Рабочая программа "музыка и скульптура"
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Связь музыки и скульптуры, как с одним из видов искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_rabota_muzyka_i_skulptura.doc118 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Отдел Образования администрации Новоорского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск»

Оренбургской области

Программа рассмотрена                                                                   Программа одобрена

на заседании МО школы                                                                  экспертным советом

                                                                                                                районного МО

                                                                                                                учителей музыки

«Музыка и скульптура»

Программа по музыке для общеобразовательной школы

5 класс , IV четверть

Автор программы:

учитель музыки  высшей категории

Степанова Юлия Александровна

Новоорск, 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Музыка, как и другие искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного совершенствования человека. Воздействуя интонационно на чувства, сознание и неосознанные пласты человеческой психики, на личность в целом, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.

Духовные ценности, запечатленные в музыке, — общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Поэтому важнейшими задачами музыкального образования должно быть развитие художественного восприятия  и воспитание эстетических чувств.

Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть. И моё мнение состоит в том, что приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке , происходит в процессе  общения учителя и ученика с музыкальным произведением (его внутренним миром, а также автором, эпохой, исполнителем).

Я думаю, что немаловажным условием общения на уроке музыки является  развитие музыкального мышления личности, ее выразительного интонационного слуха и эстетического восприятия, а средством общения — практическое владение музыкальной речью. Поэтому процесс музыкального образования должен представлять собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учащихся в процессе практического освоения материала . Работая в 5 классах, два года назад я вдруг подумала о том, что существует некая связь музыки и скульптуры. Эта мысль возникла после того, как я увидела в г. Челябинске огромную фигуру «Орлёнка», и мне сразу же пришли в голову слова из известной песни. А потом я вспомнила, что , когда была маленькой ,в городе Ташкенте я видела памятник «Журавли», и тогда мне тоже пришли в голову строки из песни. Проанализировав эту мысль, я с увлечённостью  принялась за разработку программы для пятиклассников. Итак , немного о программе.

Статус документа. Программа по музыке  в 5 классе  «Музыка и скульптура» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке, рассчитана на одну четверть обучения ( IV четверть) и является продолжением программы  «Связь музыки с другими видами искусства»    

Структура документа. 

Программа включает в себя :

пояснительную записку,

основное содержание  

требования к уровню усвоения материала за IV четверть 5 класса общеобразовательной  школы.

результат усвоения знаний по курсу.

Общая характеристика программы. Программа «Музыка и скульптура» логически продолжает темы программы по музыке в 5 классе «Связь музыки с литературой и изобразительным искусством», способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания патриотизма  в гармонии с музыкальным искусством в современном мире. Общение учащихся с песнями и памятниками военного времени, открывает возможность для духовного становления личности и ее патриотической позиции.

       Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта  знакомства учащихся с произведениями  Великой Отечественной войны 1941-45 годов ,где на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, на углубление знаний, умений и навыков в процессе интеграции  различных видов искусств с  музыкой. А интеграция на современном этапе является одной из важнейших тенденций реформирования музыкального образования школьников

        Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека, и освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.

        Несмотря на то, что музыкальное школьное образование содержит в себе связи музыки с другими видами искусства, процесс художественной интеграции осуществляется сегодня на достаточно низком уровне.

Дословно термин «интеграция» от латинского "integrafio" - восстановление, восполнение. Следовательно, интеграция – это объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства.

Несмотря на определенные различия в характеристиках, можно сделать вывод о том , что интеграция в педагогическом процессе - это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, основой интеграции являются межпредметные связи, интеграция тесно связана с дифференциацией и немыслима без нее. Понятие «интеграция» в педагогическом контексте следует интерпретировать как процесс сближения  и связи не только предметов , но и  отдельных видов искусства в единую систему. Раскрывается в программе не в двух крупных разделах- «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», но и в третьем -«Музыка и скульптура».

Содержание программы «Музыка и скульптура» осуществляется на основе следующих принципов:

- единства содержания на всех уроках 4 четверти,

- развитие личностного отношения к каждой из тем,

- научности и практической значимости избранных тем уроков программы,

- доступности обучения.

