М. И. Глинка. Биографический очерк. 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Татаренко Оксана Юрьевна

 М. И. Глинка. Биографический очерк. Музыка 6 класс.

Цели и задачи:

  • Приобщать учащихся к шедеврам отечественной музыкальной культуры, ее истории и традициям.
  • Расширять музыкальный кругозор, развивать наглядно-образное мышление.
  • Развивать эмоционально-личностное восприятие музыки в процессе изучения жизни и творчества композитора.
  • Прививать любовь и интерес к музыке.
  • Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glinka_m.i._biograficheskiy_ocherk.doc102.5 КБ
Office presentation icon m.i._glinka_ii_chast.ppt2.19 МБ
Office presentation icon m._i._glinka._iii_chast.ppt900 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цели и задачи работы.

        Целью настоящей работы является разработка и изготовление мультимедийного наглядного учебного пособия по музыке на тему: «М.И.Глинка. Биографический очерк».

        Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить тип проекта презентации;
  2. разработать структуру урока;
  3. выполнить подбор иллюстрированного и текстового материала;
  4. определить программные продукты, используемые при работе над проектом (для работы с текстом, схемой, иллюстрацией, звуком);
  5. подготовить отобранный материал (оцифровать звук, преобразовать текстовый материал в электронную форму);
  6. выполнить сборку проекта;
  7. провести тестирование и отладку (устранение ошибок);
  8. определить аппаратную конфигурацию рабочего места для демонстрации проекта;

Основное содержание работы

        Данное учебное пособие (мультимедийный интерактивный урок) является поддержкой и сопровождением для обучения в шестых классах средней общеобразовательной школы. Урок содержит демонстрационные материалы, учебные задания, игры.

Описание применяемых методов и технологий, а так же обоснование их выбора

        Данное пособие (мультимедийный урок) представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно – контролирующую сторону дидактического процесса.

        Специфические особенности мультимедийного урока, как средства обучения позволяют оценить его вклад в реализацию целей образования школьников.

        Использование в процессе обучения данной информационной технологии способствует обогащению содержания обучения, помогает активизировать познавательные процессы учащихся, развивать их творческие способности, прививать у учащихся интерес к учебе.

          Комплекс технических средств обучения является незаменимым помощником учителю и позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. С помощью оперативной памяти экранно-звуковой информации экономится  и рационально распределяется время на уроке.

          Любая форма работы на уроке с использованием ИКТ имеет серьезные преимущества перед традиционными формами урока уже потому, что обладает большими возможностями предъявления учащимся наглядных и звуковых средств, документальных и справочных материалов. А также позволяет реализовать огромные воспитательные возможности, способствует развитию таких активных познавательных процессов, как внимание, память, мышление.

        Использование компьютерных технологий обеспечивает более высококачественной наглядностью, т.к. она реализуется с помощью анимации, звука, графики, схем, текста.

Ожидаемые результаты и степень их достижения за счет внедрения работы

        Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой.

        Демонстрация мультимедийного пособия посредством медиапроектора представляет собой наглядное  зрительно – иллюстративное представление ученику информации об изучаемом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня.

        Мультимедийная коллекция демонстрационных материалов позволяет наглядно представить объект окружающего мира, используя при этом зрительные, слуховые, двигательные анализаторы. Учитель,  работая с клас-

сом, может вывести на экран любой необходимый ему объект, который будет демонстрировать внешний вид, отличительные особенности, звучание, движение, изменения во времени. Еще демонстрация иллюстраций через медиапроектор позволяет с помощью игровых приемов позволяет расширять кругозор учащихся. Основой таких демонстраций является анимация.

 

Дидактическая часть.

          Тема четверти: «В чем сила музыки».

        Тема урока: «М. И. Глинка. Биографический очерк»

        Цели и задачи урока:

  1. Приобщать учащихся к шедеврам отечественной музыкальной культуры, ее истории и традициям.
  2. Расширять музыкальный кругозор, развивать наглядно-образное мышление.
  3. Развивать эмоционально-личностное восприятие музыки в процессе изучения жизни и творчества композитора.
  4. Прививать любовь и интерес к музыке.
  5. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: урок-лекция изучение нового материала.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: словесный: рассказ, беседа; наглядный: метод демонстрации; частично-поисковый, практический метод.

        Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы, во время письменного выполнения заданий.

              Конспект  урока  музыки 6 класса.                   

Тема урока: «М.И. Глинка. Биографический очерк».            

Цели  и задачи урока:                                                

  1. Приобщать учащихся к шедеврам отечественной музыкальной культуры, ее истории и традициям.
  2. Расширять музыкальный кругозор, развивать наглядно-образное мышление.
  3. Развивать эмоционально-личностное восприятие музыки в процессе изучения жизни и творчества композитора.
  4. Прививать любовь и интерес к музыке.

