«Проблема малой Родины в музыкальном произведении. Э.Григ. сюита “Пер Гюнт”».
план-конспект урока по музыке по теме

Малова Жанетта Александровна

Цель урока: -   совершенствование умения анализировать произведения (сюита Э.Грига “Пер Гюнт”»

Задачи урока: - Развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся.

                           - прививать любовь к Родине, к миру прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 3 класс66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Проблема малой Родины в музыкальном произведении. Э.Григ.

 сюита “Пер Гюнт”».

Цель урока: -   совершенствование умения анализировать произведения (сюита Э.Грига “Пер Гюнт”»

Задачи урока: - Развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся.

                           - прививать любовь к Родине, к миру прекрасного.

Оборудование: компьютер, флэшка, фотографии с изображением г. Братска и          

                             Норвегии, портрет Э.Грига,  ребус – сюита. Солнышко без лучиков

Музыкальный материал:   Э. Григ « Утро», «В пещере Горного короля», «Песня Сольвейг»; песня «Песенка о солнышке»,

Дополнительный материал: фотографии г.Братска; Норвегии;  «Утро»; «Пещера Горного короля»;  

Этапы урока:  1. Организационный момент –  1 мин.

                           2.  Введение в тему урока –  2 мин

                           3.  Работа по теме урока –  15 мин

                           4.  Физминутка –   2 мин

                           5.  Продолжение работы по теме урока – 10 мин

                           6.  Вокальная работа –   5 мин

                           7.  Итог урока –  2 мин

                           8.  Задание на дом –  1 мин.

                           9.  Рефлексия -  2 мин.

Ход урока

эпиграф к уроку:

“Я записывал народную музыку родной страны…

 и из этого, до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души

 пытался создать национальное искусство”.(Э.Григ)

Приветствие:   ЗДРАВСТВУЙТЕ.

ЗДРАВ –   шлёп по коленкам

СТВУЙ –  хлопок в ладоши

ТЕ          -   щелчок правой рукой

ЗДРАВ –   шлёп по коленкам

СТВУЙ –  хлопок в ладоши

ТЕ          -   щелчок пр.рук/ лев.рук.

ЗДРАВ   -   шлёп по коленкам

СТВУЙ  -   хлопок в ладоши

ТЕ           -  щелчок  левой рукой

ЗДРАВ –   шлёп по коленкам

СТВУЙ –  хлопок в ладоши

ТЕ          -   щелчок  двумя руками вместе

Уч. Часто можно услышать такие слова: «Родина. Любимая, родная сторона». (Слайды).

        Знакомы ли вам эти места?

Д. Да, это г.Братск, наша малая Родина. Всё родное, знакомое, близкое.

Уч. Но многие люди покидают свою Родину и уезжают в поисках лучшей доли. Им кажется, что где-то и небо голубе и трава зеленее и жизнь сытнее и возможностей стать успешнее и богаче где-то в другом краю будет больше. Так ли это? Давайте попытаемся решить эту проблему

                                (открываем доску с темой урока)

А решить её я предлагаю вам с помощью музыкального произведения Э.Грига (портрет Грига)

И отгадав ребус мы с вами познакомимся с новым словом  - СЮИТА

  •  Сюита - ряд, последовательность.

Инструментальное циклиническое музыкальное произведение из нескольких

контрастирующих частей.

Имеет тесную связь с песней и танцем.

Встречаются сюиты, составленные из музыки - опер, балетов, а также музыки к

театральным постановкам.

Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные

музыкальные картины.                               

Эдвард Григ -  Норвежский композитор XIX – нач.XXв.в.

 великий композитор, чьё творчество неразрывно связано с мелодиями его страны. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами».Представьте себе величавые Норвежские скалы, клубящиеся водопады, которые летом с гулом и рёвом низвергаются с утёсов, а зимой застывают причудливыми прозрачными статуями. Толстый лёд на озёрах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы.

