Струнные смычковые инструменты
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

 

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о различных оркестрах , познакомить с группой  струнных смычковых инструментов симфонического оркестра.

Задачи урока:

-Различать струнные смычковые инструменты симфонического оркестра

-способствовать развитию общей и мелкой моторики,

-воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества

- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1.docx27.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Струнные смычковые  инструменты 

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о различных оркестрах , познакомить с группой  струнных смычковых инструментов симфонического оркестра.

Задачи урока:

-Различать струнные смычковые инструменты симфонического оркестра

-способствовать развитию общей и мелкой моторики,

-воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества

- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке

Используемое оборудование: 

- Мультимедиа проектор

- Компьютер

       - Презентация;

       - Диск «Энциклопедия классической музыки»

       -Текст песни «Про оркестр» С. Важов;

       - Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;      

       - Картинки различных инструментов

       - Аудиозаписи записи:    

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- минусовая  и плюсовая фонограммы песни С.Важова «Про оркестр».

План урока:

 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Здравствуйте Любовь Анатольевна.

 Вхождение в урок. Звучит музыка Э.Григ «Утро»

Слайд №1

Учитель: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осени, тепло солнечных лучей.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы разговаривали?

Ученики: Много инструментов (Оркестр)

Учитель: Правильно. А кто мне может сказать, что такое оркестр?

ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Какие оркестры вы знаете? (Дети называют) 

Слайд №2

Учитель: Определите вид оркестра.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

(Дети показывают виды оркестров на карточках)

А по звучанию узнаете оркестры? (Музыкальный диктант)

Звучат фрагменты различных оркестров. Последним звучит симфонический оркестр.

Слайд №7

Учитель: Поэтесса Татьяна Лаврова написала замечательный стих об оркестре.

«Дирижёрской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела,

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла.

Симфонический оркестр могучий

Фраки, надушив пыльцой цветов,

Тишину безвольную нарушив,

Зазвучал, запел на сто ладов».

Учитель: О каком оркестре идёт речь?

Ученики: О симфоническом.

Учитель: Сегодня мы начнём открывать  тайны симфонического оркестра. Какие инструменты входят в состав этого оркестра?

Слайд №8

Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?

Ученики: Струнно-смычковая группа инструментов

Учитель. Совершенно верно. Кто знает, какие инструменты входят в состав этой группы?

Слайд №9

Ученики:  скрипка.?.

3. Открытие новых знаний.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомимся с тайнами симфонического оркестра.

Сегодня мы узнаем тайну симфонического оркестра. Мы познакомимся с группой струнных смычковых инструментов, в состав которой входят  скрипка, альт, виолончель и контрабас.  

Слайд №10

Ребята, почему эти инструменты называются струнные смычковые?

Ученики: Эти инструменты называются  струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

Звучит фрагмент струнных смычковых инструментов.

Работа с диском «Музыкальный класс»

Учитель: К струнным смычковым инструментам относятся скрипка, альт, виолончель и контрабас.   ( Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере).

Рассказ о струнных смычковых инструментах

Слайд №11

В оркестре струнные смычковые инструменты размещены на переднем плане: слева от дирижера первые скрипки, справа — вторые,  сразу за первыми скрипками виолончели и рядом с ними альты. 

Лишь контрабасы из-за своей величины стоят у стены, чтоб не загораживать другие инструменты и не мешать им.
        Это очень древнее семейство. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400... Во всяком случае, оно существует не одну сотню лет.
         Уже с самого своего появления Смычковые, а особенно скрипки,
приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом.
         В семействе Смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя.

                Самые главные среди них скрипки — быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы.

Слайд №12

Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать. Особенно благоволят они к семейству деревянных духовых  инструментов.

Слайд №13

Струнные смычковые музыкальные инструменты любят вести беседу со старым фаготом и английским рожком. Редко бывает, когда  альты  вдруг начнут самостоятельно что-либо рассказывать. Но тогда их голосом, сочным и немного суровым, можно просто заслушаться.

