Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности «ЛЕПКА/СКУЛЬПТУРА»
рабочая программа по теме

Габдрахманова Гузель Фаригатовна

Программа для работы в 1-3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lepka1.doc113.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_lepka_1_klass.doc52 КБ
Microsoft Office document icon ktp_lepka_2_klass.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_lepka_3_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Татарская гимназия с отделением искусств»

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по ВР

______ М.И. Хайбунасова

«____» ___________ 2017г.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании кафедры

___________________________

от «____» _________ 2017г.№____

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от _____________2017г. № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ЛЕПКА/СКУЛЬПТУРА»

(общекультурное направление)

Тип программы: модифицированная

Возраст детей: 7-9 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель программы: Габдрахманова Гузель Фаригатовна,

 учитель биологии и географии

2017 г


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Главными результатами обучения и воспитания в программе внеурочной деятельности «Лепка/Скульптура» является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

  1. Регулятивные УУД
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  1. Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  1. Коммуникативные УУД
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
  1.  Предметные результаты программы внеурочной деятельности

Сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; уметь применять материалы и инструменты в практической деятельности; иметь навыки ручной лепки и декорирования различными способами.

Программа предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:

  1. Формирование представлений о лепке из пластилина и глины.
  2. Умение организовывать рабочее место, применять специальные инструменты и приспособления.
  3. Знание правил безопасности работы с инструментами.
  4. Овладение разнообразными приемами лепки и технологическими процессами изготовления изделий.
  5. Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
  6. Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
  7. Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
  8. Умение анализировать свою работу (оценивать выразительность и качество изделий), исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу умело, используя приёмы и изобразительные формы.

5. Личностные результаты:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приёмов их отделки; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

 и видов деятельности

Основной формой работы являются занятия, на которых предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Формой подведения итогов в конце каждого занятия является общий просмотр работ, оформление выставок. В 1 классах оценка не ставится. Просмотр работ во 2 и 3 классах сопровождается выставлением оценок.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, игровая, досуговое общение.

Первый год обучения

1. Раздел «Материалы и инструменты»

1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов. Предмет  «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки.  Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов. 

1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика». Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.

1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Бабочка», «Рыбка».

1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.

1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики.  Композиция «Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения.

2. Раздел «Пластилиновая живопись»

2.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.

2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.

2.3. Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». Формирование способности добиваться выразительности композиции. Творческое задание: «Космос», «Летний луг». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.

2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах. «Карандашница», «Декорированная вазочка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.

3. Раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.

3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой.

3.3. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза снежинки.

3.4. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.

4. Раздел «Пластические фактуры»

4.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.

4.2. Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «лоскутное одеяло».

4.3. Тема: Соединение пластилиновых фактур и природных форм. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для любимой куклы.

4.4. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.) Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.

5. Раздел «Полуобъемные изображения»

5.1. Тема:  Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон.  Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др. Использование картона, цветного пластилина.  Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.

5.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, цветного пластилина.  Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.

5.3. Тема: Выполнение тематической композиции. Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый год», «Рождество». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.

5.4. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья  «жаворонок».

6. Раздел «Объемные изображения»

6.1. Тема:  Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение  шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.

6.2. Тема:  Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции «Новогодняя елка». Использование картона, цветного пластилина, бусин, лент, пайеток. Самостоятельная работа: выполнение эскиза новогодней Елки.

6.3. Тема:  Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов (каштаны, шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа, ракушки). Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Применение пластилина как соединительного материала. «Ежик», «Лесовик», «Пугало огородное» и др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из природных материалов.

Второй год обучения

1. Раздел «Соленое тесто»

1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.

1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».

1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.

2. Раздел «Пластилиновая композиция»

2.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент».

2.2. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной теме.

2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной ленты. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.

3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в пластилиновых композициях. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Технология изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы. Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление собственных валиков, выполнение разнообразных фактур.

3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна.

3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.

3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами.  Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.

 3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии. Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка различных камешков.

4. Раздел «Коллаж»

4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.

4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.

4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.

5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»

5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент и др. Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.

5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги и др. Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.

6. Раздел «Объемные формы»

6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры.

6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного материала.

