Главные вкладки

    Творческая работа учащихся по музыке (5 класс) по теме:
    исследовательская работа по музыке "Осторожно, громкая музыка!"

    Питерцева Надежда Анатольевна

    В работе проводятся исследования по воздействию громкой музыки и музыки, прослушиваемой через плеер на слух подростков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sluh.doc145 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная гимназия

    Исследовательская работа по музыке на тему:

    «ОСТОРОЖНО, ГРОМКАЯ МУЗЫКА».

     Выполнила  Зайцева Кристина

                                                                                                         ученица 5Б класса

    Руководитель  Питерцева Н.А.

                                                                                                           учитель музыки

    г.Ярцево

    2012год

    ОСТОРОЖНО, ГРОМКАЯ МУЗЫКА.

       «Музыка родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Его последователи проводили занятия математикой под музыку, поскольку заметили, что она благотворно влияет на интеллект человека. Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души.  Врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

      Современной наукой  накоплено много данных как о позитивном, так и о негативном воздействии музыкальных звуков на организм человека.

      Есть  мнение, что  рок – это плохо, а классическая музыка – хорошо. Но на деле все гораздо сложнее. Разная музыка в разных людях вызывает разные эмоции. И далеко не все рок-баллады настраивают на саморазрушение, так же как и не все симфонии классиков – на позитив.

      Оказывается для «правильной» и «здоровой» музыки большое значение имеют ритм и громкость мелодии.

      Что же мы видим с вами сегодня? Современную жизнь трудно представить без музыки. Она звучит везде. Мы встаем под ее звуки каждое утро, она сопровождает нас  на улицах, в общественном транспорте, в салонах автомобилей, на остановках из наушников рядом стоящих молодых людей. Производители разных фирм в большом количестве предлагают нам продукцию в виде колонок, динамиков, плееров, телефонов. И мы с удовольствием пользуемся этой продукцией. Если  покупаем колонки, то помощнее, если телефон, то обязательно с функцией прослушивания музыки.       Облик современной  молодежи   – это подросток, в джинсах, с рюкзачком за спиной и непременное условие – наушники в ушах. Так модно…                Это же «прикольно»: едешь куда-нибудь и времени не замечаешь, потому что из плеера или телефона доносится любимая музыка. И настроение прекрасное, и можно не обращать внимания на окружающую обстановку, тем самым оградив себя от негатива, часто наполняющего нашу среду обитания. Или не едешь, а просто идешь на учебу, прогулку, на работу.

       Мне стало интересно, действительно ли прослушивание громкой музыки и музыки через плеер приносит только удовольствие и никаким образом не влияет на здоровье?

      Я решила провести анкетирование среди учащихся нашей школы и вот что оно показало:

    На вопрос: «Как вы считаете, хороший ли у вас слух?» - все 15 учащихся ответили «Да», т.е. положительно.

    На вопрос: «Часто ли вы слушаете громкую музыку?» - 8человек из 15 ответили положительно.

    На вопрос: «Часто ли вы слушаете музыку в наушниках?» - 13 человек ответили «Да».

    На вопрос: «Сколько времени в день вы слушаете плеер?» - 9человек ответили – примерно 2-3 часа; 3 человека – более 3часов; и 3 человека – 1час.

          Поэтому объектом своего исследования я выбрала громкую музыку и музыку, звучащую через наушники.

       Актуальность  моей  работы определяется тем,  что  несмотря на то, что многие в наше время увлечены здоровым образом жизни -  мало кто уделяет внимание тому, что молодые люди слушают  громкую музыку и музыку в наушниках. И часто эта музыка звучит на недопустимой для слуха громкости. Звуки сливаются с другим посторонним шумом и создают неприятную дисгармонию. Кроме того многих раздражает, когда люди с плеером отгораживаются от остальных музыкальным фоном. Это воспринимается со стороны окружающих как проявление неуважения. Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека. Могут вызвать глухоту и тугоухость.

      Поэтому цель моей работы:  выяснить, какую роль в жизни подростков занимает прослушивание громкой музыки и как это влияет на работоспособность и физиологическое состояние человека.

    Работая над данной темой, я поставила следующие задачи:

    1.Изучить литературу по данной теме.

    2.Провести анкетирование среди учащихся 5; 9 классов.

         3.Узнать мнение врача-отолоринголога о влиянии громкой музыки на слух человека.

         4.Определить остроту слуха у учащихся 5; 9 классов.

         5.Исследовать влияние громкой музыки на физиологическое состояние подростков и их работоспособность.

