Обобщение педагогического опыта
материал по музыке на тему

Коротко о методике своей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta-stepanova_yu._a.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

«Описание собственной методической системы учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2п. Новоорск» Новоорского  района Оренбургской области

Тема опыта «Целостный анализ музыкальных произведений как средство активизации деятельности учащихся на уроках музыки »

Условия возникновения опыта    

     Важным условием возникновения опыта стали явления в общественной жизни, связанные с утратой у учеников интереса к высокому искусству. Поэтому целью современного образования вижу воспитание человека, стремящегося к самореализации, умеющего критически мыслить, ценить культурное наследие и способного творчески обогащать его. В достижении этой цели важное место отводится предметам гуманитарного цикла, в том числе, урокам музыки. Необходимым условием обновления содержания музыкального образования считаю поиск интерактивных методов обучения, формирующих знания о музыкальном искусстве, умения слушать и слышать музыку, навыки в различных видах музыкально-творческой деятельности.

     С 1993 года начала работать учителем музыки в школе №2 поселка Новоорск. Сразу же обратила внимание на то, что на уроках музыки во время слушания учащиеся не могли сосредотачиваться, воспринимали ее поверхностно, а после слушания робко высказывали свои впечатления. При этом некоторые школьники без труда могли определить характер музыки, другие - исполнительский состав, но практически для всех  оставалось трудностью определение образной структуры.

       Двигаясь по пути преодоления пассивности учащихся во время слушания музыки, с 1998 года начала поиск интерактивных методов работы  на уроках музыки. Одним из таких методов является, на мой взгляд,  целостный анализ музыкальных произведений.

Педагогическая идея   

   Так как слушание музыки является основным этапом урока, оно должно перейти из пассивного в активный этап, на котором происходит знакомство и постижение законов развития музыки, формирование творческих навыков и чувства прекрасного. Поэтому в основе данного опыта лежит  теория активизации учения : «Активизация учения – мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания»  Мною используется эта теория в качестве механизма реализации педагогической идеи опыта, где средством достижения цели опыта по активизации слушания музыки является целостный анализ музыкального произведения.

       Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта – активизировать деятельность учащихся на уроках музыки посредством целостного анализа музыкального произведения.

Сущность опыта заключается:

- в разработке способов и приемов, позволяющих осуществлять эстетически грамотный анализ музыкального произведения в единстве формы и содержания для глубокого проникновения в его художественный мир;

-  в формировании эмоционально-ценностного отношения их к музыке.

Актуальность опыта  

    Не секрет, что не многие умеют слушать музыку. Одной из причин видится то, что у целого поколения музыкальное образование в школе осуществлялось на уроках пения, а не на уроках музыки. На этих занятиях развивались определенные вокальные навыки, но не ставились задачи по развитию других творческих способностей, умений глубоко проникать в идейно-художественное содержание произведения, то есть не учились тому, как слушать музыку и что можно в ней услышать. Такие задачи должны решаться на современном уроке музыки, ведь на молодежь в последнее время буквально «обрушивается» поток самой разнообразной по качеству музыки, в которой им необходимо научиться разбираться.

       Тем не менее, практика преподавания музыки показала, что на сегодняшний день выявляется противоречие между потребностями учащихся ориентироваться в мире музыкальной информации и неразработанностью в традиционной школе активных методов ее усвоения. Этот факт делает необходимой активизацию слушания музыки для преодоления пассивности учащихся из-за отсутствия у них умения анализировать музыкальные произведения.

     Таким образом, в опыте решается проблема поверхностного восприятия музыки как одна из актуальных в музыкальном образовании и воспитании. Перспективность опыта объясняется его практической значимостью, так как целостный анализ учит школьников критически относиться к той музыке, которую они слышат повседневно.  

Диапазон опыта   

      Диапазон опыта включает в себя систему уроков в 5 - 8 классах по  программе «Музыка. 5-8 классы». Технология  целостного анализа, включенная в эту систему, может быть использована в рамках любого урока базовых, авторских или модифицированных программ по музыке.

Теоретическая база опыта  

     Теоретическое обоснование основных содержательных линий опыта имеет важнейшее значение . Так, к проблеме активизации  учения обращаются в последнее время многие ученые – педагоги. В данном опыте за основу взята теория активизации учения Т.И. Шамовой с опорой на методы Ю.Б. Алиева и Д.Б. Кабалевского . Обоснованием целеполагания данного опыта является утверждение Духавневой А.В. о том, что «при использовании активных методов обучения значительно усиливаются мотивация и активность обучения» . Отвечая основным требованиям к организации активного обучения, средством активизации мною выбрана аналитическая деятельность учащихся во время слушания музыки.

       Активизация деятельности учащихся на уроках музыки предполагает, прежде всего, формирование умений и навыков у учащихся  слушать и слышать музыкальные произведения.

      Работа по целостному анализу включает в себя использование знаний учащихся как по музыке, так и общего кругозора.

     В процессе деятельности при выполнении целостного анализа музыкального произведения можно применять активные, проблемные методы обучения, и инновационные технологии.

Технология опыта

    Применение данного опыта направлено на достижение цели по активизации слушания музыки  на уроках в 5-8 классах. Для ее осуществления реализую следующие педагогические задачи - обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

-овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

    Организация учебно- воспитательного процесса является составной частью преемственной системы музыкального образования и воспитания на уроках музыки в школе и влияет на формирование слухового опыта учащихся, которое должно осваиваться поэтапно, от простого к сложному.

Основные содержательные линии опыта

        

Механизм преодоления трудностей по включению каждого учащегося в учебную де

Результативность опыта

Опыт используют все учителя РМО учителей музыки Новоорского района Оренбургской области( методические материалы прилагаются

Формы, методы и средства работы

Методы активного обучения

Инновационные технологии

Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов,

Е.С. Полат, Ю.Б. Алиев

Методы активного (проблемного) обучения, инновационные технологии

Содержание образования

Модифицированная программа по музыке

Этапы целостного анализа

Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев

Программы по музыке

Г. Кайзер

Концепция музыкального образования

Организация учебно-воспитательного процесса

Преемственная система обучения анализу

Средство достижения цели

анализ музыкальных произведений

Л.Мазель, В. Цуккерман

Методика анализа музыкальных произведений

Цель опыта

активизация слушания музыки

Т.И. Шамова

Теория активизации учения

Предмет

изучения в данном опыте

слушание музыки

Ю. Б. Алиев, П.В. Халабурь

Методика музыкального воспитания

Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...