конспект урока 2 класс
план-конспект урока по музыке по теме

Марченко Оксана Геннадьевна

Тема:Форма вариаций , рондо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_2kl.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки во 2-м классе "Форма вариаций, рондо"

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о форме вариаций в разных видах музыкальной деятельности.
  2. Расширить представления учащихся об особенностях формы рондо во взаимосвязи с литературой, живописью.

Задачи:

  1. выявить характерные особенности построения народной музыки;
  2. развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  3. воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.

Музыкальный материал к уроку:

  «Камаринская» П.И.Чайковского;

  «Вариации на тему французской песни» В.А.Моцарт;

  «Рондо-марш» Д.Б.Кабалевский;

  «Французская народная пастушья песня».

Наглядный материал к уроку:

  1. плакат с нотной записью пастушьей песни;
  2. таблицы музыкальных терминов (вариации, рефрен, эпизод, рондо);
  3. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина с иллюстрациями В.М.Конашевича;
  4. портреты композиторов (Чайковский, Моцарт, Кабалевский);
  5. музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.

Ход урока

Дети входят в класс под музыку Кабалевского, поют приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?

Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)

Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)

/Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./

Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)

Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.

Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.

/Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./

Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)

Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)

Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)

Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)

Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)

Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)

Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)

Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.

План исполнения вариаций таков:

  1. главная тема - фортепиано;
  2. первая вариация – ксилофон;
  3. вторая вариация – деревянные ложки;
  4. третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.

/Дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского на музыкальных инструментах./

Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)

Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.

/Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.

/Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./

Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)

Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)

Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).

Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.

Учитель: Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное.)

Учитель: Сколько частей вы услышали в этом марше?

Учитель: Как называется часть, которая повторялась без изменения? (Рефрен.)

Учитель: Что общего вы увидели в сказке Пушкина и в музыке Кабалевского? (Сказки Пушкина наполнены народной мудростью и учат добру.)

Учитель: Сейчас мы исполним песню, посвящая её тем, кто творит добро.

/Исполняется песня Игоря Лученка «Доброта»./

Учитель: Что является рефреном в этой песне? (Припев.)

Учитель: Что вы узнали о построении музыки, вспоминая сказку Пушкина? Какие формы музыки вам ещё известны? (Трёхчастная, вариации, рондо.)

Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...