Аксиологический аспект анализа музыкального произведения
статья по музыке по теме

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Текст защиты курсовой работы по предмету "История музыки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_22_12_2009_tekst_zashchity.docx33.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Костромской государственный университет

им. Н. А. Некрасова»

Кафедра истории и теории музыки

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Аксиологический аспект анализа

музыкального произведения

Кострома

- 2009 -


В современных условиях изменились целевые установки, функции и задачи музыки, тем не менее, и сегодня она остается одним из ведущих способов передачи духовного наследия, системы общественных идеалов и ценностей подрастающему поколению. Поэтому возникает необходимость научного исследования реализации воспитательных потенциалов ценностно-смыслового содержания музыкальных произведений в обучении и воспитании.

Аксиология – наука о природе ценностей, о связи различных ценностей между собой, их зависимости от социокультурных и личностных факторов Искусствоведение, исследующее музыку «письменную», то есть зафиксированную в нотных знаках, тоже располагает ценностно-смысловыми аналитическими трудами.

Итак, цель работы заключается в освещении одного из важнейших в современном историко-теоретическом музыкознании аспектов анализа музыкального произведения – ценностно-смыслового или аксиологического.

Объектом исследования стал процесс постижения художественной и эстетической ценности музыкального сочинения.

Предмет исследования – осознание методов ценностного анализа музыкальных произведений.

Задачи:

- определить и обосновать необходимые музыкально аксиологические понятия;

- составить представление о модели аксиологического подхода к постижению музыки,

- проанализировать основные методы ценностного анализа музыкальной композиции;

- подробнее охарактеризовать аксиологические подходы к анализу хоровой музыки и представить ценностно-смысловой анализ хоровой партитуры.

В качестве методологической и теоретической основы представленной работы использовались труды по следующим направлениям:

  1. исследования по проблемам различных аспектов анализа музыкальных сочинений представленные в работах В.Способина, В.Бобровского, В. Цуккермана;
  2. аксиологическая тенденция отечественного музыкознания, поставленная в трудах Б. Асафьева, Б. Яворского, Л. Мазеля, Ю. Тюлина, С. Скребкова, Ю. Холопова, В. Холоповой, Т. Чередниченко, В. Медушевского;
  3. работы, рассматривающие различные аспекты анализа хоровой музыки ((Н.М. Данилин, К.К. Пигров, К.Б. Птица, Г.А. Дмитревский, А.А. Егоров, П.Г. Чесноков, В.И. Краснощёкое, Л.М. Андреева, Я.Т. Медынь, В.Г. Соколов, К.А. Ольхов).

Музыка - один из видов искусства, а искусство является одной из форм общественного сознания. Основное явление и понятие, которое определяет специфику искусства и отличает его от других форм общественного сознания, например, философии или науки, - это художественный образ.

Художественный образ содержит обобщение (обобщенное отображение действительности), данное через конкретное, чувственно воспринимаемое (зрительное, слуховое или - как в литературе - непосредственно и живо изображенное) явление.

Переосмысление проблемы ценности, происходящее на протяжении всего ХХ столетия и с особой силой проявляющееся в наши дни, позволяет надеяться, что ХХI век станет веком ценностно-ориентированной личности. Воспитание такой личности объявляется приоритетом в целом ряде педагогических (Е. Артамонова, Б. Гершунский, И. Исаев, А. Мищенко, В. Сластенин и др.), музыковедческих и музыкально-педагогических работ (А. Абдуллин, О. Апраксина, Л. Арчажникова, Д. Кабалевский, Ю. Холопов, Б. Яворский и др.). В современной науке мы найдем много различных трактовок понятия «ценность».

В философии ценность – понятие, используемое для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов.

С точки зрения социологии, ценность– термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение [1]определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию.

Словарь по общественным наукам даёт следующую трактовку понятия «ценность». Ценность – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением

В педагогике ценность – любой объект (в т.ч. идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях, как о духовных идеях, заключающихся в понятиях, которые имеют высшую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры .

В искусстве же существует такое понятие как «художественная ценность» (Ю. Б. Алиев). В приобщении учащихся к искусству существует целенаправляющая область: от ценностных художественных ориентаций, сопровождающих этот процесс, к социальным установкам и планам.

Особой формой освоения мира является ценностное отражение, при котором значимость объекта выявляется не познавательным путем, [2]а через его переживание.

