Открытое мероприятие "Светлый праздник-Пасха"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме

Миронова Елена Леонидовна

Открытый урок посвящен светлому празднику Пасха, его традициям, обычаям, песням.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Педагогическая академия последипломного образования

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

                         

Итоговый исследовательский проект

                                        Музыкально-литературная композиция

                                                    «Светлый праздник-Пасха»

Мироновой Елены Леонидовны,

учителя музыки МБОУСОШ № 7г.Наро-Фоминска,

слушателя курсов повышения квалификации 2011/2012 учебного года

«Компьютерные технологии в музыкальном образовании

(синтезатор и миди-клавиатура»

(вариативный кафедральный модуль 72 час.)

                        

Руководитель курсов – Ю.В. Шмалько

к.п.н., доцент

Москва 2012

                     

                             

                   

                      Музыкально-литературная композиция в 4-ом классе

                                        «Светлый праздник-Пасха

                       Учитель музыки МБОУ СОШ № 7 г.Наро-Фоминск

Цель: Создать музыкально-литературную композицию   «Светлый праздник-Пасха».Познакомить учащихся с одним из главных церковных праздников-Пасха. Вызвать интерес к изучению культуры , традиций своего народа.

                                                 Ход урока                                       

Учитель:  Весна всегда связана со светлыми ожиданиями и надеждами.

                                                                        Слайды 1-

 Именно на это время и приходится Светлое Христово Воскресение – Пасха!

Пасха это праздник надежды , мира и прощения. В этот день , день Воскресения Христова , мы празднуем победу добра над злыми силами , над смертью.

Православная церковь считает Пасху главным Христианским праздником.

Этот день радостный , светлый. Все события , связанные с ним – огромное чудо! Христос умер и воскрес. Он уже прошел свой земной путь. Оставил нам заповеди земных , дал надежду на спасение. Христос воскрес и жизнь торжествует  Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «избавление» , «исход».

Ученик читает стихотворение А.Майкова.

                                                                «Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов ,

И реки рвутся из оков.

И зеленеет ближний лес

Христос воскрес! Христос                                                                                                                                            Вот просыпается земля

И одеваются поля.

                                                                          Весна идет , полна чудес…

                                                          Христос воскрес! Христос воскрес!      

   У каждого большого церковного праздника есть свои приметы: на Рождество-наряженная елка , на Вербное воскресенье-распустившиеся ветки вербы , а на Пасху-куличи , крашеные пасхальные яйца.

Как и все православные праздники , Пасха богата обрядами и обычаями.

-Что вам известно об этих событиях?

1 ученик

В этот день старики расчесывали волосы  с пожеланиями , чтобы у них родилось столько внуков , сколько волос на голове.Умывались с золота , с  серебра , да с красного яйца в надежде разбогатеть. А еще был обычай на Благовещение на волю отпускать птичек в память о той радости , которая принесла всему миру весть о рождении спасителя.Колокола в этот день звонили особенно торжественно Назывался зтот звон Благовест.

2 ученик

К Пасхе было приурочено и «хождение волочебников» . Со всего села собирались люди толпой  и ходили из дома в дом , останавливались перед окнами и распевали песни . В песнях были пасхальные поздравления , заклинания будущего урожая , приплода скота и требования даров яиц , пирогов , вина и т.п. Пели ради того , чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома яиц , сала , денег , молока , белого хлеба.И хозяева пытались порадовать волочебников , чем могли.Не одарить их боялись , так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова.

                                           Кто не даст нам яйца-околеет овца

                                            Не даст сала кусок-околеет телок

                                            Нам не дали сала-коровушка пала.

                                                    (Звучит »Песня волочебников»)

                                                 Слайд№18

3 ученик

В великий пост всякие игры и увеселения были запрещены , а с Пасхи начинались веселые развлечения молодежи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы  на Руси были связаны  с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях , открывались гуляния с веселыми играми , игровыми хороводами , хороводными песнями. Одним из любимых развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определенном расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока  и разбивало его , то разбитое яйцо играющий забирал себе.                                          

Учитель

На Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!»-и ответным: »Воистину воскресе!». У русских крестьян на пасху был обычай поздравлять соседей

   

                                                     Слайды 1-3

На Пасху обязательно устанавливали качели. Было поверье , что качаясь , они соединяют небо с землей. Чем выше качаться , тем больше будет урожай ржи и пшеницы.                                                 Конечно вам известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. При этом люди прощают друг другу обиды , недорозумения.

