"Слово и музыка" Урок музыки в 5 классе.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Гендина Алла Константиновна

Урок разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии, проектные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_i_muzyka.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс.

Урок разработан с применением следующих технологий:

- технология деятельностного метода

- социоигровые технологии

- проектные технологии

- ИКТ

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема четверти: «Слово и музыка».

Тема урока: «Нужна ли стихам музыка?»

Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.

Задачи:

  1. На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.
  2. Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне М.Таривердиева «Маленький принц».
  3. Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Музыкальный центр, синтезатор, диск с записью музыкальных произведений,  текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.

Название раздела урока

Изучаемый материал

задача

Вид деятельности

время

1.

Организационный момент. Распевание.

Вокально-хоровые упражнения

Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций.

пение

3

2.

Вводная беседа.

В.Моцарт. Симфония №40, 1 часть

Активизация знаний учащихся

Слушание музыки, диалог с учащимися.

5

3.

Тема урока.

Слайд 1,2

Постановка задачи.

Высказывание первоначальных предположений по теме урока.

Диалог с учащимися, запись на доске.

2

4.

Анализ стихотворного текста.

Слайд 3

С.Есенин. «Поет зима, аукает»

Определить образный ряд стихотворения,.

Работа в малых группах

5

5.

Составление плана музыкального развития.

С.Есенин. «Поет зима, аукает»

Попытаться воплотить образы стихотворения в музыке.

Работа малыми группами.

10

6.

Слушание музыки.

Слайд 4, 5

Г. Свиридов. «Поет зима, аукает»

Сравнить авторскую версию со своим предположением.

Слушание,

Высказывания учащихся.

5

7.

Исполнение музыки

Слайд 6

М.Таривердиев. Маленький принц

Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении.

пение

10

8.

Итог урока.

Слайд 7,8

Придти к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.

Придти к решению проблемы урока

«Нужна ли стихам музыка».

Беседа с учащимися.

5

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вокально-хоровые упражнения.

  1. Звучит музыка: В.А.Моцарт. Симфония №40,1ч. Г.п.

 - Вы узнали музыку?

Ну, конечно, это нестареющий Моцарт.

      - Вспомните, как звучит тема четверти?

«Слово и музыка», но в этой музыке нет слов. Почему же она звучит сегодня?

Вспомните, какие аспекты связи стихов и музыки мы уже обнаружили?

       - рифма – повторность окончания;

       - фразировка;

       - ритмичность;

       - интонационная природа.

 - Вспомните, кто из композиторов сумел наиболее приблизить музыку и слово?   (М.Мусоргский)

  1. Мы сегодня продолжаем разбирать различные стороны связи музыки и слова и решаем такую проблему: «Нужна ли стихам музыка?»

 - Какие предположения можете высказать по этому поводу?

(Высказывания учащихся кратко записываем на доске)

  1. (Класс делится на группы, дети выбирают название команды).

Сейчас вы получите текст и чистый лист, разделенный на две части.

1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.

2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.

3задание: Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?

(Обсуждается и выполняется устно)

Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым.

  1. Слушаем музыку Г.Свиридова. «Поет зима, аукает».

Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.

(Высказывания учащихся)

- насколько оправдались ваши ожидания?

- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?

- музыка помогает «увидеть» стихи?

- зачем стихам музыка?

  1. Исполнение песни М.Таривердиева «Маленький принц».

- в конце куплета в стихах есть точка?

- а в музыке? Почему?

- смысл от недосказанности меняется?

- зачем этим стихам музыка?

  1. Возвращаемся к проблеме урока.

 

- Нужна ли стихам музыка?

Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.

Конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ дороги, выраженный в слове и в музыке (по поэме Гоголя Мертвые души")

На уроке звучит текст поэмы и музыка современных композиторов Р.Щедрина и А. Шнитке. Сотрудничество двух видов искусств помогает глубже проникнуть в тайну слова и постичь глубину музыки, создает необх...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Презентация к песне "Город детства" слова Роберта Рождественского, музыка Фрэнка Миллера.

Презентация содержит краткие сведения о популярном советском поэте Роберте Ивановиче Рождественском, историю создания песни, текст, фотографии города Ступино....

Технологическая карта урока музыки 4 класс «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Технологическая карта урока музыки 4 класс, УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...

Образ дороги в слове и в музыке

Интегрированный урок  литературы и музыки по поэме Гоголя «Мертвые души»....