6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.

6.4. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе. Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег», поиск образов персонажей композиции.

Третий год обучения

1. Раздел «Полимерная глина»

1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.

1.2. Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.

1.3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.

2. Раздел «Лепка из глины»

2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного материала.

2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.

2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.

2.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.

3. Раздел «Пластилиновая композиция»

3.1. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.

3.2. Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал». Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

4. Раздел «Объемные формы»

4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.

4.2. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.

4.3. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

4.4. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

 

3. Тематическое планирование

1 год обучения

Раздел

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

Форма организации деятельности обучающихся

Примечание

1. Раздел «Материалы и инструменты»

5

1

4

Словесная

2. Раздел «Пластилиновая живопись»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

3. Раздел «Пластилиновая аппликация»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

4. Раздел «Пластические фактуры»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

5. Раздел «Полуобъемные изображения»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

6. Раздел «Объемные изображения»

6

2

4

Словесная,

Практическая,

Игровая

Всего

35

13

22

2 год обучения

Раздел

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

Форма организации деятельности обучающихся

Примечание

1. Раздел «Соленое тесто»

5

1

4

Словесная

2. Раздел «Пластилиновая композиция»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

4. Раздел «Коллаж»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»

6

2,5

3,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

6. Раздел «Объемные формы»

6

2

4

Словесная,

Практическая,

Игровая

Всего

35

13

22

3 год обучения

Раздел

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

Форма организации деятельности обучающихся

Примечание

1. Раздел «Полимерная глина»

7

1

6

Словесная

2. Раздел «Лепка из глины»

12

4,5

7,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

3. Раздел «Пластилиновая композиция»

4

1

3

Словесная,

Практическая,

Игровая

4. Раздел «Объемные формы»

12

4,5

7,5

Словесная,

Практическая,

Игровая

Всего

35

11

24

Календарно-тематическое планирование на учебный год является приложением к программе (Приложение 1 — 1а, 1б класс, Приложение 2 — 2а, 2б классы, Приложение 3 — 3а, 3б классы).



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к рабочей программе по внеурочной деятельности утвержденной приказом

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от 31 августа 2017 г. № 266

Календарно - тематическое планирование

«Лепка/Скульптура»

на 2017/2018 учебный год

Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое

Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

Габдрахманова Гузель Фаригатовна — учитель биологии и географии

2017 г.

Наименование раздела предмета с указанием количества часов на данный раздел

Планируемые сроки проведения урока

Фактические сроки проведения урока

Форма организации деятельности обучающихся

Примечания

1 раздел «Материалы и инструменты» - 5 часов

1.1

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов.

06.09. 1а

06.09. 1б

Словесная,

игровая

1.2

Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика».

13.09. 1а

13.09. 1б

Словесная,

практическая

1.3

Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка».

20.09. 1а

20.09. 1б

Словесная,

практическая

1.4

Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов».

27.09. 1а

27.09. 1б

Словесная,

практическая

1.5

Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка».

04.10. 1а

04.10. 1б

Словесная,

практическая

2 раздел «Пластилиновая живопись» - 6 часов

2.1

Локальный цвет и его оттенки.  Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др.

10.10. 1а

10.10. 1б

Словесная,

игровая

2.2

Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка».

18.10. 1а

18.10. 1б

Словесная,

практическая

2.3

Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг».

25.10. 1а

25.10. 1б

08.11. 1а

08.11. 1б

Словесная,

практическая

2.4

Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».

15.11. 1а

15.11. 1б

22.11. 1а

22.11. 1б

Словесная,

практическая

3 раздел «Пластилиновая аппликация» - 6 часов

3.1

Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Выполнение композиции «Новогодняя елка».

29.11. 1а

29.11. 1б

06.12. 1а

06.12. 1б

Словесная,

игровая

3.2

Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».

13.12. 1а

13.12. 1б

20.12. 1а

20.12. 1б

Словесная,

практическая

3.3

Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».

27.12. 1а

27.12. 1б

Словесная,

практическая

3.4

Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».

17.01. 1а

17.01. 1б

Словесная,

практическая

4 раздел «Пластические фактуры» - 6 часов

4.1

Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.