-Знаете ли вы , откуда появилась традиция красить яйца?

Ученик

После  вознесения Иисус  велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим , в императорский дворец.

В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок;богатые-драгоценности , а бедные-что могли. У Марии ничего с собой не было  , кроме веры в Христа. Протянула Мария императору простое яйцо и сразу признесла главное известие «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то , что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить как и в то , что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова , яйцо стало менять свой цвет оно порозовело , потемнело и наконец стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо

                                  Слайды №14-17

Учитель

        В России пасхальные яйца изготавливали так же из драгоценных металлов , дерева , камня ,фарфора. В кладовых Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц для императорских детей , для подарков и выставок. В России пасхальные яйца изготавливали так же из драгоценных металлов , дерева , камня ,фарфора. В кладовых Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц для императорских детей , для подарков и выставок.

Мировую славу ювелирного искусства получили пасхальные яйца фирмы «Фаберже». Мастерские создали 56 уникальных яиц российских императоров.

                                     Слайды 4-5

Кроме крашеных яиц главным блюдом на столе были куличи в форме цилиндра.  Кроме крашеных яиц главным блюдом на столе были куличи в форме цилиндра. Он был похож на купол церкви.

                                        Слайды 6-9

Учитель

А что же происходит на Пасху в церкви? Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресение: вся она исполнена радости и ликования.                                                                    Прихожане вместе с церковным хором поют «тропарь»-краткое песнопение , посвященное Светлому празднику. А Также звонят в колокола праздничный трезвон.

  Слайды №11-13 (звучит колокольный звон)

Перед тем как прозвучит Тропарь давайте рассмотрим на экране несколько икон , связанных с этим праздником «Воскресение».

      Слайд №10               (На экране икона «Воскресение»)

Праздник Пасхи и сюжет иконы связаны с важным для православных христиан событием: Христос воскрес из мертвых. На иконе Иисус Христос протягивает руки Адаму и Еве и давно умершим людям. Он выводит их из мрака и холода к свету и теплу райской жизни.

                                          (Звучит Тропарь)

Вот еще один обычай , над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду , деньги , пищу бедным , больным людяи). Может быть сейчас , в наше время особенно необходимо посещение больных , стариков , бедных , которых надо угостить пасхальными куличами , развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

  (звучит стих на фоне музыки С.Рахманинова «Богородице Дево , радуйся»).

                                              Слайд №19

Христос воскрес!-всего два слова ,                                                                                                                               Но благодати сколько в них!                                                                                                                                        Мы неземным блаженством снова                                                                                                                     Озарены в сердцах твоих.                                                                                                                                        Забыты скорби и страданья,                                                                                                                                    Забыты скорби и нужда.                                                                                                                                              Умолкли стоны и роптанья ,                                                                                                                                   Исчезли зависть и вражда!

                                                                     П.Потехин.

Пусть ваши сердца будут наполнены добротой , нежностью. Пусть исчезнет злоба и зависть!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока:  «Бардовская (авторская) песня»

Данная методическая разработка  является одним из трёх уроков  по теме «Бардовская песня» и является вводным уроком, знакомящим школьников с истоками авторской песни и основоположниками бардовского движения в нашей стране и Красноярском крае.

 Разработка включает в себя: план-конспект урока, викторину «Узнай барда», презентацию урока, список используемых дисков для урока.

Методическая разработка по музыке для средней общеобразовательной школы может быть использована для проведения урока (8 класс) или факультативного занятия (7-8 классы), в общеобразовательной школе или учреждении дополнительного образования.

Форма учебной работы предлагается классно-урочная.

8 класс

3 четверть

1  урок

Тема: Бардовская (авторская) песня.

Цель: Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской  песне.

