Урок музыки как процесс музыкального воспитания
статья по музыке по теме

Петухова Ольга Леонидовна

Каждый учитель музыки  должен знать, что урок музыки, особенно в младших классах, должен очищать душу ребенка от псиологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл каким должен быть урок музыки18.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Урок музыки как процесс музыкального воспитания.

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит.

Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

                                                     Д. Б. Кабалевский

     Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего, взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.

    Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Б. В. Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие». Большое внимание уделяется слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.

     Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Не следует торопиться с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, можно вместе с ними искать художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, надо использовать не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке.

    Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Следует относиться к ним с особым вниманием, терпением, поощряя попытки высказаться о музыке.

     Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.    

 Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и на творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут “собирать” сами дети, т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка. Всегда, независимо от результата деятельности, необходимо поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы.  

 Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора. 

Как отмечает Л.В. Школяр постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, т.е. методами интонационного постижения смысла. Именно они «помогают зазвучать музыке в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке». Как показывает практика, учащиеся недостаточно глубоко и адекватно воспринимают музыкальное искусство и его смысл, имеют весьма ограниченный словарный запас, не умеют дать верную оценку произведениям музыкального искусства. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Слово учителя о музыке должно вещать о том, что присуще музыке, а не о том, что о ней он думает.

«Слово о музыке должно сокращать, а не увеличивать расстояние между ее смыслом и душой тех, кто ее слушает, исполняет», – пишет Б.М. Целковников. Учитель, организующий восприятие художественного произведения, должен быть скорее «энергетической» антенной, передающей и принимающей эмоции и чувства, захватывающей в свое эмоциональное поле ученика, а не человеком, излагающим готовые истины.

Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т.п.

В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский.

Как считает Л.В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства (по Е. Жарковой, Т. Стюхиной), как:

- художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение);

- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Урок музыки, особенно в младших классах, должен очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия. 

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.  Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

- всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции;

- овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний         и         навыков. 

    Одной из форм творческого взаимодействия детей и родителей являются домашние задания. Такие задания как: сочинить сказку, нарисовать рисунок к музыке. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Также детям можно предложить сделать музыкальную игрушку для шумового оркестра. К праздникам, которые являются еще одной формой взаимодействия школы и семьи в процессе музыкального воспитания школьников, можно предложить родителям разучить самостоятельно со своими детьми песни, приготовить костюмы, разучить роли, подготовить декорации.

Конкурс «Музыкальная семья», где в воскресный день соревнуются в школьном зале семьи.

Старшим школьникам не лишне будет предложить эссе о музыкальном пристрастии старших членов его семьи, что способствует преемственности поколений, знание родословной, общность с семейным кланом, малой Родиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки-как процесс музыкального воспитания

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям....

Активизация восприятия музыки как основа музыкального воспитания младших школьников

Формирования активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоци...

Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания

Консультация для воспитателей всех возрастных групп ДОУ...

Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....