-воспитательного процесса творчески активную личность учащегося, что требует применения

 компетентностного подхода  к преподаванию музыки.

СХЕМА ТАКОВА:

учебный материал                          ученик                              учитель

В  основе лежит система знакомства учащихся с музыкальным произведением,  самостоятельная работа учащихся с музыкальной литературой, их активная деятельность , собственная оценка работы на уроке. При диалогическом построении урока происходит становление личности в процессе совместной деятельности, расширение опыта каждого ученика через соприкосновение с опытом других.

Вводя учащихся в мир музыки, по моему мнению, важно не загружать учеников  знаниями  о ней, а постоянно включать  ее, как важную составляющую в коммуникативных связях человека с окружающим миром, проигрывать эти связи различными способами.

Важнейшим средством  учебного процесса является расширение  пространства урока. Это коренным образом меняет позицию учащихся на уроке. Урок музыки перестает носить односторонне информационный характер.

Смысловым стержнем программы на моих уроках служит тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия детей и направляет процесс накопления ими музыкального опыта, овладения искусством духовного общения на языке музыки. В основе тематического построения программы лежит система обобщенных представлений о музыке как виде искусства, разработанная Д.Б. Кабалевским.

Художественный репертуар, включенный в программу, является рекомендательным.

Основной формой организации музыкально-воспитательного процесса является урок. На своих уроках я использую различные виды деятельности:

Слушание муз. произведения

Анализ музыкальных образов

Метод сопоставления

Работа с музыкальной литературой

Составление сравнительных таблиц

Творческие работы учащихся( рефераты, сообщения на тему)

Работа в группах

Индивидуальная работа каждого ученика

Составление кроссвордов

Урок- викторина

Урок- концерт.

Создание презентационного материала к уроку.

Важно, чтобы каждый урок не только направлялся на раскрытие темы четверти или ее элементов, но имел свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока, имеющего сюжет,  план и нравственно-эстетическую кульминацию.

Современный урок музыки строится  путем сопоставления самостоятельных видов деятельности и по принципу эмоционального оценивания художественных образов. Поэтому работа над каждым произведением осуществляется во взаимосвязи различных видов деятельности. Тем самым обеспечивается методика так называемого "быстрого ведения урока", когда решение одной учебной задачи переносится на самостоятельную  работу ученика над художественными произведениями. При этом целостность урока создается не только его темой, связью с предыдущими и последующими уроками, но обязательной постановкой учителем художественной сверхзадачи, требующей рождения личностного, творческого отношения  детей к произведению и его месте в жизни человека, т.е. нравственно-эстетической интерпретации содержания урока.

Большое значение имеет атмосфера урока , которая создает нужный психологический настрой, будит фантазию, воображение детей, создает условия для активизации усвоения знаний посредством включения в деятельность всех  учащихся. Создавать такую атмосферу на уроке помогают широкие связи с другими искусствами, исполнительское мастерство и артистизм учителя.

Каким бы оснащенным ни был учебно-воспитательный процесс, его результативность целиком и полностью зависит от личности учителя. Преподаватель музыки должен быть творческой личностью с развитым воображением и художественным мышлением, богатой духовной культурой. Он должен быть тонким психологом, владеющим искусством художественно-педагогического общения, интеллигентным, широко образованным современным человеком с активной жизненной позицией и доброжелательным интересом к людям.

Домашние задания по музыке должны ориентировать учащихся на   музыку вокруг детей и способствовать развитию осознанного отношения к ней.

Особое место в современной системе образования отводится исследовательской деятельности. Я работаю по этому направлению только третий год. Но виден интерес к нестандартной работе учащихся и это огромный плюс, который стимулирует мою творческую деятельность.

А самое главное, конечно же, наши дети очень любят петь. И я учу их выразительному, красивому пению. «Нам песня строить и жить помогает!»

Оценка знаний и умений  учащихся должна быть стимулирующей. В ее основе — принцип оценивания достижений, творческих проявлений учащихся, а не их недостатков.

Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция одарённости

Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....