Задачи:

  1. Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
  2. Сформировать представление о бардах.
  3. Побудить детей к выразительному и исполнению песен, путем осмысления музыкальной  и литературной речи  в песнях бардов.

Тип урока: вводный.

Вид урока: традиционный

Приобретаемые навыки детей: умение общаться со словарем (книжным и электронным), коммуникативные умения во время исполнения песен и отгадывания викторины, умение анализировать музыку  и стихи бардов.

Особенности роли учителя: Координатор, направление, поощрение, стимулирование.

Информационно-методическое обеспечение:  презентационные материалы урока, аудиокассеты, методический материал, музыкальные энциклопедии (электронная и книги), фотографии бардов, фрагмент видео с В. Высоцким (мультимедийный диск «Владимир Высоцкий 60-е»), викторина «Угадай барда» (авторский диск Е. Гончаренко  «Барды XX века»), песни бардов (диск «Лучшие барды XX века», «Караоке 2004 авторская песня»)  

Содержание: Знакомство с истоками творчества бардов, основоположниками бардовского движения XX века в нашей стране. Бардовские песни о Сибири, Красноярском крае.

Новые понятия: бард, авторская песня.

Виды и формы контроля: творческое исполнение песен под караоке, выполнение викторины

Проблема урока: кто такие барды, чем особенны их песни?

Прогнозируемые результаты: Интерес к песням бардов, расширение знаний о авторах-исполнителях  песен в том числе о Красноярском крае.

Повышенные знания, творчество: Творческое исполнение песни барда самостоятельно выбранное из песен караоке.

План-конспект

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

(Музыкальное приветствие учителя и учеников. (слова «Добрый день, ребята» пропевается импровизированной мелодией учителем, дети повторяют мелодию со словами «Добрый день, учитель»).

  1. Изучение нового материала. ( 18 мин.)

(Фрагмент видеофильма «Высоцкий В. В. 60-е») (3 мин.)

-  Ребята, кого вы увидели? Кто он? Как называют  таких исполнителей песен? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Этот и последующий урок мы посвятим с вами бардовской песне. Этот жанр имеет и другие названия – авторская, туристская, студенческая песня.

- Кто же такие барды? Откройте электронную музыкальную энциклопедию на компьютере или возьмите на своих столах музыкальные энциклопедии и найдите слово «Бард», прочтите определение. (ответы 2-х человек с пояснениями) (4 мин.)

(« Бард» (от англ.  и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни)

- Как вы думаете, кто были первые барды на Руси, и на каких инструментах они играли?

(Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – древние слагатели былин (баяны), певцы-художники. Автор стихов и музыки является непременным исполнителем.)

- Дальнейшее развитие  авторской песни происходило следующее:

 (показ слайда) (1 мин.)

*городской романс

*кант (бытовая многоголосная песня)

*крестьянские песни

*творчество декабристов

*революционные молодёжные песни 20-х годов

*песни беспризорников

*студенческий фольклор

- Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения  Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», А В. В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару)

 (показ слайда с песнями В. Высоцкого и Окуджавы). (4 мин.)

- Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень  быстро распространялись по стране и становились народными    Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки Красноярского края, где в то время  только начиналось развитие бардовского движения. Начало организации бардовского движения в Красноярском крае было положено осенью 1967 года, красноярским молодежным клубом «Горизонт», с тех пор в Красноярский край стали приезжать известные барды страны и появились свои сибирские барды.

(показ слайда с песнями бардов о Сибири и Красноярском крае). (4 мин.)

- Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны, как вы думаете?     (2 мин.)

(В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня  - искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях).

-Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

III. Слушание и разучивание бардовских песен. (19 мин.)

( диск «Караоке авторская песня») (В. Высоцкий «Песня о друге», «А сыновья уходят в бой», «Я не  люблю», Окуджава Б. «До свидания, мальчики!», Ю. Визбор «Милая моя», Ю. Кукин «За туманом» О. Митяев «Как здорово!»)

( Одновременно для  одаренных детей - викторина «Угадай барда»)

IV. Итог урока. Выставление оценок. (2 мин.)

- К «легкой» или «серьезной» музыке вы отнесёте авторскую песню, почему?

- Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, что бы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Такой, по моему мнению, является музыка авторов исполнителей, бардов XX века.

- Заинтересовались ли вы музыкой бардов? На следующем уроке мы более подробно поговорим о тематике этих песен и коснёмся имён авторов.

Приложения:

  1. Викторина «Узнай барда» (предлагается самостоятельно дополнить гиперссылками из предлагаемых ниже дисков)
  2. Презентация урока  (на первой странице предлагается просмотреть фрагмент фильма «Вертикаль» с исполнением песни В. Высоцкого «Песня о друге», взятый из диска «Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы», остальные гиперссылки песен бардов из предлагаемых ниже дисков)
  3. Слова песен ( авторские тексты песен предлагаемых на уроке в формате Microsoft Word)

Список дисков используемых для проведения урока:

  1. Караоке 2004 Авторская песня.
  2. Лучшие барды XXвека.
  3. Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
  4. Энциклопедия музыки.



Предварительный просмотр:

  Классный час в 6 Б классе на тему :                                          «Олимпийские игры-прошлое и настоящее»                                                   

Классный руководитель Миронова Е.Л.

Цель:

Формировать у школьников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.

Задачи:


  1. Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;

  2. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;

  3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма;

  4. Развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение детей;



                                                              Ход занятия                                      

Ребята!  Сегодня мы поговорим о с порте/                                                                                         С детства мы слышим вокруг себя громкие высказывание на тему спорта; будь то «О, спорт! Ты – Мир!!» или «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и множество других. И ведь никто с этим не спорит. Всегда всем было известно, что занятия спортом в значительной степени могут сохранить здоровье, нередко поправить его, и, как следствие, продлить жизнь. В условиях современного мира, когда большую часть времени мы проводим в сидячем положении, каждому необходимо уделять время физминуткам, чтобы элементарно поддерживать себя и свою опорно-двигательную систему в тонусе. Но в идеале физическая культура должна сопровождать человека с самого рождения и, можно сказать, до смерти, поскольку она оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным в любом возрасте. Какое же конкретно влияние на наш организм оказывают занятия спортом?

Олимпи́йские и́гры, Олимпиа́да — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

В тех же местах проведения Олимпиад спустя некоторое время проводятся Паралимпийские игры для инвалидов и других людей с ограниченными возможностями. Аналогом Олимпиад являются также летние и зимние Юношеские Олимпийские игры и студенческие Универсиады.

Символ Олимпийских игр — пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти частей света в олимпийском движении, т. н. олимпийские кольца. Цвет колец в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии. Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913. Эмблема — олимпийские кольца. Девиз — Citius, Altius, Fortius (лат. «быстрее, выше, сильнее»). Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, поднимается на всех Играх, начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия), где также впервые стала даваться олимпийская клятва         На Олимпийских играх есть красивая традиция – зажжение олимпийского огня. Олимпийский огонь зажигают в городе Олимпия в Древней Греции. Зажжённый огонь день и ночь несут спортсмены – факелоносцы – в дождь, в снег, ветер.                                                                                                                                                            Право зажечь огонь на олимпийском стадионе предоставляется наиболее известному спортсмену страны, где проводятся Олимпийские игры.                                                 Олимпийский огонь не гаснет в течение всех дней и ночей, пока длится Олимпиада. А вы хотите попробовать себя в роли факелоносцев.

Для награждения медалями лучших спортсменов приглашают на пьедестал . Спортсмен, занявший первое место стоит на верхней ступени пьедестала, серебряный призер – на второй ступени, а бронзовый – на третьей ступени.

В заключение церемонии награждения звучит гимн страны, спортсмен которой показал лучший результат, занял первое место и получил золотую медаль.

Наибольшее число раз Олимпийские игры проходили в США — 8 раз (4 раза — летние и 4 раза — зимние) В СССР прошли одни Олимпийские игры — XXII Летняя Олимпиада в Москве в 1980 году, после неудачной заявки на летние Игры 1976 года.  В постсоветской России Москва безуспешно претендовала на Летнюю Олимпиаду-2012, а Сочи получил право на проведение XXII Зимней Олимпиады-2014.