5.  Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке музыки мы начинаем изучать новый материал: жизнь и творчество замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки.                                        

2. Вступление.

        

    Давайте мысленно перенесемся в далекий ХIХ век. Начало ХIХ века –

время культурного и духовного подъема России.

-Назовите известных деятелей того времени.                                                                                             

  1. (Ответы детей).

   Отечественная война 1812 года и общественное освободительное движение 1825 года ускорили рост национального самопознания русского народа, что оказало огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. В этот век творили Жуковский, Крылов, Пушкин, Гоголь, Белинский, Алябьев, Брюллов, Герцен, Гурилев, Одоевский и многие другие.

         На картине И. Е. Репина «Славянские композиторы» (1872г.) художник сгруппировал всех выдающихся русских, польских и чешских музыкантов ХIХ века. И, конечно, в центре картины, возглавляя это созвездие имен, художник поместил Глинку.

  В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость классической музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки.

  Глинка – родоначальник русской классической музыки, первый глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа.                                                                                                                              

                                                                                                 

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской поэзии». Подобно тому, как Пушкин своим творчеством открыл классическую эпоху русской музыки, Глинка стал основоположником русской классической музыки.

                                                                                                                     

                                                   Молодые годы (1804-1817)                  

    Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.

    По рассказу его матери, Евгении Андреевны, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох».

    Вскоре, против воли родителей младенец оказался на попечении бабушки Фёклы Александровны, матери отца. Она унесла его в свою жарко натопленную половину дома, обрядила в беличью шубку и закармливала крендельками. Последствия 6 лет, три четверти прожитых без воздуха, имели отрицательные последствия на всю остальную жизнь Глинки.

    Мальчик был очень способным, рано выучился читать, любил рисовать и «ловко» подражал трезвону колоколов, играя на медных тазах, и жадно вслушивался в эти резкие звуки.

 После смерти бабушки управление имением полностью перешло в руки отца Глинки.                                                                                                                           

Но грянули грозные события Отечественной войны 1812 года, и семья уехала вглубь России. 

   Лишь весной 1813 года семейство Глинок возвратилось на Смоленщину, еще свежую отголосками славного военного прошлого.

   Чтению нот Миша научился, занимаясь игрой на фортепиано со строгой гувернанткой В. Ф. Кламмер, которая обучала его географии, русскому, французскому и немецкому языкам.

   По словам Глинки, он открыл для себя музыку в десять лет. Завороженный игрой крепостных музыкантов, мальчик испытал «непостижимое, новое и восхитительное впечатление». Погруженный в «томительно-сладкое состояние», на замечание учителя на то, что он постоянно думает о музыке, ответил: «Что же делать? Музыка – душа моя!».

   

Годы учебы в Благородном пансионе.                      

    В начале 1817 года родители решили отправить тринадцатилетнего сына в открывшийся при петербургском Педагогическом институте Благородный пансион для дворянских детей.                                                              

    Полученное в его стенах образование должно было подготовить их к государственной службе. В жизни Глинки начинался новый важный период. Кончилось детство, начиналась юность.

                                                                                                                   

    Курс обучения был рассчитан на четыре года. В год открытия туда поступил Лев Пушкин – младший брат поэта, с которым они познакомились и подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Многие из «пансионных» воспитанников стали близкими друзьями Глинки на всю жизнь. Гувернером был преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер – человек высоких нравственных идеалов, учивший воспитанников «чувствовать и мыслить», старался развить любовь к отечественной литературе и истории, к русским народным сказкам, былинам, песням. Быть может, именно эти уроки пробудили в будущем великом композиторе любовь к поэзии, к стихам В. Жуковского, А. Пушкина, А. Дельвига.

    В пансионе помимо иностранных языков, географии, зоологии, Глинка занимался и музыкой. Он брал уроки у знаменитых музыкантов, оттачивал свое исполнительское мастерство.

    В начале июля 1822 года Глинка вышел «вторым по списку», т. е. одним из  лучших учеников. А, проработав в канцелярии Главного управления путей сообщения четыре года, Михаил Иванович оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. К этому времени он уже был автором романсов, отличающихся теплотой чувства, выразительностью мелодии, русской национальной окраской; «русских песен», квартетов.

      Трагический день 14 декабря 1825 года врезался в память Глинки на всю оставшуюся жизнь.

                                                                                                             

Первая заграничная поездка.

   Начинают сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания, и в 1830 году родители решают отправить слабого здоровьем сына за границу.

   Путешествие охватывало Варшаву, города Германии, Италию. Композитор знакомится с  жизнью зарубежных стран, с их культурой, встречается с композиторами Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, овладевает искусством пения и сочинения для голоса  и совершенствует свои композиторские навыки.

