краткосрочный курс по выбору "Общение с музыкальными инструментами"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Данный курс является вводным для учащихся 6 класса, стремящихся попробовать свои силы в музыкально – исполнительской, творческо – созидательной, практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_inop_n.b.zhukovoy.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краткосрочный курс по выбору «Общение с музыкальными инструментами»

Автор: Жукова Наталья Борисовна, учитель музыки МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.

Пояснительная записка.

     Игра на музыкальных инструментах – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности учащихся, т. к. это практическая деятельность, а не созерцательная.

     Совместное музицирование решает многие психологические задачи и проблемы общения. Застенчивый подросток станет участником общего дела, неуравновешенный, гиперактивный подчинится единому, строгому замыслу, одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле. В процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера подростка, его душевное здоровье.

     Элементарное музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

     Игра на музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных способностей учащихся, формированию у них художественного вкуса, умению различать тембр  инструментов, чувствовать гармонию их звучания, активизации развития музыкальных возможностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух), формированию представлений о выразительности сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

     Исследование различных качеств звучания шумовых и музыкальных инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий и т.д.), изучение сочетания тембров по типу сходства и различия способствуют творческой фантазии в изготовлении обучающимися шумовых и звуковысотных инстру ментов из различных материалов.

     Таким образом, данный курс является вводным для учащихся 6 класса, стремящихся попробовать свои силы в музыкально – исполнительской, творческо – созидательной, практической деятельности.

Цель курса:

  1. реализация интереса обучающихся к предмету «Музыка».

Задачи курса:

  1. развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и умений, необходимых для работы в группе;
  2. предоставление шанса каждому ученику для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
  3. раскрытие индивидуальных особенностей ученика, в том числе эмоционально – образного восприятия окружающего мира, природной музыкальности обучающегося;
  4. развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма);
  5. воспитание чувства ответственности перед коллективом;
  6. формирование художественного вкуса.

Образовательная программа Инновационной образовательной практики (ИнОП) по направлению «Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование»

Краткосрочный курс по выбору «Общение с музыкальными инструментами».

Автор: Жукова Наталья Борисовна, учитель музыки МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.

Форма: Краткосрочный курс по выбору «Общение с музыкальными инструментами».

Категория учащихся: учащиеся 6 класса.

Объем часов: 8 часов. Из них аудиторная работа – 2 часа, самостоятельная работа учащихся – 2 часов, итоговое занятие – 4 часа.

Время проведения:        2012 – 2013 учебный год (II четверть).

Место реализации: МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.

Ожидаемый результат: 

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности программы

Умение различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания, самостоятельно изготавливать простейшие шумовые и музыкальные инструменты из различных материалов.

Сравнение

Анализ

Обобщение нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства

Работа с разными источниками информации

1 уровень: самостоятельное получение информации об истории создания музыкальных инструментов, их строении, тембре звучания в «записи»;

2 уровень: озвучивание шумовыми музыкальными инструментами темброво– ритмических стихов и сказок, различная интерпретация этого звучания, мелодизация текстов;

3 уровень: изготовление простейших шумовых и звуковысотных музыкальных инструментов из всего, что они (учащиеся) могут найти и приспособить;

4 уровень: использование шумовых инструментов для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки.

Объекты оценивания и критерии их оценки:

Объект оценивания – модель шумовых инструментов, изготовленная из различных материалов.

Критерии оценки:

  1. Актуальность – 5б.
  1. Соответствие модели реальности – 5б.
  1. Реалистичность практического применения – 5б.
  1. Наглядность представления, в том числе на основе использования ИКТ – 15.

Описание замысла программы

Моделирование в обучении является главным средством развития личности. Моделирование как учебное действие выполняет следующие функции:

  1. Познавательная – как средство приобретения новых знаний и умений;
  1. Эвристическая – как способ решения проблемных ситуаций;
  1. Иллюстративная – как наглядное средство выделения и фиксации объектов, понятий, фактов, явлений;
  1. Систематизирующая – как средство упорядочивания системы знаний и умений;
  1. Развивающая – как средство формирования интеллекта и творческих способностей;
  1. Эстетическая – как средство воспитания культуры личности.

Ценность модели как в обучении, так и в познании заключается в ее универсальности – одна и та же модель может описывать совершенно различные объекты и явления.

Содержание программы

Название раздела

Часы

Способы деятельности педагога и учащихся

Объект оценивания

1.

Звуки шумовые и музыкальные (установочная лекция)

2 ч

установочная лекция

Уровень теоретической подготовленности учащегося к самообразованию и моделированию

2.

Самостоятельная работа учащихся по разработке моделей

2 ч

поиск материалов, изготовление модели инструмента

Степень самостоятельности учащегося при поиске материалов и изготовлении модели

3

Обсуждение моделей (защита)

4 ч

Представление модели; мини – концерт

Модель шумового и музыкального инструмента


Материалы для реализации программы

Ресурсное обеспечение программы:

домашний ПК учащихся, компьютерный класс с высокоскоростным доступом в Интернет, диски с записями.

 Литература для учителя        

  1. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., Советский композитор, 1975.
  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1989.
  3. Гофман М. Р. Музыка – друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.
  4. Кружков Г. Все наоборот (небылицы и нелепицы в стихах). М., Просвещение, 1992.
  5. Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.
  6. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование. Материалы семинара № 1, М., 2003.
  7. Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.

Литература для учащихся

  1. Гофман М. Р. Музыка – друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.
  2. Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.
  3. Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

"Музыкальная логоритмика".Программа краткосрочных курсов для 5-6 классов.

«Музыкальная логоритмика » - это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово, движение и музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно и...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа ускоренного курса обучения на аккордеоне для детей и взрослых в период летней творческой школы МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы за короткий промежуток времени, заинтересовать обучающего и мотивировать его на дальнейшее обучение и формирование устойчивого ...

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....