Главные вкладки

    Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ
    план-конспект урока по музыке по теме

    Людмила Александровна Пигалева

     

    Цель: уметь определять инструментальную песенность.

    Задачи:

    Воспитательные-воспитать любовь к музыке  Э. Грига.

    Развивающие: развивать  мышление, воображение, кругозор.

    Обучающие-обучать вокально-хоровым навыкам.

    Универсальные учебные действия: исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки-возможна ли «чистая» изобразительность  в искусстве?

    Оборудование: ф-но, магнитофон, фонотека. ИКТ, презентация, портрет Э. Грига.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pigaleva_l.a._utro.docx18.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    13.04.2012

    Тема урока: Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ.

    Цель: уметь определять инструментальную песенность.

    Задачи:

    Воспитательные-воспитать любовь к музыке  Э. Грига.

    Развивающие: развивать  мышление, воображение, кругозор.

    Обучающие-обучать вокально-хоровым навыкам.

    Универсальные учебные действия: исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки-возможна ли «чистая» изобразительность  в искусстве?

    Оборудование: ф-но, магнитофон, фонотека. ИКТ, презентация, портрет Э. Грига.

    Ход урока:

    1.Организация урока:

    а. Вход под музыку «Утро»  Э. Грига

    б. Музыкальное приветствие.

    в.изучение нового материала.

    Задачи: уметь определять  инструментальную песенность.

    У. В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности „Пера Гюнта“». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»," "«Танец Анитры»," "«В пещере горного короля»," "«Утро»". Какая это музыка?

    Дети: Песенная - хочется подпеть, светлая, мягкая, нежная, завораживающая,  волшебная и т. д.

    У. Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности?

     Дети: Песенности, маршевости нет вообще, а танцевальностъ присутствует в очень малом количестве, т. к. темп музыки медленный, но в принципе можно и станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка или зеленого листочка.

    У.    Что такое утро?

    Дети: Зарождение дня, начало его, солнце встает, пробуждение спящей природы и жизни.

    У. «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака» - Э. Григ.

    У. Какой характер у такой мелодии?

    Дети: Ласковый, лирический, напевный, песенный.

    У. Если бы мы с вами были композиторами, какие средства музыкальной выразительности мы использовали бы, чтобы написать музыку «Утра»?

    У:Мелодия,  ритм, лад?

    Дети: Мелодия плавная. Ритм – ровный.  Лад - и минор, и мажор подходит, но минор нежнее.

    У:Регистр,темп,динамика?

    Дети: Регистр - высокий, средний. Звуковедение  - плавное. Темп - медленный, спокойный.

    Динамика - тихо, очень тихо.

    У. Как бы звучала такая музыка? (Любовно, трепетно, волшебно, приветливо, доверчиво, бархатно, хрустально.) Можно пользоваться таблицей эмоциональных настроений.

    Дети: Приветливо, волшебно.

    У. А теперь давайте послушаем, как норвежский композитор Эдвард Григ описал утро в своем музыкальном произведении, сюите «Пер Гюнт». Эта музыка сочинена к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Пьеса, которая рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Но свет далекой родины притягивает Пера... Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины, т. е. что такое «сюита»

    Дети: произведение, состоящее из нескольких музыкальных картин.

    2.Моя Россия»Г.Струве. (работа над песней и исполнение).

    У. Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным. Великие певцы, музыканты и дирижеры дарят нам гармонию мелодий и ритмов. Мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия – это часть гармонии. Недаром великий романтик И.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка».

    3.»Песня Сольвейг»  Э. Григ.

    У. В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.

    Итог урока: в песенной музыке главное - мелодия, по объему песенность больше, чем песня. Ее можно петь на гласный звук «а», «о» и т. д.

    4.Оценки.

    5.Д/задание.

    6.Выход : музык по желанию уч-ся


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Проблема малой Родины в музыкальном произведении. Э.Григ. сюита “Пер Гюнт”».

    Цель урока: -   совершенствование умения анализировать произведения (сюита Э.Грига “Пер Гюнт”»Задачи урока: - Развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся....

    2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

    Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

    Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Сюита «Пер Гюнт»

    Т   На уроке используются современные образовательные технологии:·         Технология развивающего обучения (ТРО)....

    Сюита "Пер Гюнт" муз. Э. Грига

    Презентация содержит биографию композитора, образы героев данной сюиты и прекрасный музыкальный материал!...

    Презентация для урока музыки на тему : сюита " Пер Гюнт" Э. Грига

    Презентация для урока музыки в 3 классе на тему : сюита " Пер Гюнт"  норвежского композитора Эдварда Грига, в которой рассказывается содержание этой сюиты, расскрывается сюжет каждой части....

    Методическая разработка урока "Сюита Пер Гюнт" Э.Григ

    Методическая разработка урока "Сюита Пер Гюнт" Э.Григ...

    Проверочное задание по музыке по теме: "Григ. Сюита "Пер Гюнт"

    Данное проверочное задание по музыке позволяет оценить уровень знаний обучающихся третьего класса по теме: "Григ. Сюита "Пер Гюнт"...