Паралимпи́йские и́гры[1] (параолимпи́йские игры[2]) — международные спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху). Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 — на тех же спортивных объектах;

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.

В заключении нашего классного часа хочется вам пожелать , чтобы вы любили спорт и активно участвовали в спортивных мероприятиях,вели активный и здоровый образ жизни.



Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7-ом классе на тему: Опера Ж.Бизе «Кармен».                                                                    Учитель музыки МБОУ СОШ №7 г.Наро- Фоминск.

Цель:  Познакомить учащихся с оперой французкого композитора Ж.Бизе «Кармен».                                                    Расширить представление о культуре,темпераменте испанской музыки.                                                                             Знать особенности построения музыкально-драматического спектакля.

Музыкальный материал:  Диски mp3 с фрагментами из оперы,музыкальный центр.

Техническое оборудование:  Презентация,экран,компьютер.

                                                              Ход урока

Урок посвящен новой теме.             (Слайд №1)

1  Здравствуйте,ребята! На этом уроке мы продолжим  знакомиться с жанром оперы.                                                Мы изучим оперу замечательного французкого композитора 19-го века Ж.Бизе «Кармен».                                                                              (прочитать слова на экране  Слайд №2)                                                                        

Вы знаете,что эту оперу называют самой популярной в мире. Она входит в золотой фонд оперной классики.  Разберемся почему?                                                                                                                                                        В основу сюжета оперы положена новелла французкого писателя Проспера Мериме.

                                                                   (Слайд №3)

Она рассказывает историю любви и гибели главных героев-людей из народа: цыганки Кармен и солдата Хозе.

                                                                     (Слайд №4)

2. События в опере развиваются на фоне испанской жизни. Эта жизнь полна ярких красок,зажигательных танцев и темперамента простого испанского народа.

                                                                   (Слайды № 5-8)

Бизе стремился передать колорит испанской народной музыки.  Он перерабатывает подлинную народную музыку.                                                                                                                                                                            У-  Давайте вспомним построение оперы.?                                                                                                                      Д—В опере 4 действия.                                                                                                                                                      У-  С чего обычно начинается опера?                                                                                                                                 Д-  Опера обычно начинается с Увертюры.                                                                                                                                У-  Правильно. В чем главный замысел Увертюры?                                                                                                        Д-  Увертюра раскрывает весь главный замысел оперы. По характеру Увертюры мы получаем представление о спектакле в целом.

                                                        (Звучит «Увертюра»)

У-  В какую страну мы попали?                                                                                                                                      Д-  В Испанию.                                                                                                                                                                              У-  Каков характер музыки? Одинаков он или нет? Какие музыкальные жанры вы услышали?                                                                                                       Д-  Характер музыки разный. Мы услышали песенные,танцевальные и маршевые интонации.                               У-  Есть ли в музыке конфликт?  Какие инструменты его подчеркивают?                                                                                                                                                       У-  Да,мы слышим в музыке конфликт,его подчеркивают оркестр и струнная группа.                                                 У-  Как вы думаете конфликт чего мы увидели?                                                                                                             Д-  Может быть радости и горя.                                                                                                                                                У-  Да,мы видим яркий художественный контраст радости жизни и тяжелого страдания.                                                Эта Увертюра часто звучит как самостоятельная пьеса,отдельно от оперы.

1-е действие Образ Кармен.          (учитель читает краткое изложение)

                                                                    (Слайд №9)

3.  «Свободолюбивая цыганка Кармен появляется на фоне красочной картины испанского города Севильи,в окружении солдат,кавалеров и работниц фабрики.                                                                           Бизе мастерски передает огненный темперамент цыганки,ее неукротимый нрав,красоту,задор и властность.

  Звучит испанский танец  «Хабанера».                    (Слайд №10 прочитать)

Кармен поет свою песню,в которой излагает свою жизненную позицию:                                                                 «Любовь свободна,мир чаруя,                                                                                                                                                      законов всех она сильней…»                                                                                                                                                                    У-  Как прозвучала музыка?                                                                                                                                                        Д-  Музыка прозвучала в ритме испанского танца.                                                                                                             У-  Какие черты характера главной героини мы увидели?                                                                                                   Д-  Страстность,обольщение,кокетливость,любовный призыв,властность.