    Я использовала следующие методы исследования:

    - анализ научной литературы и систематизация информации

    - анкетирование и диагностика учащихся, интервьюирование

    - измерения, наблюдения

    - обработка результатов

    Гипотеза

     Если подростки будут регулярно слушать громкую музыку – это может привести в дальнейшем к ухудшению их здоровья.

    Обзор литературы

    Работая над выбранной темой я выяснила, что литературы по данному вопросу не очень много, поэтому мне пришлось использовать те немногие статьи, которые я нашла в  журнале «Музыка в школе», в книге Р.Тейлора «Шум». Очень помог мне сайт в интернете www.Stereohead.ru

    Основная часть

    Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше чем зрение, наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне.

    Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки.

    Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени раз меньше, чем аналогичная интенсивность света

    Слух – самое совершенное чувство. Оно может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.

    Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.

    Слуховой орган имеет  настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.

            Орган слуха – ухо. У человека различают три его части: наружное, среднее и внутреннее (см. рис.1).

    Рис. 1  Строение уха.

    Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой. Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. За барабанной перепонкой лежит, заполненная воздухом полость среднего уха. В среднем ухе расположены три маленькие косточки, последовательно связанные между собой: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, связанный с барабанной перепонкой, передает ее колебания на наковальню, затем на стремя. Внутреннее ухо состоит из улитки, системы трех полукружных каналов (орган равновесия). В улитке помещаются слуховые рецепторы. Внутри улитка наполнена жидкостью, через которую звуковые вибрации передаются на чувствительные волоски, преобразующие вибрации в нервные импульсы, поступающие в слуховую зону коры больших полушарий.  Она расположена в височной части, здесь происходит восприятие звука, анализ его силы, характера и высоты. Чрезмерный шум ведет не только к потере слуха, но и вызывает психические нарушения. Реакция на шум может проявляться и в деятельности  внутренних органов, но особенно в сердечно сосудистой системе.

    Шум – такой же медленный убийца,  как и яд.

    2.    В последнее время шумовая нагрузка возрастает от десятилетия к десятилетию. Громкость – уровень энергии в звуке измеряется в децибелах.  

    15 дБ

    Шепот

    40 дБ

    Человеческая речь

    50 дБ

    Звуки голосов в аудитории

    60 дБ

    Телефонный звонок

    80 дБ

    Звонок будильника на расстоянии метра, шум пылесоса

    90 дБ

    Уличный шум при интенсивном дорожном движении, плеер, включенный очень громко, мотоцикл, газонокосилка.

    100 дБ

    Бензопила, отбойный молоток

    110 дБ

    Грохот музыки на дискотеке

    120 дБ

    Уровень звука на рок-концерте, раскат грома

    130 дБ

    Взлет ракеты, рев реактивного двигателя, выстрел из артиллерийского орудия

    140 дБ

     Болевой порог

    Шумы порядка 140 дБ (например, звук реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.

        У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что слуховые косточки утрачивают свою подвижность, и колебания не передаются во внутреннее ухо.

         Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Его вредное воздействие совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически бессилен.

    3.  Прослушивание музыки на высокой громкости может стать причиной 2 основных слуховых болезней — потери чувствительности сенсорных волосков и так называемого «звона в ушах». Потеря чувствительности происходит во внутреннем ухе, когда звуковая волна, проходя через жидкость в ушной улитке, перевозбуждает и убивает чувствительные волоски. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты.

      Причиной, так называемого звона или шума в ушах является то, что поврежденный сенсорный элемент внутреннего уха начинает посылать нервные импульсы в мозг все время, вне зависимости от того, есть ли на самом деле звук или нет. Данная болезнь, как следует из названия, заключается в громком звоне или гуле (в зависимости от частот, за которые отвечают поврежденные сенсорные ячейки) в голове. Иногда этот звук может быть весьма громким (кажущаяся громкость может достигать уровня в 90 дБ) и таким образом может очень сильно испортить жизнь пострадавшему человеку.

      Примерно каждый пятый подросток в США имеет признаки потери слуха из-за слушания громкой музыки в наушниках. Об этом заявил отоларинголог Джозеф Шаргородский.

    Как сообщает "Голос Америки", ученые сравнили два исследования слуха подростков в возрасте 12-19 лет. Первое было проведено между 1988 и 1994 годами, до появления карманных плейеров, второе - в 2005-2006 годах. "В целом среди подростков общее количество случаев ухудшения слуха увеличилось на 30% ( с 14,9% до 19,5%).  Что касается легкой степени потери слуха, частота жалоб увеличилась на 77%, а случаи потери слуха среднего и тяжелого уровня увеличились на 50%. У мальчиков проблемы со слухом возникают чаще, чем у девочек».

