«Опера «Иван Сусанин.».
план-конспект урока по музыке по теме

Людмила Александровна Пигалева

 

Цель :формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере

Тип «Урок- закрепление»,

Задачи урока:

Воспитательные-воспитать любовь к музыке М.И.Глинки,к его творчеству,к опере «Иван Сусанин»

Развивающие-развивать  мышление ,воображение,речь ,кругозор на примере  оперы М.И.Глинки, способствовать развитию зоркости, логики;

Обучающие-обучать вокально –хоровым навыкам на примере  вокальных примеров  из  оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»,организовать наблюдение; учить делать выводы и обобщения при изучении темы; способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pigaleva_l.a._o_susanine_3_klass.docx285.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

05.10.2011

Автор:  Пигалева Людмила Александровна

Место работы: МБОУ СОШ №22 г. Краснодар

Должность: учитель музыки

 урок  3 класс  .

 Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин".(Эпиграф)

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин.».

Цель :формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере

Тип «Урок- закрепление»,

Задачи урока:

Воспитательные-воспитать любовь к музыке М.И.Глинки,к его творчеству,к опере «Иван Сусанин»

Развивающие-развивать  мышление ,воображение,речь ,кругозор на примере  оперы М.И.Глинки, способствовать развитию зоркости, логики;

Обучающие-обучать вокально –хоровым навыкам на примере  вокальных примеров  из  оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»,организовать наблюдение; учить делать выводы и обобщения при изучении темы; способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи

                                 Ход урока:

1.Организация урока:

    а.Вход в класс под музыку М.И.Глинки»Патриотическая песня»  

    б Музыкальное приветствие

    в.изучение нового материала

   Задачи:  вывести и подвести ребят на тему урока.

    У.Сегодня у нас в гостях солнце русской музыки.Кто же это?

    Дети: Глинка.

    У.Что значит солнце русской музыки? Почему его так назвали?

Дети:он писал русскую музыку.вы вошли в класс под музыку,которая выразила необыкновенные чувства,какие?

Дети:патриотические

У: как вы думаете .какая будет тема нашего урока?

Дети: патриотическая,о любви к Родине.

У: какого вы знаете героя,который ценой своей жизни ,спас нашу Родину от польских захватчиков.Это простой русских креастьянин.Кто он?

Дети : Иван Сукснин.

У: правильно,тема  так и называется  «Иван Сусанин», а так как у нас урок  связан с музыкой,какой жанр произведения посвящён этому герою?

Дети: опера.

У:давайте теперь полностью назовём тему урока

Дети:«Опера «Иван Сусанин».

У: . «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто — барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

2. Речитатив и ария  Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 действия:.

Задачи: показать детям ,как стоически Иван Сусанин принял смерть от польских врагов.

Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды-напеть  фрагмент  из романса), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”..

У: какими красками наделяет М.Глинка саму арию? 

Дети:В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается.Тёмные,сумрачные краски.

У:Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза: "Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я". Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.Каким вам кажется финал оперы?

Дети: Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена.

У: почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву,а завёл поляков в глубокий лес?

Дети: он любил свою Родину,свой народ и не хотел,чтобы по Руси гуляли  и правили иноземцы.

У: можно с уверенностью сказать,что Иван сусанин –всенародный герой?

Дети : да,его подвиг живёт в сердцах уже  почти  четыре столетия.

3.  «Вспомним ,братцы ,Русь и славу» русская народная песня.

Заадчи: определить  в  чём тайна русской песни:

У: Народная мудрость гласит:   «В русской песне живет душа русского народа». Особая отличительная черта русских песен — отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне издревле занимались миролюбивыми занятиями — земледелием и скотоводством. Они не завоеватели, а защитники, так было во все времена.    Вспомним, братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.

У: какая сила звучит в русской песне7

Дети: могучесть, исполинская силушка и в тоже время, открытость звучит в русской песне:

У:    Как затянет, как зальется

   Песней русскою народ,

   И откуда что берется,

   Прямо к сердцу так и льнет.

:Что заложено в  русской песне?

Дети:это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре.

У:Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, — истинная Православная вера.

4.Итог урока :великая любовь к своей русской культуре заложена  в  русской песне,музыке русских композиторов.

5.Оценки:

6.Д/задание: написать ,чем понравилась опера «Иван Сусанин» М.Глини.

7.выход:Хор «Славься» из эпилога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опера "Иван Сусанин"

Таблицы и формы письменных работ для учащихся для текущей аттетстации по теме М.И.Глинка "Иван Сусанин". Таблицы обучающиеся могут составить дома (с предварительным объяснением преподавателя), а табли...

Разработка урока "Опера Иван Сусанин"

Разработка урока : опера "Иван Сусанин"  для 3х классов...

Презентация опера "Иван Сусанин"

Презентация по музыке 7 класс...

Опера " Иван Сусанин " М.И.Глинка

Краткое содержание оперы М.Глинки, история создания, значение оперы для русской  музыки....

Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"

Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин" для обучающихся 7 класса...

Историко-героическая опера "Иван Сусанин" в творчестве К.Кавоса и М.И.Глинки.

Истоки возникновения жанра историко-героической оперы а России, сравнительный анализ сюжетов опер К Кавоса и М.И.Глинки, история постановки оперы Глинки "Иван Сусанин" или "Жизнь за царя"....