   У Глинки был особенный голос – тенор с драматическими нотками, очень прочувствованный. А. Серов говорил, что тот, кто не слышал романсов Глинки в его собственном исполнении, не может знать этих романсов.

   Три года, проведенные в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда.

   В последние месяцы пребывания за границей в Берлине Глинка  очень сдружился с профессором музыки – Зигфридом Деном, который «привел в порядок» его мысли о композиторском мастерстве и музыкальном искусстве вообще.

                                                                                                               

   В период этого путешествия им создан ряд значительных произведений.

   

Период творческой зрелости (1834-1844).    

   Еще за границей у Глинки зреет план о создании крупного, подлинно национального произведения. Вернувшись в 1834 году в Россию, он начинает с жаром трудиться над осуществлением своей мечты. Его увлек сюжет исторического события: подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради победы над врагом, предложенный Жуковским.

      Осенью 1836 года императору Николаю I была предложена опера молодого композитора Глинки «Смерть за царя». Император отредактировал название и предложил оптимистичное – «Жизнь за царя» и 27 ноября состоялась премьера оперы в Петербурге.                                            

                                                                                                                   

   Оперу горячо встретили передовые люди русского общества. Гоголь, Одоевский писали о новаторском значении оперы, которая открыла новую стихию в искусстве, новый период русской музыки. На премьере  «Ивана Сусанина» присутствовал А. С. Пушкин, написавший позднее:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

                                                                                                                               

   С замечательной выразительностью и драматизмом пел партию Ивана Сусанина Осип Афанасьевич Петров. Трогательной в своей неподдельной искренности была в партии Вани - Анна Яковлевна Петрова - Воробьева.

 

   В то же время петербургские аристократы не скрывали своей враждебности к Глинке, который сделал героем монументальной исторической оперы простого крестьянина и написал музыку народного склада. Они называли эту

музыку «кучерской», на что Глинка заметил на полях своих «Записок»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

 Опера «Иван Сусанин» - первый в истории мировой музыки образец героико-патриотической музыкальной драмы. Глинка нашел метод целостного симфонического развития оперной формы, отказавшись от разговорного диалога. С замечательной чуткостью и психологической правдивостью передает Глинка характеры и переживания героев – мудрого величия Сусанин, отваги Собинин, сердечности Антонида в трио «Не томи родимый».          

 

    Высшим достижением Глинки  вокальной лирики считается романс «Я помню чудное мгновенье». Как известно, стихотворение А. С. Пушкина обращено к Анне Петровне Керн.  

                                                                           

Глинка же посвятил романс ее дочери, Екатерине Ермолаевне (а впоследствии посвятил ей и симфоническое произведение «Вальс – фантазия»).

   Мелодия  романса – один из самых замечательных образцов вокального стиля Глинки. Она чарует своей красотой, плавностью, гибкостью, льется свободно и непринужденно. В этом романсе идеально сливаются пленительные стихи и вдохновенная музыка.

 

 

Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитора еще при жизни Пушкина.

Глинка вспоминает в «Записках»: «…я надеялся составить план по указанию Пушкина, но преждевременная кончина его предупредила исполнение моего намерения».

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно – день в день – через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина».

.

 С поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора.

 «Руслан и Людмила», по определению Глинки, - «большая волшебная опера». Однако сказку Глинка использовал для выражения глубоких идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.                

Более детально с этой оперой мы познакомимся на следующих уроках. Сегодня вы увидите  видеофрагмент из оперы, где уникально  изображен отрицательный персонаж. Злой волшебник Черномор нигде не поет, его роль играет не певец, а артист-статист, который лишь внешне изображает Черномора - в движениях, жестах и мимике. Главным музыкальным номером, в котором обрисован волшебник, является марш Черномора в четвертом действии.                                                                                

Последний период жизни и творчества (1844-1857).

«Годами странствий» - так можно охарактеризовать этот период жизни композитора.  Не понятый аристократической общественностью, Глинка уезжает за границу.

На этот раз во Францию, где его произведения и выступления пользуются огромным успехом и признанием, и Испанию. Испания очаровывает Глинку национальным сочным колоритом и самобытной народной музыкой. Глинка записывает мелодии народных песен и плясок, встречаясь с народными певцами и танцорами, мастеровыми и погонщиками мулов.

   Позже Глинка создаст замечательные увертюры-фантазии на народные темы: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде»(1845).

   Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет симфоническую фантазию- «Камаринскую», основанную на двух русских народных темах: свадебной лирической и бойкой плясовой. В «Камаринской» Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Значение этого сочинения для русской симфонической школы так охарактеризовал П. И. Чайковский: «Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде».