 Слайд №14

А вот виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно навертываются на глаза...

Слайд №15

           Последний представитель  струнных смычковых  инструментов— контрабас. Появился на свет он гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель. Голос у него скрипучий и тусклый, речь медлительна и благоразумна. Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится-становится ворчливым и неприятным.
           Струнные смычковые инструменты  самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из  инструментов невелика, и именно поэтому
 в оркестре их больше всех.   

 Откройте, пожалуйста, тетради и запишите названия инструментов  струнной смычковой  группы инструментов симфонического оркестра    

 Слайд №16

                 Проводится физ.минутка.  

4.Проверка усвоения нового материала

Учитель:  А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Работа в парах 

 Слайд №17

Детям раздаются рисунки, в которых спрятаны струнные смычковые  инструменты симфонического оркестра .                                                                                            Задача: Найти на рисунке изображения струнных смычковых инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

 Рассматриваем и оцениваем задания

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Отгадайте, пожалуйста, загадки.

 Слайд №18

Он огромный, словно шкаф,

 Он стоит не на ногах,

 Он имеет мощный бас.

Это важный… (Контрабас)

 Слайд №19

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет… (Скрипка)

Молодцы! А теперь задание  сложнее.

«Третий лишний». 

  1. Скрипка, контрабас, баян
  2. Виолончель, труба, кларнет
  3. Барабан, альт, виолончель
  4. Тромбон, скрипка, валторна   

      Учитель. Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра?

Проводится  Викторина  узнай инструмент .

Учитель. А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать, но прежде, чем петь погреем горлышки. И вспомним, как правильно брать дыхание при пении.

Сели удобнее и… разучиваем I куплет песни о струнных смычковых инструментах

 Слайд №20

Песенка про оркестр (С.Важов)

1.На заре лесные птицы начинают петь.

Может скрипка ухитрится птицей зазвенеть.

Чтобы ели не шумели, а закат погас -

За смычком виолончели вступит контрабас

Припев:

Могут инструменты эти рассказать про всё на свете

Подождите, и окрест зазвучит оркестр – 2 раза

Слайд №21

6. Подведение итогов.

Учитель: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Ответы детей…(струнные смычковые  инструменты)

Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? …….Об этом мы  узнаем на следующем уроке.

А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.  На доске  картинки скрипки и контрабаса. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали  затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.

Слайд №22

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. Кому-то нужно лучше стараться. Выставляю оценки с комментариями.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали новое о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята  хорошо работали. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.

Слайд №23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Струнные смычковые инструменты Презентация к уроку

План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.3. Открытие новых знаний.4. Проверка усвоения нового матери...

Творческий проект «Джаз на струнах»

Применение инновационных технологий в обучении домристов....

Конспект урока по музыке "Струнный квартет"

В конспекте прослеживается проблема  взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся. На примере басни И.А.Крылова "Квартет"...

Сценарий концерта камерной музыки "Созвучие сердечных струн"

Данный сценарий предназначен для проведения концерта камерной музыки в детской музыкальной школе. Сценарий построен в форме музыкально-поэтической композиции, в качестве музыкального материала можно и...

ДПОП "Струнные инструменты" учебный предмет "Специальность (виолончель)"

Программа по учебному предмету "Специальность(виолончель)" в соответствии с ФГТ....

Презентация "Струнные смычковые инструменты"

Презентация к уроку сольфеджио.Использовано видео:1. Чайковский2. А.Князев. Виолончель3. Бенда -Граве  Ю.Башмет, Е.Кисин4. Паганини. Кампанелла5. Ростропович. Виолончель6. Х. В. Гл...

Нотный репертуар пьес на 1 2 3 струнах. "Арпеджио на 1 2 3 струнах"

Нотный репертуар пьес на 1 2 3 струнах.Техника правой руки - арпеджио....