Сольфеджио в комплексном воспитании юного музыканта
статья по музыке по теме

Статья содержит новый подход к развитию музыкального слуха. Главной задачей педагога является развитие у ребенка активного, аналитического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solfedzhio_v_kompleksnom.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мажара А.С. Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных

        Предмет сольфеджио как часть музыкального воспитания имеет давние традиции. Можно даже говорить о том, что именно сольфеджио, введенное в практику Гвидо Ареттинским  в 10 веке, стало основой для формирования всей системы музыкального обучения. В настоящее время существует множество методик сольфеджио, удовлетворяющих самые разные запросы. Тем не менее, далеко не каждый педагог- инструменталист уверен, что занятия сольфеджио так уж необходимы его ученикам. Посещение сольфеджио, выполнение заданий отнимают немало времени – не лучше ли посвятить его упражнениям на инструменте, ведь необходимый минимум теории и без того разбирается на уроках специальности. Если же в дальнейшем встанет вопрос о профессиональном обучении, можно перед поступлением позаниматься с репетитором. Подобные мысли внушаются родителям, на время сольфеджио ставится урок по специальности… В результате ребенок лишается возможности полноценно развить свой музыкальный слух и музыкальное мышление. Ведь именно сольфеджио располагает арсеналом средств, позволяющих помочь ребенку познать язык музыки во всей его полноте и богатстве.

        Посещение сольфеджио необходимо не только ребенку – оно способно облегчить многие проблемы, с которыми педагог сталкивается в процессе обучения. Наметим те основные аспекты, работа над которыми в классе сольфеджио приносит плоды в исполнительской деятельности ребенка.

        В первую очередь, помощь необходима в развитии метроритмического чувства. Независимо от степени знакомства ребенка с нотной грамотой к началу обучения на инструменте, навыки чтения нот формируются главным образом в процессе начального освоения инструмента. Для исполнения важна не нота сама по себе, а система скоординированных зрительно-моторных связей (вижу знак, нахожу нужное положение рук на инструменте). Специфика инструментов весьма различна, поэтому сольфеджирование голосом в диапазоне полутора октав среднего регистра  - не слишком большое подспорье в обучении беглому чтению нот. Но, играя по нотам, ребенок воспроизводит не только звуковысотность, но и ритм. Иными словами, цепочка зрительно-моторных связей должна выглядеть так: вижу знак, нахожу нужное положение рук в нужное время. При этом ощущение ритмических структур более универсально относительно специфики инструментов. Это позволяет проводить серьезную работу по формированию метроритмического чувства в группах сольфеджио. В отличие от специальности, где после беглого знакомства с арифметическим делением длительностей ребенок переходит к практической деятельности, на уроках сольфеджио упор делается на закрепление слухового образа ритмической фигуры в тесной связи с их выразительными возможностями.

        Прежде всего, необходимо выработать чувство метрической пульсации. Степень развития этого чувства может многое сказать о ритмической одаренности ребенка. В процессе разнообразных упражнений дети учатся ощущать и воспроизводить музыкальный пульс в соответствии с темпом  и характером музыки, находить сильную долю и определять размер такта. При этом, анализируя звучание музыки, важно делать акцент на особенности метрической схемы: двудольность марша и польки   различна, так же как и трехдольность  вальса, менуэта или  мазурки.

        Далее, метрическая сетка постепенно наполняется ритмическими формулами. Сначала четверти и восьмые, далее различные виды дробления доли, включая триоль, а также четверть с точкой.  Важно, что за каждой ритмической фигурой закрепляется двигательный образ (обычно связанный с определенным жанром), помогающий расшифровать ее выразительные значения. К примеру, при знакомстве с ритмом восьмая-две шестнадцатых детям после прослушивания музыкальных фрагментов предлагается протопать эти длительности ногами. После этого сомнений в их танцевальном происхождении   не остается. Работая над пунктирным ритмом, важно почувствовать энергию, заложенную в этой фигуре. Для этого можно использовать метод сравнения: прослушать фрагмент, содержащий пунктир, а затем  прослушать его же, заменяя пунктир ровными восьмыми. Разница в характере и эмоциональном тонусе не останется незамеченной. Можно сделать и наоборот – заменить ровные длительности в мелодии пунктиром. Произошедшие метаморфозы лучше всяких слов дадут представление о выразительном значении ритма с точкой. После этого, исполняя пунктирный ритм, ребенок вряд ли станет затягивать шестнадцатую (одна из типичных ошибок), так как он на эмоциональном уровне воспринял заложенный в ней предыктовый импульс. В соревновании «Кто больше сможет вспомнить песенок с пунктиром» детям приходится задействовать резервы внутреннего слуха – если, припоминая знакомую мелодию, ребенок узнает в ней заданный ритм, значит, слуховые представления об этом элементе музыкального языка сформировались и закрепились. Помимо этого, закрепление ритмических ощущений идет через слоговое прочитывание, слуховой анализ, творческие задания (придумывание слов на ритм и ритма на слова, сочинение ритмических рисунков и т.д.). В процессе работы над ритмом попутно происходит развитие памяти, координации, умения структурировать музыкальную ткань, идет интуитивное формирование чувства музыкальной формы.  Итогом такого подхода к развитию чувства ритма становится не математическое, а осмысленное и прочувствованное исполнение  длительностей, которое если и не лишено неточностей, то они не носят системного характера и легко поддаются исправлению.                                                                                                            