      «Эта работа подчеркивает обоснованность волнений по поводу использования музыкальных плееров и их влияния на здоровье, а также слишком громкой музыки на концертах и в клубах», – считают эксперты. Около двух третей людей, пользующихся плеерами, слушают музыку, которая достигает громкости 85 децибел и громче, а этот уровень шума может стать причиной необратимой потери слуха. Ученые также выяснили, что подростки не только слушают музыку громче, чем взрослые, но и не осознают, насколько громко ее включают. В прошлом году в Бельгии было проведено исследование, в ходе которого волонтеров просили слушать громкую музыку в наушниках по одному часу в шесть заходов. После каждого захода исследователи измеряли их слух. В результате оказалось, что уже через час прослушивания музыки слух волонтеров ухудшался, причем значительное ухудшение слуха отмечалось после каждого последующего часа прослушивания.

      Еще хочется обратить внимание на следующее. По сообщениям  полицейских увеличилось количество несчастных случаев на дорогах, в которых виной всему были наушники. Причем, если в конце 2005 г. таких случаев было 16, то в конце 2011-го их стало уже 47. Около 70% заканчивались смертью. В большинстве случаев гудок или крик оповещал пешехода о приближении транспортного средства. Но пострадавшие его не слышали или слишком были погружены в себя, а скорее всего - и то, и другое вместе, считают исследователи.

      Плеер сильно снижает внимание.. Предыдущие исследования доказывали, что пешеходы ведут себя менее осторожно, если слушают музыку в наушниках. Они более склонны рисковать, например, перебегать дорогу на красный свет или не по переходу.

      Прослушивание музыки на очень большой громкости мешает водителю в  управлении автомобиля: ухудшает реакцию,  увеличивает вероятность аварии.   В Черногории власти приняли закон, в соответствии с которым пешеходам запрещено переходить улицу с наушниками в ушах, дабы не «пропустить» сигналы автомобилей.  

       Эффективность человека совершать какие-либо действия снижается с увеличением уровня шума, приближающегося к 95.

    III. Практическая часть.

    В своей работе я использовала следующие методы исследования: измерение, диагностика, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ и обработка результатов, оформление таблиц.

    1. Я предлагаю вам сейчас послушать, что по поводу громкой музыки и музыки в наушниках думают специалисты, а именно доктор Ярцевской поликлиники Е.Н.Азаров.(видео)

    2.Затем  мы составили и провели анкетирование учащихся 5 и 9 классов.

    На вопрос: « Любите ли вы слушать плеер -  в 5 классе ответили, что через плеер слушают музыку только 30% опрошенных, а в 9 классе количество любителей слушать музыку через наушники возрастает до 60%.

                                                                     

    На вопрос: «Ощущаете ли вы шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки?»

     В 5 классе только 10% опрошенных ощущают шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки и музыки в наушниках, а в 9классе этот показатель уже увеличивается до 30%.

    3.Для определения остроты слуха у учащихся нам потребовалось следующее оборудование: механические часы, линейка, музыка. Чтобы определить остроту слуха  мы подносим к уху механические часы с секундной стрелкой и линейку. Затем измеряем, на каком расстоянии от уха исследуемый слышит звук секундной стрелки. Исследования проводились в спокойном состоянии и после прослушивания громкой музыки. 5классники слушали громкую музыку через колонки, а 9классники через MP3 плеер. Результаты заносились в таблицу.(см.слайд)

        Сравнивая результаты измерения остроты слуха у школьников в спокойном состоянии и после прослушивания громкой музыки в течении 3-5 минут можем сделать следующие выводы: громкая музыка действительно негативно влияет на слух человека, притупляя его.  За короткое время прослушивания 3мин. – 5класс и 5 мин. -9 класс  из 12 испытуемых слух упал у 9 человек, т.е. у 75%  учащихся.

      Если анализировать уровень слуха по классам в спокойном состоянии, то можно заметить, что к 9 классу слуховые показатели падают, хотя сами подростки и не подозревают о том, что слышать стали хуже.

    4.Для того, чтобы выяснить влияние звуков на физиологическое состояние – в частности на изменение пульса, проводим следующее исследование: сначала замеряем пульс в спокойном состоянии, затем слушаем громкую музыку через колонки в течении 3 минут, опять замеряем пульс и фиксируем результаты в таблицу.(см.слайд)

       Вывод:  Исходя из данных таблицы мы видим, что громкая музыка влияет на физиологическое состояние человека. Уже через 3 минуты прослушивания громкой музыки у учащихся участился пульс на несколько единиц.