Кармен бросает цветок молодому солдату Хозе,сделав его своим избранником. Хозе покорен он безумно влюбляется в Кармен.

4.  В этом действии звучит еще один испанский танец. Мы видим еще одна характеристика цыганки.

Звучит  «Сегидилья»                                                  ( Слайды №11-13  прочитать)

У-  Что объединяет эти два танца?                                                                                                                                     Д-  Оба танца звучат в испанских танцевальных ритмах,гитарный аккомпанемент. В образе Кармен-грациозность,лукавость,капризность,пленительность,цыганские интонации.

2-е действие  Образы Эскамильо Хозе        (Слайд №14) Учитель читает краткое изложение.

«Действие происходит на площади в Севилье.  Наступает развязка оперы.                                                                         Кармен,желая остаться свободной и независимой,стремится к мужественному тореодору Эскамильо. Это еще один герой оперы.

                                                               (Слайды №16-15)  

У-  Кто такие тореодоры?                                                                                                                                                        Д-  Тореодоры-это очень смелые люди,они учавствуют в корриде (бой с быком).                                                     У-  Давайте послушаем,как Бизе раскрывает этот образ в своей музыке.

Звучат  «Куплеты Тореодора».

У-  Как прозвучала музыка? Каков образ героя?                                                                                                                     Д-  Музыка прозвучала блестяще,мужественно,в ритме марша.                                                                                               У-  Где мы уже слышали эту музыку?                                                                                                                                                 Д-  Эту музыку мы слышали в Увертюре.                                                                                                                  У-  Да,это марш-шествие.  Происходит зрелище-бой быков-Коррида. Сердце Кармен уже принадлежит другому-Эскамильо.

  У-  А что же Хозе? Как вы думаете,что он чувствует?                                                                                         Д-  Он страдает,Кармен его больше не любит.

Звучит «Ариозо Хозе».

У-  Что происходит с героем?                                                                                                                                                              Д-  Он любит Кармен,но она его нет.                                                                                                                                  У-  Как прозвучало Ариозо?                                                                                                                                                         Д-  Нежно,страстно,лирично,чистота чувств,ревность,душевные страдания,в музыке усиливается песенность.                                                                                                                                                                                             У-  Да.Ариозо похоже на романс,в аккомпанименте слышим деревянные духовые инструменты.

3- действие  «Сцена гадания»

Кармен гадает себе на картах.  Карты предвещают сиерть главных героев.

(Звучит музыка).

У-  Как звучит голос Кармен? Что изменилось?                                                                                                                   Д-  Голос звучит трагично,неподвижно.                                                                                                                                              У-  Да, «от судьбы не уйдешь» , музыка мертвяще трагическая. Голос Кармен стал низким скорбным и сосредоточенным,в низком регистре,оказывая на слущателей магическое воздействие.                                                                                                                                                                                               Но Кармен хочет быть сильной,мужественной и не желает отказываться от своей жизненной позиции.

4-е действие  «Заключительная сцена».

Кармен не знает жалости,она вновь счастлива и не может скрывать своего восторженного порыва,ее неудержимо влечет туда,где ее новый возлюбленный.                                                                                      Обезумевший от ревности Хозе,не помнящий себя, не может простить измены Кармен. Он страдает и в полном отчаяньи. Кармен его не любит. Он пытается вернуть Кармен,клянется,что все забудет и все будет попрежнему. Но Кармен неотступна.  В порыве отчаянья Хозе убивает Кармен и падает на ее труп,занавес опускается.                                                                                                                         Последний раз в оркестре звучит прекрасная,скорбная тема Кармен.                                                                            Две сферы в музыке,на фоне музыки куплетов Тореодора (легкая музыка),драматическая,трагическая (музыка Хозе и Кармен).                                                                                              У-  Чем образы русских героинь отличаются от героинь Бизе и Гершвина?                                                                          Д-  Верность,чистота чувств.                                                                                                                                                   У-  Откуда в них это?  Они православные.                                                                                                                            На этом наш урок закончился.  Дома повторите интонации главных героев оперы.Всего доброго.