В Петербурге 1851 –1852 г. вокруг Глинки возник кружок музыкантов разных поколений. В доме Глинки часто устраивались музыкальные вечера, проходившие в сердечной, дружеской атмосфере- А. Даргомыжский, М. Балакирев, М. Виельгорский постоянно участвовали в этих  концертах.

 

    Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. По ее предложению Глинка приступил к написанию собственной биографии-летописи – «Записки». Людмила Ивановна много сделала после смерти брата для пропаганды его творчества.

  Скончался М. И. Глинка в Берлине 3 февраля 1857 года, его прах перевезен в Александро-Невскую лавру в Петербурге. На родине великого композитора поставлен памятник.

   На фундаменте, заложенном Глинкой, выросло величественное здание отечественной музыки. Все русские классики, а также передовые музыкальные критики по праву считали себя наследниками и продолжателями великого дела Глинки. Вместе с тем они развивали его традиции каждый по-своему, все, более обогащая отечественное музыкальное искусство.

  «Глинка – поистине живой родник всей русской музыки», - говорил Б.Асафьев. Музыка Глинки любима всеми, она прочно вошла в духовный мир культурного человека.

   Великое наследие Глинки всегда будет освещать путь музыкальному искусству в его непрестанном движении вперед.

Домашнее задание:  Разгадайте кроссворд (выдать раздаточный материал).

КРОССВОРД ПО ТВОРЧЕСТВУ М.И.ГЛИНКИ.

8.

1.

м

у

з

ы

к

а

2.

о

п

е

р

а

3.

р

у

с

л

а

н

4.

ч

е

р

н

о

м

о

р

а

н

т

о

н

и

д

а

6.

с

у

с

а

н

и

н

7.

а

р

и

я

  1. Допишите высказывание М. Глинки «… - душа моя» (музыка).
  2. М. Глинка – создатель первой национальной …(опера).
  3. Злой волшебник в опере – сказке (Черномор).
  4. «… и Людмила» (Руслан).
  5. Имя дочери главного героя оперы Глинки (Антонида).
  6. Героико-патриотическая опера – «Иван …» (Сусанин).
  7. Так в опере называется большая песня главного героя (ария).
  8. Главная составляющая музыки (мелодия).

Методическая часть

        Применение информационно- коммуникационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции их умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Воздействие учебного материала на учащихся  во многом зависит от степени  и уровня иллюстративного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Данное мультимедийное пособие может быть использовано при закреплении и повторении знаний о творчестве композитора.

Предполагаемый урок предусматривает иллюстративный материал, сюжетную линию в виде биографических очерков, занимательные задания (кроссворд), практическую работу.

Предполагается, что до проведения данного урока  с учениками были проведены занятия по обучению компьютерным умениям, на которых учащиеся познакомились с тем, что представляет собой персональный компьютер, каковы его возможности, как можно управлять компьютером, для чего служит манипулятор – мышь. Данное учебное занятие  проводится в учебной аудитории средней школы, оснащенной одним персональным компьютером, подключенным к медиапроектору.

Технологическая часть

Технологическая часть работы представляет собой мультимедийную презентацию по теме «М. И. Глинка. Биографический очерк» 6 класс.

Оборудование: компьютер, экран, презентация урока, выполненная посредством программы Power Point, входящая в состав Microsoft Office 2003.

 

ПРОЕКТ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема работы: разработка урока музыки

в шестом классе по теме

«М.И.Глинка. биографический очерк»

с использованием средств ИКТ

                                           

   

Выполнила:  учитель музыки

МБОУ «Средней общеобразовательной

                                                            школы №117»

Татаренко Оксана Юрьевна

г. Снежинск

2012г.

5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.В.Маяковский. Краткий биографический очерк

Презентация к уроку литературы , посвященному творчеству В.В.Маяковского....

Урок подготовки к изложению по очерку С. Т. Аксакова "Очерк зимнего дня"

Это урок обучающего изложения при подготовке к написанию сочинения-описания природы. Урок построен на основе дифференцированного подхода...

Е. Замятин. Биографический очерк. Идейно-художественное своеобразие романа "Мы"

Презентация даёт общее представление о личности Е.Замятина, его судьбе и творчестве, предлагает материал для групповой работы и раскрывает идейно-художественное своебразие романа "Мы"...

М. И. Цветаева. Биографический очерк

Жизненный путь М.И. Цветаевой. Поэтическое кредо, основные сборники...

Александр Михайлович Потёмкин (1787–1872 гг.). Биографический очерк. Евдокимов О.В.

Многие знают одну из самых известных благотворительниц XIX в. Татьяну Борисовну Потёмкину, урожденную княжну Голицыну, о которой говорится в мемуарах различных людей, знавших её при жизни, про которую...

Биографический очерк. Пушкин

Биографический очерк. Пушкин...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...