24.01. 1а

24.01. 1б

Словесная,

игровая

4.2

 Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.

31.01. 1а

31.01. 1б

Словесная,

практическая

4.3

Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес», «Ко Дню Защитника Отечества»

07.02. 1а

07.02. 1б

14.02. 1а

14.02. 1б

21.02. 1а

21.02. 1б

Словесная,

практическая

4.4

Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные».

28.02. 1а

28.02. 1б

Словесная,

практическая

5 раздел «Полуобъемные изображения» - 6 часов

5.1

Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «8 марта»; «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др.

07.03.1а

07.03. 1б

14.03. 1а

14.03. 1б

Словесная,

игровая

5.2

Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

21.03.1а

21.03.1б

Словесная,

практическая

5.3

«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.

04.04. 1а

04.04. 1б

11.04. 1а

11.04. 1б

Словесная,

практическая

5.4

Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др.

18.04. 1а

18.04. 1б

Словесная,

практическая

6 раздел «Объемные формы» - 6 часов

6.1

Лепка геометрических форм.

Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)».

25.04. 1а

25.04. 1б

02.05. 1а

02.05. 1б

Словесная,

игровая

6.2

Закрепление навыков работы с объемными формами.Композиция: «Посудная полка», «Аквариум».

08.05. 1а

08.05. 1б

Словесная,

практическая

6.3

Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др.

16.05. 1а

16.05. 1б

23.05. 1а

23.05. 1б

Словесная,

практическая

6.1

Лепка геометрических форм.

Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)».

30.05. 1а

30.05. 1б

Словесная,

практическая



Предварительный просмотр:

Приложение 2

к рабочей программе по внеурочной деятельности

утвержденной приказом

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от 31 августа 2017 г. №

Календарно - тематическое планирование

«Лепка/Скульптура»

на 2017/2018 учебный год

Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое

Возраст детей: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

Габдрахманова Гузель Фаригатовна — учитель биологии и географии

2017 г.


Наименование раздела предмета с указанием количества часов на данный раздел

Планируемые сроки проведения урока

Фактические сроки проведения урока

Форма организации деятельности обучающихся

Примечания

1 раздел «Солёное тесто» - 5 часов

1.1

Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы.

04.09. 2а

04.09. 2б

Словесная,

игровая

1.2

Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши.

11.09. 2а

11.09. 2б

18.09. 2а

18.09. 2б

Словесная,

практическая

1.3

«Театральная кукла».

25.09. 2а

25.09. 2б

Словесная,

практическая

2 раздел «Пластилиновая композиция» - 6 часов

2.1

«Изразец».

02.10. 2а

02.10. 2б

09.10. 2а

09.10. 2б

Словесная,

игровая

2.2

Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин».

16.10. 2а

16.10. 2б

23.10. 2а

23.10. 2б

Словесная,

практическая

2.3

Изготовление магнита на тему: «Времена года».

06.11. 2а

06.11.. 2б

13.11. 2а

13.11. 2б

Словесная,

практическая

3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции» - 6 часов

3.1

Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Выполнение композиции «Новогодняя елка».

20.11. 2а

20.11. 2б

27.11. 2а

27.11. 2б

Словесная,

игровая

3.2

Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».

04.12. 2а

04.12. 2б

11.12. 2а

11.12. 2б

Словесная,

практическая

3.3

Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».

18.12. 2а

18.12. 2б

Словесная,

практическая

3.4

Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».

25.12. 2а

25.12. 2б

Словесная,

практическая

4. Раздел «Коллаж» - 6 часов

4.1

Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.

15.01. 2а

15.01. 2б

Словесная,

игровая

4.2

 Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.

22.01. 2а

22.01. 2б

29.01. 2а

29.01. 2б

Словесная,

практическая

4.3

Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».

05.02. 2а

05.02. 2б

12.02. 2а

12.05. 2б

Словесная,

практическая

4.4

Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные».

19.02. 2а

19.02. 2б

Словесная,

практическая

5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» - 6 часов

5.1

Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др.

26.02. 2а

26.02. 2б

05.03. 2а

05.03. 2б

Словесная,

игровая

5.2

Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит».

12.03. 2а

12.03. 2б

19.03. 2а

19.03. 2б

Словесная,

практическая

5.3

«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.