    5.Для проверки влияния громкой музыки на работоспособность учащихся проводили следующее исследование: детям даем задания, которые выполняются сначала под спокойно звучащую музыку, либо в тишине, а затем даем аналогичные задания, которые они должны выполнить под громкую музыку или во время прослушивания плеера.

      5 класс выполнял задания по математике в разные дни. Участвовало в эксперименте 15 человек. Время выполнения одинаковое – 10 минут. Результаты представлены в таблице №3. Кроме того, в результате эксперимента во время  звучания громкой музыки возникли жалобы на головную боль(6 человек – это 40% испытуемых) и невозможность сосредоточиться.

    9классники выполняли задания сначала в тишине, а затем слушая плеер. Участвовало 6 человек. Время давалось одинаковое – 10минут. В результате эксперимента под музыку, звучащую через плеер для выполнения заданий потребовалось времени больше, в задачах были допущены элементарные  ошибки( забыли записать ответ) и неточности, помарки, исправления.

    Вывод: Громкая музыка и музыка в наушниках действительно негативно  влияет на  работоспособность человека, отвлекая и рассеивая  его внимание, мешая сосредоточиться.

    Выводы.

    Таким образом, изучив данную тему я пришла к следующим выводам:

    - прослушивание громкой музыки и музыки в наушниках в транспорте, на улице как не этично, так и опасно, она отвлекает и рассеивает внимание;

    - если же вы все-таки хотите слушать музыку, не следует слушать ее на максимальной громкости;

    - громкая музыка негативно влияет на физиологическое состояние подростков и на их работоспособность;

    - может привести к ухудшению слуха и тугоухости;

    - наибольшую опасность для слуха представляют наушники-вкладыши, поэтому при выборе наушников следует отдавать предпочтение «мониторным» наушникам.

    Гипотеза, выдвинутая мной, что если подростки будут регулярно слушать громкую музыку -  это приведет в дальнейшем к ухудшению их здоровья оказалась верной.

    Заключение.

    Проведенные исследования и обзор литературы позволили мне не только сделать правильные выводы о прослушивании громкой музыки и музыки через наушники. Я узнала, как устроен орган слуха и что происходит, когда мы слушаем громкую музыку. О том, что есть разница между прослушиванием музыки через колонки и через наушники, хотя если музыка звучит на недопустимой громкости  - это практически одинаково отражается на нашем здоровье.

    При прослушивании громкой музыки и музыки с помощью MP3 плееров и головных телефонов нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию еще увеличить громкость, при которой прослушивание станет рискованным.

    Акустические травмы никогда не проходят бесследно. Вредоносный эффект от них обладает кумулятивным свойством, т.е. может накапливаться и проявляться через длительное время совершенно неожиданно.

    Слушать или не слушать громкую музыку каждый человек решает сам. Но я и мои одноклассники для себя  выбор сделали. И этот выбор не в пользу прослушивания громкой музыки, будь то колонки или MP3 плеер.

    И все-таки хочется закончить на оптимистичной ноте. Все может быть и не так мрачно – прослушивание той же музыки в наушниках обладает массой достоинств. Я призываю вас просто чувствовать меру и соблюдать осторожность, в целях сохранения вашего суха и здоровья на долгие годы. УДАЧИ!

    Список используемой литературы:

    1.Журнал «Музыка в школе» №6/2011г.

    2.Р.Тейлор «Шум» под ред.М.А.Исаковича – М., Мир 1978г.

    Интернет – ресурсы:

    www.liga.net

    Википедия

    http://24.ua/news/show/id/18038.htm

    http://www.domsovetof.ru

    http://www.avreport.ru/articles/stereofonicheskie-naushniki/

    http://doctor.itop.net/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

    В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

    Исследовательская работа по физике по теме "Влияние музыки на живые организмы"

    Цель работы:В ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие животных. Задачи: 1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния звука ...

    Научно - исследовательская работа по физике "Физика и музыка"

    Представлены материалы иссследования по указанной теме. Прослеживается связь физики и музыки, а именно звуковые явления. Извлечение звуков музыкальных инструментов. Свойства звука, шкала громкости... ...

    Учебно-исследовательская работа по теме: «Математика и музыка»

    О взаимосвязях математики и музыки можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы....


     

    Комментарии

    Плеханова Марина Витальевна

    Надежда Анатольевна, работа очень интересная и нужная. Спасибо.