Человек, проходящий по горной стране Норвегии, восхищённо всматривается в окружающий его мир.

. Произведение которое поможет решить поставленную проблему называется Сюита “Пер Гюнт”

        Для того, чтобы изучить произведение как вы думаете, что нужно сделать?

Д. Прослушать.

Уч. Что ещё?

Д. Представить что хотел сказать нам композитор.

     Проанализировать произведение, определить главную мысль высказанную композитором.

Уч. Назовём это задачами, с помощью которых мы попытаемся решить проблему.

Уч. Итак, слушаем произведение

                                                (звучит «Утро»)

*  Какой рисуется вам эта картина?

Д. Утро, пение птиц, что-то нежное, ласковое, доброе, чистое.

Музыка сначала рисует, как просыпается земля, оживает ветер, начинают Раскрываться цветы на полях.

Солнышко бросает на землю лишь первые робкие лучи. Но оркестр рисует картину, как эти лучи растут, крепнут, как кругом светлеет. И вот, наконец, из-за горизонта показывается яркий солнечный  лучик.

*  Почему вы так решили?

Д.        Музыка мелодичная, нежная , ласковая, волшебная, чудесная, чарующая

* Какое это событие?

Радостное, доброе, интересное, хорошее.

Новый день – всегда радость, мы ждём только хорошее от нового дня, надеемся  только на приятные впечатления.

А вот, ребята, как описал восход солнца поэт  Сергей Есенин, стихотворение нам прочитает:

«Загорелась зорька красная

В небе темно - голубом,

Полоса явилась ясная

В своём блеске золотом.

Лучи солнышко высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далёко

От них новые в ответ.

Лучи ярко - золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг».

Ребята  красивую картину нам описал Сергей Есенин

Физминутка:

Солнце светит! Не зевай!

На ноги скорей вставай!

Повернись, не ленись

Влево, вправо наклонись.

А теперь оглянись,

Тому, кто сзади улыбнись!

Дети, ну-ка не балуйте,

Лучше танец вы станцуйте!

Исполняется: «Если весело живётся делай так»

Отдохнули? Успокойтесь.

На урок опять настройтесь

Вот  где-то здесь (показ слайда)  в лесистых горах в затерянной деревеньке жил юноша Пер Гюнт. Семья была бедная, и ему приходилось ходить в лес за дровами, шишками, ягодами, грибами. А парень трудолюбием и старанием не отличался, но всё таки жил не плохо. Была у него невеста Сольвейг. И скоро должна была состояться их свадьба. Но в один прекрасный день юноша решил, что здесь ему всё надоело и, наверняка, за теми горами есть лучшая жизнь. А вдруг там он сможет стать принцем, жениться на красавице принцессе. И не надо будет ходить в лес за дровами, за грибами и ягодами и мать не будет ругать его за лень. И бросив всё и всех Пер Гюнт ушёл. А вот нашёл ли он то, о чём мечтал? Об этом вы сейчас узнаете

                                                       Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне.

Пьеса, которую вы сейчас услышите полна фантастической таинственности.

 

                                        (слушаем «В пещере горного короля»)

  • Нашёл ли  Пер Гюнт  то, о чём мечтал?

Д. Нет.

*   Почему вы так думаете?

Д. Музыка отрывистая, недобрая, постоянно ускоряется

Вдоль скал мы дружно все идём.

На пещеру набредём

Кто же там?Ответьте!

 Прислушайтесь все дети.

Показ видео «В пещере горного короля» -  4 минута

  •  - куда же мы попали?

Пер Гюнт оказался в пещере Горного Короля.

  •  - Какими удивительными красками рисует бал в пещере Горного Короля композитор Григ?

Здесь он использовал эффект, который называется «приближение и удаление».

Сначала мы будто слышим издалека приближающиеся к нам шаги.

  • Что это за существа?

Волшебные существа, которые живут в сказочных горах Норвегии.