02.04. 2а

02.04. 2б

Словесная,

практическая

5.4

Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др.

09.04. 2а

09.04. 2б

Словесная,

практическая

6. Раздел «Объемные формы» - 6 часов

6.1

Лепка геометрических форм.

Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)».

16.04. 2а

16.04. 2б

23.04. 2а

23.04. 2б

Словесная,

игровая

6.2

Закрепление навыков работы с объемными формами.Композиция: «Посудная полка», «Аквариум».

30.04. 2а

30.04. 2б

07.05. 2а

07.05. 2б

Словесная,

практическая

6.3

Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др.

14.05. 2а

14.05. 2б

21.05. 2а

21.05. 2б

Словесная,

практическая

6.1

Лепка геометрических форм.

Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)».

28.05. 2а

28.05. 2б

Словесная,

практическая



Предварительный просмотр:

Приложение 3

к рабочей программе по внеурочной деятельности

утвержденной приказом

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от 31 августа 2017 г. №

Календарно - тематическое планирование

«Лепка/Скульптура»

на 2017/2018 учебный год

Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое

Возраст детей: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

Габдрахманова Гузель Фаригатовна — учитель биологии и географии

2017 г.

Наименование раздела предмета с указанием количества часов на данный раздел

Планируемые сроки проведения урока

Фактические сроки проведения урока

Форма организации деятельности обучающихся

Примечания

1. Раздел «Полимерная глина»- 7 часов

1

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.).

08.09. 3а

08.09. 3б

Словесная,

игровая

2

Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото.

15.09. 3а

15.09. 3б

22.09. 3а

22.09. 3б

29.09. 3а

29.09. 3б

Словесная,

практическая

3

Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, магнитов.

06.10. 3а

06.10. 3б

13.10. 3а

13.10. 3б

20.10. 3а

20.10. 3б

Словесная,

практическая

2 раздел «Лепка из глины» - 12 часов

1

Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью.

27.10. 3а

27.10. 3б

Словесная,

игровая

2

Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью.

10.11. 3а

10.11. 3б

Словесная,

практическая

3

Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью.

17.11. 3а

17.11. 3б

24.11. 3а

24.11. 3б

Словесная,

практическая

5

Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок.

01.12. 3а

01.12. 3б

08.12. 3а

08.12. 3б

15.12. 3а

15.12. 3б

Словесная,

практическая

8

Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше»,

22.12. 3а

22.12. 3б

29.12. 3а

29.12. 3б

Словесная,

практическая

10

Выполнение тематической композиции - панно «Ярмарка»

19.01. 3а

19.01. 3б

Словесная,

практическая

Выполнение тематической композиции - панно «Рождество».

26.01. 3а

26.01. 3б

02.02. 3а

02.02. 3б

Словесная,

практическая

3. Раздел «Пластилиновая композиция» - 4 часа

1

Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры.

09.02. 3а

09.02. 3б

16.02. 3а

16.02. 3б

Словесная,

игровая

 

3

Композиция-панорама «Рыцарский турнир»

24.02. 3а

24.02. 3б

Словесная,

практическая

4

Композиция-панорама «Бал».

02.03. 3а

02.03. 3б

Словесная,

практическая

4. Раздел «Объемные формы» - 11 часов

1

«Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида).

16.03. 3а

16.03. 3б

Словесная,

игровая

2

 Творческая работа «Басни»

23.03. 3а

23.03. 3б

Словесная,

практическая

3

Творческая работа «Птичий двор».

06.04. 3а

06.04. 3б

Словесная,

практическая

4

Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом.

13.04. 3а

13.04. 3б

Словесная,

практическая

5

Работа с каркасом.  Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф».

20.04. 3а

20.04. 3б

27.04. 3а

27.04. 3б

Словесная,

практическая

7

Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения.

04.05. 3а

04.05. 3б

Словесная,

практическая

8

Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.

11.05. 3а

11.05. 3б

Словесная,

практическая

10

Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения.

18.05. 3а

18.05. 3б

25.05. 3а

25.05. 3б

31.05. 3а

31.05. 3б

Словесная,

практическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)

Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...