Говоря об интегрированном эстетическом образовании по программе «Музыка и скульптура» необходимо помнить о его  функциях. Среди них можно выделить следующие:        

Познавательная функция является одной из основных функций образования. С одной стороны в данной программе важным является процесс изучения песен, запечатлённых в скульптуре , с другой стороны – дополнительные исторические факты, послужившие отправной точкой в написании музыкального произведения и создания того или иного образа памятника . С третьей стороны – увлечённость работой с  источником информации (книги, статьи, справочники, документы).

Интегративная  функция направлена не только и не столько на расширение знаний, умений и опыта, сколько на особую связь истории, литературы, музыки и скульптуры.

Воспитательная. Изучение песен по данной программе оказывает влияние на формирование патриотической позиции у детей, вырабатывает правильное понимание исторических фактов . Воздействие это ничего общего не имеет с дидактическим нравоучением. «Музыка и скульптура» воздействует на личность через образ, отображённный в данном произведении .

Коммуникативная. Музыка объединяет не только людей, но и исторические эпохи.  Общение с произведениями советского периода позволяет детям обмениваться мыслями, дает возможность приобщаться к историческому  опыту, далеко отстоящему от них эпохально. В детях это воспитывает толерантность к эпохе отцов и дедов , расширяет кругозор  знаний и представлений об отдельных личностях и политическом строе того времени.

Мировоззренческая функция способствует воспитанию правильного взгляда на исторические события , формированию адекватных критериев оценки различных явлений как в жизни, так и в искусстве , которые могут нейтрализовать внешние антихудожественные влияния внешних факторов воздействия .(современный взгляд на историю)

Творческая функция обеспечивает самореализацию и самосовершенствование личности ,  самообразование  и самовоспитание.

        Методологическое обоснование программы. Основной характеристикой является комплексность, вбирающая в себя  несколько педагогических подходов в обучении  пятиклассников на уроке «Музыка». Среди них :

метод междисциплинарных взаимодействий,

системный подход  

метод проблемного обучения.

Кроме того в программе «Музыка и скульптура» получают и другие проявления взаимодействий, связанные:

- с созданием произведений в разных видах искусства, но связанных одной темой,

-с очевидным влиянием искусств друг на друга.

      Содержание 5 класса ( тема года «Музыка и другие виды искусства»)

      Тематическое построение курса предполагает знакомство школьников с песнями, испытавшими наибольшее воздействие не только со стороны литературы и живописи, но и скульптуры.

     Междисциплинарные взаимодействия проявляются как взаимодополнение двух видов искусства, а в данной программе происходит взаимодействие между музыкой и скульптурой, отражение истории не только в песнях, но и памятниках.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  Пограмма «Музыка и скульптура» направлена  на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры через исторические факты, через связь музыки , литературы и скульптуры;

развитие способности к сопереживанию с образом и событиями ; критического мышления; творческого воображения; певческого голоса;

освоение знаний о музыке, ее связи с другими видами искусства, о песенном многообразии ; наследии композиторов- песенников и скульпторов; о воздействии музыки и скульптуры на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и историей;

овладение практическими умениями и навыками в процессе музыкально-творческой и исследовательской деятельности: в слушании песен- памятников, пении (в том числе с ориентацией не только на нотную, но и звуковую  запись) исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к песням военных лет ,скульптуре  своего народа и других народов мира; патриотизма истинного россиянина; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с источниками информации  и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу ; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Программа  построена так, чтобы:

заинтересовать детей,

наполнить уроки произведениями искусства разных жанров,

развить художественно- эстетический вкус у детей.

познакомить детей с духовными ценностями советской эпохи .

  Особое значение в программе приобретает развитие индивидуально-личностного и эмоционально-ценностного отношения учащихся к песням - памятникам, иного музыкального мышления, формирование представления о песне, увековеченной в граните и мраморе, как виде искусства, раскрытие целостной  картины мира военного и послевоенного времени, воспитание патриотизма и стойкой гражданской позиции .

         

     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

  Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

воспринимать музыкальное произведение, эмоционально откликаться на содержание услышанного в песне ;

характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой песней;

дать  характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

выявлять общее и различное между прослушанной песней  и другими песнями, песнями других композиторов, с произведениями других видов искусства ;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения,  связанные с воплощением образа песни в собственном исполнении (в пении, в пластическом интонировании, в передаче характера песни). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с тембровым звучанием (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов  песни (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и сольном  исполнении, в проектной деятельности , в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью.

В школе сохраняется установка на развитие творческого начала у учащихся, дальнейшего становления интереса не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности.

