Приёмы формирования психологической установки к восприятию классической музыки.
методическая разработка по музыке по теме

В данной работе раскрываются приёмы формирования психологической установки к восприятию классической музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования психологической установки к восприятию классической музыки.

Увлеченность музыкой, любовь к ней - важное условие для того, чтобы она раскрыла детям свою красоту, могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль.

Задача педагогов - заинтересовать учащихся, увлечь их, привить любовь к классической музыке, потому, что в ней можно найти эмоциональный отклик на многие человеческие переживания, найти ответ на жизненные вопросы.

Одним из наиболее эффективных приемов развития у учащихся психологической установки к восприятию классической музыки может быть эмоциональная беседа о музыкальных образах, сюжетах, видах творчества, стилях композиторов. Беседуя, рассказывая детям о музыке, размышляя и сравнивая, нужно стараться открыть им глаза, достучаться до их сердец, научить их не только слушать, но и слышать, сопереживать.

Следующий прием - слушания классической музыки в сочетании с просмотром репродукций отражающих эпоху создания музыкального произведения, настроения, идеи, заложенной в произведении. Этот прием позволяет более наглядно, правдиво воспринимать звучащую музыку, осмыслить ее содержание, понять эмоциональное и идейное значение.

Важным приемом развития восприятия классической музыки является посещение вместе с детьми концертов классической музыки, музыкальных спектаклей, опер, балетов. Ничто не может сравниться по силе воздействия с живой музыкой, живым исполнением во время концерта.

Все вышеперечисленные приемы приобщения учащихся к классической музыке, а также развитие навыков восприятия выполняют воспитывающую, обучающую и развивающую функции.

Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса и, несмотря на значительное количество материалов, освещающих ее, во многом еще не решена. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Важно подчеркнуть, что восприятие есть вид активной деятельности связанной с другими психическими процессами: мышлением, воображением, памятью, поскольку оно включает предшествующий опыт.

Музыкальное восприятие - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.

Наблюдения показывают, что научить активно слушать музыку детей - дело сложное, задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, ибо, пассивно воспринимая, музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю.

Для создания на уроке творческой, эмоциональной обстановки используются некоторые приемы, которые помогают сочетать организованность и эмоциональность. Один из них - организованный вход и выход под музыку. Здесь преследуется несколько задач: сразу же мобилизовать ребят на восприятие музыки, организовать начало урока, а так же дать дополнительный материал для учебных целей.

Другой не менее важный прием - это формирование навыка внимательно и сосредоточенно относиться к звучащей музыке. А для этого необходимо создать в классе «атмосферу концертного зала». После такого прослушивания начинается процесс осознания прослушанной музыки. Он строится в форме собеседования, размышления, учителя и ребят.

Еще один прием - домашнее задание. Основная их цель - расширять музыкальные впечатления детей, накапливать живой, слуховой опыт. Для этого надо прислушиваться к музыке, с которой они встретятся дома, в быту, на улице... и узнавать знакомых «китов», в задания также входят рисование иллюстраций, сочинение стихов.

Слушание знакомых пьес в новом оркестровом исполнении, в исполнении известных певцов. Сравнение различных трактовок и аранжировок одного и того же произведения активизирует и обогащает восприятие. Эмоционально настроить ребят на восприятие тонких чувств помогают отрывки из литературных произведений.

Большую роль играет вступительное слово учителя и «живое» исполнение музыки. Использование произведений живописи. Например: картина «Бурлаки на Волге», и песня «Эй, ухнем!» - сравнение произведений способствует внимательному вслушиванию в музыку, формированию умения следить за развитием музыкального образа. Создание установки на восприятие музыкального произведения не только направляет внимание учащихся, но и помогает им раскрыть его образное содержание.

Использование метода интонации - стилевого постижения музыки и позволяет подойти к искусству, как беседе с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира; времени.

Интонационный анализ музыкального произведения представляет собой единство целого и части в их постоянных связях и взаимопереходах. Он представляет следующие этапы:

- вопрос-задание учителя;

- прослушивание одного или нескольких сочинений в их сопоставлении и интонировании музыки;

- вероализация своего ощущения - чувства музыки и повторное исполнение-интерпритация;

- интуитивно-образное определение стиля в самом общем плане;

- повторное звучание музыки;

- сравнение музыкальных образов в целом, что их роднит, отличает;

- выявление языковых особенностей позволяющих почувствовать своеобразие музыкального образа, жанра;

- повторное слушание или исполнение, в зависимости от последующих задач.

Стилевое постижение музыки предполагает соотнесение данного конкретного сочинения с некоторым множеством произведений специально подобранных по сходству и различию. А целенаправленные сопоставления воспринимаемого произведения с обобщенными, характерными присущими данному жанру, стилю, интонациями, закономерностями развития музыки способствует развитию способности определять тот или иной стиль, отличать одну музыку одного композитора от музыки другого, что является важнейшим качеством восприятия.

Этапы формирования стиле-слухового анализа.

1. Ознакомление учащихся с особенностями изучаемого стиля.

2. Выделение, отбор и характеристика стилевых признаков.

3. Определение стиля произведения в результате синтеза стилевых признаков.

Сравнивая три фрагмента «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева и «Контрданс» А.Бетховена - учащиеся ясно ощущают принадлежность их разным композиторам, разным национальным культурам. Мелодии разучивают эскизно, дирижируют, исполняют на воображаемых инструментах пульс музыки или ритмический рисунок. В результате, ребята переживают музыку, как свое собственное состояние вместе с тем, как бы переносятся в состояние другого человека, что позволяет лучше понять его. Учащимся предлагается подумать, что они могут рассказать о характере праздника, где исполняется танец «Контрданс» (бал художников). Как мог исполняться этот танец? Сравнивают аккомпанементы танцев.

Интонационно-стилевой анализ ориентирует на постоянное взаимодействие различных форм и видов деятельности - вокализация, хор, пение, пластика, инструментальный, графика.

Ценными приемами к активизации эмоционального отношения к музыке являются такие приемы как - задания:

1. Может ли какая-либо из выученных мелодий стать продолжением таинственного, сказочного начала пьесы? Поиск ответа на вопрос и его обоснованность, являются показателем развитости у учащихся этих чувств. Учащиеся сочиняют различные варианты.

2. Учащимся предлагается послушать произведения, придумать название к прозвучавшей музыке и предположить - это законченное произведение или его часть.

3. Пропевание тем произведений крупной формы способствует активному обогащению музыкально-слухового опыта детей, достижению самодеятельности слухового восприятия и роста музыкального сознания.

Сотворчество через движение, игра на инструментах также активизирует эмоционально-осознанное отношение к воспринимаемому.

Например: раскрыть принцип  настроения вариации помогут выразительные движения, как бы сопровождающие исполнение какого-либо музыкального произведения.

Например: изобразить под музыку, какого-либо персонажа, показать его движения под музыку.

Итак, восприятие учащимися музыкального произведения требует от учителя умелого использования различных приемов и методов.

В целом результаты работы учителя ощутимы, когда он создает все условия для развития творческого восприятия произведений и каждый ребенок вносит что-то свое в процесс общения с искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

«Формирование отзывчивости младших школьников на классическую музыку».

Развитие способностей к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, образного мышления и творческой индивидуальности....

Презентация "Влияние классической музыки на восприятие произведений русских художников".

Презентация "Влияние классической музыки на восприятие произведений русских художников"....

Презентация "Приобщение дошкольников к восприятию классической музыки"

Цель - накопление детьми музыкально - слухового опыта, его расширение в процессе знакомств с различными музыкальными произведениями....

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки...

Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".

Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....

Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».

В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....