Восприятие современной музыки С.С. Слонимского в фортепианном классе ДШИ
методическая разработка по музыке по теме

Иванова Светлана Ивановна

Сборники пьес «От 5 до 50» С.М. Слонимского позволяют исполнителю и слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений музыки XX века, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya.docx21.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Восприятие современной музыки  С.С. Слонимского

в фортепианном классе ДШИ

Отечественная музыкальная педагогика имеет в своем распоряжении обширную и многообразную инструктивную литературу. В учебном процессе современной музыкальной школы наряду с традиционными классическими образцами детской музыки прошлого важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки ХХ века, в том числе композиторов – наших современников.

Одной из актуальнейших педагогических проблем на сегодняшний день становится приобщение ребенка к миру и языку современного композиторского искусства. Для ее решения требуется, прежде всего, глубокий и всесторонний анализ новых сочинений современных композиторов, адресованных  юным музыкантам, так как квалифицированная педагогическая работа неосуществима без знания музыкальной литературы, составляющей современный музыкальный репертуар.

К сожалению, в музыкальных школах знакомство с творчеством С.М.Слонимского и других современных композиторов на сегодняшний день происходит не так активно, как следовало бы. Отчасти это связано с распространенной ситуацией, когда издательская продукция «оседает» в том городе, где она вышла в свет. Это является особенно  большой проблемой для городов, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга. Еще одна причина -  нежелание педагогов включать современную музыку в детский репертуар, считая ее сложной для восприятия. Хотя, на самом деле, современная музыка сложна, прежде всего, для педагогов, воспитанных на классических образцах музыки.  У ребенка же «ухо» еще свободно и открыто к восприятию нерегулярной метроритмики, свежих терпких гармоний. Считаю очень  актуальной потребностью - приобщение детей к миру и языку современного композиторского искусства, развитию музыкального мышления, расширению музыкального кругозора на примере фортепианных пьес С.С. Слонимского изданного в пяти тетрадях  под названием «От 5 до 50»

 Целью  своей  работы с детьми -  считаю важным изучение художественных, исполнительских и методических принципов музыки С.М.Слонимского  

В процессе работы  ставлю для себя следующие задачи: 

- познакомить учащихся с пьесами С.М.Слонимского        

- произвести анализ музыкального материала сборников «От 5 до 50»;

- выявить стилистические особенности пьес этих сборников;

- достойно пополнить учебный  репертуар, обогатив тем самым теорию

  и практику современного отечественного музыкального воспитания.  

Помимо изучения пьес в классе, можно рекомендовать анализируемые сборники педагогам -  исполнителям в качестве разнообразного, богатейшего материала для музицирования, культура которого на сегодняшний день, к сожалению, практически утрачена.  Поскольку многие произведения несут в себе элементы театральности, их можно использовать и в рамках  различных сказочных постановок,  детских музыкальных праздников.

Основным критерием в педагогическом процессе я считаю процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей, заинтересованности в современной музыке, насыщенной красивыми мелодическими оборотами, гармониями, ритмами,  современными звуковыми эффектами.

В рамках публикации, я бы хотела перечислить произведения композитора, которые я использовала в своей работе и  применила их на практике:

1. С.М.Слонимский «Романтический вальс» 

Летняя творческая школа мастер-класс (Руза-2008), проводимая профессором  Московской Государственной консерватории А.А.Мндоянцем. Среди подготовленных  с ученицей  произведений для мастер-класса была пьеса С.М.Слонимского «Романтический вальс»(Хабарова Маша, 5 класс)

2.  Фестиваль детского и педагогического творчества Северо-западного Региона России «Созвучия Севера» – С.Слонимский «Шествие оленей»- Хабарова Маша,5класс - лауреат 3 степени (номинация фортепианный ансамбль, г. Архангельск 2008г.)

3. XI Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Праздник Детства» – С.Слонимский «Любовь принцессы и охотника» из сюиты по сказке Баумбаха «Принцесса не умевшая плакать»-Лобода Полина,3класс –диплом 1 степени (номинация инструментальное творчество, г.Санкт-Петербург 2010г.)

4.  В качестве пройденного репертуара изучен ряд произведений:

«Капельные пьески» (Лягушки, Кузнечик)

«Вальс Золушки и принца» (фортепианный ансамбль)

«Колыбельная кошки»

«Колокола»

Сюита по сказке Баумбаха «Принцесса не умевшая плакать»

Сюита по сказке братьев Гримм «Король-музыкант»

4. В качестве классных часов использованы сюиты:

«Принцесса не умевшая плакать»

«Король-музыкант»

Музыка С.Слонимского необычайно интересная, смелая, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам. Детям такая современная музыка нравится, а педагоги знают, как это важно, как это может стимулировать ребенка к творчеству. Можно порекомендовать использовать музыку автора, в частности сюиты, в качестве музыкальных проектов для воспитанников детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, подключив  для этого театральную деятельность. Полезной формой знакомства с творчеством одного из интереснейших композиторов могут стать классные часы.

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на огромное многообразие детской инструктивной музыки, у каждого педагога есть свой постоянный набор «обязательных» пьес на разные виды техники для  разного уровня подготовки детей. Педагогическая ценность этих произведений доказывает их востребованность на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Однако, помимо общеизвестных, часто исполняемых пьес, важно расширять репертуар и кругозор не только учеников и педагогов, но и слушателей, за счет обращения к современной музыке с ее острыми ритмами, свежими гармониями,  нетрадиционными приемами игры. Сборники пьес «От 5 до 50» С.М. Слонимского позволяют исполнителю и слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений музыки XX века, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора.

В своих детских пьесах Слонимский выступает  наследником богатейших исторических традиций, сложившихся в области педагогического репертуара, при этом ему удалось в своих произведениях с высочайшим профессиональным мастерством  создать   собственный индивидуальный, содержательный и яркий  мир детской музыки.

Изучение  композиций доказывает, как велика роль  современной музыки, которая способствует углублению  образно-эмоционального  и интеллектуального восприятия учащимися окружающей действительности.

  Выделим главное: обращение к сборникам пьес «От 5 до 50» не только расширит кругозор педагогов и учеников, знакомит их с особенностями современного музыкального языка, но и поможет раскрытию творческих способностей учащихся.

Применение в концертной и педагогической практике данных произведений несомненно послужит дальнейшему продуктивному развитию современного фортепианного исполнительства и педагогики.

                                   С уважением преп. ДШИ Иванова С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над педализацией в фортепианном классе ДМШ,ДШИ

В работе представлены теоретические и практические аспекты работы над основами педализации,приведены примеры из собственной педагогической практики,даны ссылки на музыкальный материал....

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

Реферат: "Развитие музыкального чувства ритма у учащихся фортепианного класса."

Актуальность   работы   вызвана  требованиями современного образования  к  уровню  развития   эстетического  воспитания  учащихся, как...

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса

Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...

статья Образ Мцыри и его восприятие современными подрост

В статье автор рассматривает психологические особенности восприятия школьниками поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...