В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия  и оценки учащимися изучаемых песен и скульптур, правильного отношения к  различным историческим эпохам; при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки  с другими искусствами (литературой, скульптурой), историей, жизнью.

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении песен о войне , в поисках вариантов их исполнительской трактовки.

В процессе ознакомления с песней и памятником осуществляется накопление творческого опыта  при создании сценического замысла и воплощении эмоционально-образного содержания песни; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения .

Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников.

Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальной поисковой деятельности,

без которой невозможно представить сегодня ни один урок в общеобразовательном учреждении. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде :

Работы с музыкальной литературой

Творческой работы учащихся( рефераты, сообщения на тему)

Работы в группах

Индивидуальной  работы каждого ученика

Урока - концерта.

Создания презентационного материала к уроку.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Тематическое планирование в 5 классе построено таким образом, что теоретический материал плавно переходя от урока к уроку, позволяет проследить связь музыки с другими видами искусств, помогает осознать, что эта связь действительно существует, так как искусства возникают не на пустом месте, они рождены самой жизнью, питающей и композиторов, и поэтов, и художников, и писателей, и скульпторов. Поэтому мы находим много общего между различными искусствами, хотя и выражается оно разными средствами, в разных формах, по- разному воздействуя на человека.

4 четверть « Музыка и скульптура.»


        №п/п


ТЕМА


Кол-во

часов


Музыкальный

материал


1


Песня- летопись эпохи. Что такое песни- памятники?»

 Искусство скульпторов , поэтов и музыкантов


1


По выбору учителя

2

Памятник и песня «Катюша», «Алёша»

1

Песня «Катюша»

«Алёша»

3

Песни и памятники партизанам в годы ВО войны

1

«Шумел сурово Брянский лес»,

«Песня о краснодонцах»

4

Песни и памятники о лагерях смерти

1

«Бухенвальдский набат»,

«Хатынь»

5

Безымянная высота ,

Мамаев курган

1

«На безымянной- высоте»,

«На Мамаевом кургане»

6

Песни и памятники о мире.

1

«Пусть всегда будет солнце»

7

«Я - скульптор и композитор»

1

Рассказы и песни о памятниках по выбору уч-ся

8


Конкурс авторских работ


1


По выбору уч-ся

 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Темы программы изложены в следующей последовательности:

1. « Песня- летопись эпохи. Что такое песни- памятники?»

 «Искусство скульпторов , поэтов и музыкантов»

Представления о скульптуре, как виде изобразительного искусства

история развития скульптуры

разновидности  скульптуры

связь трёх искусств и истории «Песня- летопись эпохи. Что такое песни- памятники?»

скульптура советского периода

знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных скульпторов с помощью  фотографий  и слайдов.

трагические события и героические свершения военных лет, которые нашли  яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг.

2. «Памятник  песням «Катюша», «Алёша»

олицетворение героя в памятниках

как влияет имя на название скульптуры и архитектурного ансамбля

Слушание аудиозаписей песен в истинном исполнении

Разучивание песен

3. «Песни и памятники партизанам в годы ВО войны»

знакомство с песнями «Шумел сурово Брянский лес»,

                                                  «Песня о краснодонцах»

Что такое советский героизм молодого человека

Инсценирование отрывков из «Молодой гвардии»

Слушание аудиозаписей песен в истинном исполнении

Разучивание песен

4. «Песни и памятники о лагерях смерти»

Историческая справка о погибших в концентрационных лагерях

Знакомство с произведениями «Бухенвальдский набат»,«Хатынь»

Слушание аудиозаписей песен в истинном исполнении

Разучивание и исполнение  песен

 5. «Безымянная высота» , «Мамаев курган»

Что такое массовое захоронение

Создание архитектурных ансамблей

Слушание аудиозаписей песен в истинном исполнении

Разучивание и исполнение  песен

6. «Песни и памятники о мире. «Цветок жизни»

Знакомство с историей создания песни «Пусть всегда будет солнце»

Как возник памятник песне

Слушание аудиозаписи песни в истинном исполнении

Разучивание  песни.

7. «Я скульптор и композитор»- конкурс авторских работ

Учащиеся лепят из пластилина фигурки

Характеризуют образ героя

Подбирают средства музыкальной выразительности к данной работе

8. Конкурс авторских работ

изучение  справочной  литературы;

использование информационно- коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

поиск и отбор материала в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ним;

приобретение и применение знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.