 

        Еще один важный момент, без которого невозможно развитие музыкальности и полноценное овладение музыкальным языком – накопление слушательского опыта, который пополняет копилку музыкальных представлений и обогащает духовный мир ребенка. Знакомство с прекрасными произведениями музыкального искусства расширяет «пространство души», которое раскрывает ребенок в своем исполнении. Слушание музыки занимает значительную часть уроков по сольфеджио, так как к этой форме работы относится не только прослушивание целостных произведений, но и фрагменты, на примере которых анализируются изучаемые элементы. Многие произведения встречаются по различным поводам неоднократно, и постепенно в беседах об этих произведениях и их авторах расширяется кругозор учащихся, что так же важно для более осмысленного отношения к исполняемой  самостоятельно музыке. Навыки анализа музыкального образа и средств музыкальной выразительности проявляют себя в итоговом концерте каждого года обучения: ребенок исполняет произведение из своей программы, предварительно сделав небольшое сообщение о композиторе, характере музыки и важнейших выразительных средствах. Таким образом, слушая произведения различных жанров и эпох, ученики получают представление, как и о чем может говорить музыка.

В тесной связи со слушанием музыки находится изучение музыкальных форм. Для понимания исполняемого произведения необходимо ощущать его структуру, функции разделов, кульминацию. Беседы о музыкальной архитектуре с анализом примеров из классической музыки помогают не только усвоить схему той или иной формы, но и понять ее выразительные возможности. К примеру, изучая форму рондо, слушаем «Спящую княжну» Бородина и задаем себе вопрос: почему этот романс написан именно как рондо? Дети сами находят объяснение: чтобы подчеркнуть неизменность образа волшебного сна. Затем дается задание нарисовать эскиз мультфильма о спящей княжне, где каждому разделу рондо соответствует картинка-кадр. Так ребенок создает визуальный образ формы, в которой новый материал чередуется с уже звучавшим. Яркое впечатление  о выразительных свойствах формы рондо дает и Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки. Повторяющийся рефрен подчеркивает одержимость героя нетерпением и злорадным весельем. В завершение знакомства с принципами рондо они осваиваются на практике в творческих заданиях. Сочиняемое рондо может быть только ритмическим или представлять собой мелодию. Рефрен дается заранее (к примеру, в качестве диктанта) и исполняется хором, а эпизоды импровизируют по очереди учащиеся группы.

Работа над формой вариаций, как правило, вызывает большой интерес. Учащиеся с увлечением «разоблачают» изменения, произошедшие с темой и предлагают свои решения. Поиск изменений в мелодии или ритме прекрасно тренирует слух, а самостоятельное сочинение вариаций развивают фантазию и музыкальное мышление. А как интересно сравнивать вариационные циклы, написанные  на одну тему, например «Вариации на тему Паганини» Берковича  и «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова!

Практическое освоение тех или иных принципов музыкального развития (как анализ на слух или по нотам, так и самостоятельное творческое воплощение) формируют совершенно новое качество слушательского внимания и способствуют развитию архитектонического слуха, т. е. умения мысленно охватывать произведение в единстве всех его фрагментов. Это положительно сказывается на исполнительской деятельности ребенка.

Рассмотренные моменты  уроков сольфеджио не так хорошо освещены в специальной литературе, как развитие ладового и гармонического слуха, работа над интонацией. Но и в хорошо знакомых формах работы скрыты немалые возможности развития творческого и исполнительского потенциала ребенка. К примеру, хороший ладовый слух проявляется в эмоциональной реакции на соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней, ощущение тяготений к ладовому центру и градации степеней напряженности этих тяготений. Но ведь ладовые отношения существуют не сами по себе – они являются сутью любой мелодической интонации. А значит работа по развитию ладового слуха приводит к постепенному вычленению из звукового потока смысловых единиц – мотивов, каждый из которых имеет свой контур и  направленность. Без этого вычленения грамотное и логичное исполнение  невозможно, а значит весь комплекс средств и методик, направленных на развитие слуха, воздействует и на исполнительскую деятельность.

То же можно сказать и о развитии  других музыкальных способностях – гармоническом слухе, внутреннем слухе, без которого вообще невозможен акт воспроизведения музыки, музыкальной памяти… Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что сольфеджио – не озвученная теория музыки, а самостоятельная дисциплина, обладающая огромными возможностями для развития всех сторон музыкальности, развивающими и воспитательными возможностями. Изучение сольфеджио обязательно должно быть систематическим. Сольфеджио нужно не для поступления в училище, а для формирования гармоничной личности, для того чтобы исполнительский процесс был полноценным и задействовал все способности данного ученика. И тогда все больше будет у нас истинных любителей музыкального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-игровая программа «Посвящение в Юные музыканты»

     Одной из традиций нашей школы, является ежегодное проведение концертно-развлекательных мероприятий для первоклассников и их родителей. Целью их проведения являются: по...

Формирование юного музыканта

Формирование юного музыканта (по классу ударных инструментов)....

Посвящение в Юные музыканты

Сценарий посвящения в Юные музыканты...

Праздник "Посвящение в юные музыканты"

Сценарий праздника  "Посвящение в юные музыканты"...

Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта

Работа по формированию у юного музыканта - исполнителя сценической устойчивости, пути и способы формирования...