У Горного Короля в пещере, гномов множество не счесть.

  •  - что они делают в пещере?

Таинственное шествие гномов и троллей - обитателей сказочной пещеры,

начинается тихо, ровно, который перерастает в дикую пляску, напоминающий

бешеный хоровод.

  •  - что происходит с музыкой?

(Развитие музыки происходит за счёт изменения темпа

-от медленного до стремительного; динамики -от еле слышного

пианиссимо до громоподобного фортиссимо; характера - настороженного,

затаённого до взволнованного, возбуждённого.

В самом конце раздаются громкие удары всего оркестра: праздник кончился,

Все сказочные существа улетают прочь.

  • - Что же спугнуло бешено веселящихся троллей и гномов?

Вышли из пещеры

На солнышко на свет, на свет,

 Все улыбнулись людям добрым,

 А злым - нет.

И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёю. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

*  Как вы думаете, после такой встречи  какое решение  в конце концов примет Пер Гюнт?

Д. Наверняка вернуться домой.

* Да, но в поисках счастья прошла жизнь. Давайте теперь послушаем как встретила его Родина? Что стало с теми кто его так любил?

« Немало прекрасных я песен слыхал,

По странам далёким блуждая,

Но в сердце один лишь напев я храню,

То Севера песня родная».

(слушаем «песню Сольвейг»)

Во время прослушивания прочитать стихотворение :

«Зима пройдёт, и весна промелькнёт,
Завянут все цветы, снегом   их занесёт.

Но ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

                                         Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня,

От бед и от несчастий тебя укрою я,

Если ж никогда мы не встретимся с тобой,

То всё ж любить я буду тебя, о милый мой.

Тебя, о милый мой».

  • Какие переживания выражает музыка?

Печаль, грусть, нежность, певучесть

Что-то случилось печальное. Музыка грустная, жалобная.

* Да. Мать умерла, невеста состарилась.

В начале урока мы с вами поставили проблему

«Правы ли те люди, которые покидают родные места в поисках лучшей доли?»

Д. Нет, не правы. Надо любить ту землю на которой живёшь и стараться сделать жизнь на этой земле лучше.

А теперь вернёмся из далёкой Норвегии в родной край, который мы бесконечно любим. И это наша Родина!

Вместе со мной я предлагаю спеть песню  под названием «Песенка о солнышке»

  1. День открылся на заре

 Золотистым ключиком,

 Чтоб досталось на Земле

 Каждому по лучику.

 Чтобы пальмы подросли

 И берёзки с ёлками,

 Чтоб весною соловьи

 На ветвях защёлкали.

 Припев (2 раза): Светит солнышко для всех,

 Чтоб звенел весёлый смех,

 Детвора не плакала.

 Светит солнышко для всех,

 Чтоб звенел весёлый смех,

 Светит одинаково.

  1. День открылся на заре

 Золотистым ключиком,

 Чтоб досталось на Земле

 Каждому по лучику.

 Чтоб звенел весёлый смех,

 Детвора не плакала,

 Светит солнышко для всех,

 Светит одинаково.

 Припев (2 раза)

Ребята, давайте подведём итог урока.

  • «правы ли те люди, которые покидают родные места в поисках лучшей доли?» Нужно любить свою Родину.
  • Молодцы! Вы сегодня прекрасно справились с поставленными задачами:

Прослушали и проанализировали музыку, решили проблему.

  • Что вам запомнилось на уроке?
  • Что понравилось?

                                 

                                           Оценки за урок.

Домашнее задание.

  • Нарисуйте рисунки  на произведения Э.Грига.

Рефлексия.

  • Ребята, а сейчас покажите с каким настроением вы уйдёте с урока?

На доске солнышко без лучиков, на столе маленькие личики с изображением разной мимики. Ваша задача выбрать ту мимику, которая соответствует вашему настроению,  и приклеить  лучики солнышку.

До свидания!

                                                                                                                   Малова Жанетта Александровна