Презентация собственной работы.

           При формировании представлений о жизни народа в послевоенные годы обогащение  опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе высказывания своего отношения к прослушанным произведениям и увиденным скульптурам.

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 Использование инновационных технологий на уроках музыки, намного облегчает самостоятельный поиск детьми нужной информации, ответов на поставленные вопросы. Большинство учащихся на данном этапе используют для выполнения творческих работ Интернет, детские энциклопедии для поиска интересующей их информации и удовлетворения познавательных потребностей. Такие учащиеся без особых усилий усваивают учебный материал на уроке, имеют отличную зрительную и слуховую память, с увлечением подходят к любому полученному заданию. Их полученная информация всегда превышает тот объем информации, а иногда значительно дополняет материал, пройденный на уроке. Меня, как учителя это очень радует, значит урок прошел не зря!

    Свойственная одаренным детям самостоятельность, любознательность, интерес вынуждает их выходить за рамки традиционной учебной программы и демонстрировать приобретенные знания перед всем классом. Раньше, выходя со своей работой, ученик чувствовал себя неуверенно, неловко, стеснялся, системность такого эксперимента показала, что творческая работа положительно действует на ученика, даже среднего, позволяет ему без стеснения выступить в роли ведущего на уроке, познакомить своих сверстников и учителя с собранной им информацией и чувствовать при этом себя очень уверенно.              

     В каждом классе  есть дети с нестандартным творческим мышлением или как принято сейчас говорить особо одаренные дети, численность таких детей от 1 до 5 человек. Эти ребята, как правило, выделяются уже с первых уроков первого класса. Понаблюдав за этими детьми, проанализировав работу, я для себя выделила особенности одаренных детей:

дети очень стараются ответить на любой вопрос учителя в течение всего урока;

 они всегда активны на уроках;

 внимательно слушают учителя и музыкальные произведения;

 у них нестандартное мышление, они умеют логически рассуждать и доказывать свою точку зрения;

 им всегда интересно на уроке,

систематически, каждый урок выполняют творческие работы, что дает учителю возможность оценивать их на каждом уроке;

 если нет на данном уроке творческого задания, сами проявляют инициативу, подходят к учителю и спрашивают, что можно подготовить дополнительно по пройденной теме;

 работы этих детей отличаются осмысленностью, глубоким проникновением в тему, интересным красочным содержанием; (см. приложение);

 особо хочется отметить, что работы таких детей выполнены аккуратно, отличаются творческим оформлением.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ

Результаты обучения. Результаты усвоения содержания музыкального образования в 5 классе представлены в виде «Требований к  усвоению изученного материала», учащийся должен :

 Знать и понимать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний о музыке , произведений литературы и живописи, в которых прослеживается связь с музыкой, и знания о  памятниках, которые непосредственно связаны с песнями;

уметь применить эти знания и умения на практике , в повседневной жизни.

Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения  музыкальных знаний, умений и навыков,   сформулированных в  разделе «Связь музыки с другими видами искусства».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Балтун П. К.  «Н. В. Томский» Изобразительное искусство, Москва 1974г.

                                                      Скульптура., Москва 1974г.

Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на      

               краеведческой основе // Начальная школа. - 1991. - № 8. - С. 48-51

Ермонская В. В. « М. Г. Манизер» издательство Академии Художеств СССР,

                    Москва 1961г.

Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе  

                     // Начальная школа. - 1989. - № 3. – 64 с.

Татьянкин Б. А. «Исследовательская деятельность учащихся» ,Москва                

                                    2007 г.

Томский Н. В. «Монументальность искусства: О путях развития        

           Монументальной скульптуры». Жур. «Художник» 1968 № 5, стр. 11

Червонная С. «Советское монументальное искусство». Советский художник,

                          Москва 1962г.

Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)

На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к   пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....

Рабочий материал к теме "Музыка и скульптура"

Тематическая подборка песен к изучению темы "Связь музыки и скульптуры"...

Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс

Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования....

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности 54.02.07 Скульптура

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально направленное содержание» для специальности 54.02.07 Скульптура....

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности 54.02.07 Скульптура, с изменениями и дополнениями, 2021 г.

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» (с изменениями и дополнениями) в разделе «Профессионально направленное содержание» для спе...