Проявление ценностного отношения к предмету искусства основано на диалектических взаимопереходах познавательных и «переживательных» процессов.

В ходе рассмотрения феномена художественной ценности можно выявить и такой вид эмоциональных образований, как ценностно-образующие переживания, основанные на эстетическом наслаждении. В сфере художественных ценностей существует еще один вид переживаний, еще одна ценностная форма. Это ценностные ориентации.

 «Смысл» – это содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь. Ценностный смысл музыкального произведения – это ценностная сущность, которая передана композитором в сочинении. Именно ценностная сущность произведения оказывает влияние и воздействует на наш духовный мир. Поэтому так важно увидеть и понять ценностно-смысловое содержание музыкального произведения.

За имманентно-музыкальной специфичностью закрепился термин «художественное содержание».

Наконец, что касается отсутствия прообразов музыки в жизни. С научной точки зрения такое утверждение совершенно абсурдно: все [3]данные человеческой культуры — искусство ни в коем случае не составляет исключения — рождены теми или иными факторами жизни, жизнью вызваны, ею питаются, к ней обратно обращены. И нет таких ценностей и явлений, которые бы не были обусловлены, так или иначе, законами существования человечества.

Музыкальный образ получает материалистическое истолкование в свете теории отражения.

Бесспорно, музыка обладает намного меньшей предметной и понятийной конкретностью, чем другие виды искусства.

Но зато музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и треволнений, эмоционально-психологические состояния, их динамику и переливы. Внутренние, тончайшие, сокровенные стороны души человека, то, что порой не передаваемо на привычном языке человеческого общения, становится доступным выражению музыкальными звуками, выступает основой специфической образности в музыке.

Таким образом, область чувств и эмоций человека — один из основных предметов отражения в музыкальном образе. Но их нельзя рассматривать как чисто субъективное явление, они, подобно другим формам осознания человеком действительности, есть субъективный образ объективного мира. Следовательно, музыка изображает и выражает действительность не прямо, подобно изобразительным видам [4]искусства, создающим образ какой-либо части предметного мира, а косвенно, воссоздавая мир чувств и чувственных отношений.

Вывод: ценность – это особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением.

Ценностное содержание – это единство всех основных элементов целого, имеющее ценностно-значимые социальные свойства и отражающее систему отношений индивида или социальной группы.

Постижение ценности музыки, без которой невозможно человеческое существование, не может быть решено только одной областью - музыкознанием, а должно осуществляться на базе философской мысли и в союзе с ней, потому как специфика музыки столь уникальна, что требует философского объяснения ее сущности и существования. В связи с этим мы выделяем мировоззренческую, этическую и эстетическую ценности музыки. Проблематика жизненных ценностей заложена в подлинном музыкальном искусстве.

Обозначение философского статуса ценности музыки может быть определено ее постижением в системе: человек – мир – музыка.

В музыковедческой практике сложились различные виды анализа музыкальных произведений. Существуют: интонационно-мелодический, гармонический, стилевой, комплексный или целостный, ценностно-смысловой, культурологический, эстетический и другие виды анализа. 

Объектом анализа, как известно, может служить любой элемент музыки, начиная от звука и заканчивая проблемами мировоззрения композитора или эпохи: каждый объект может быть представлен в качестве смыслоносителя.

Метод и объекты анализа диктуются самим произведением и умение музыковеда заключается в том, чтобы найти нужный стиль, употребить необходимый понятийный аппарат, подобрать соответствующую лексику, построить концепцию, опираясь на внемузыкальную образность, или, наоборот, на сугубо музыкальную логику – именно в этом видится мастерство и искусство интерпретации.

Анализ трактуют и как аналитическое рассмотрение любого элемента музыкального языка в пределах конкретного произведения. Это более узкое понимание термина музыкальный анализ. Оно является ведущим.

Выяснение историко-стилистических и жанровых особенностей произведения необходимо в анализе всех видов, но особенно важно при комплексном (целостном) анализе, высшая цель которого - исследование музыкального произведения как художественного явления во всей полноте его исторических связей. Этот вид анализа находится на грани собственно-теоретического и исторического музыкознания.

Вывод:  целостный анализ, охватывающий и текст, и контекст музыкального произведения, - это научный фундамент поисковой деятельности в направлении музыкальной истины, это стадия познания, ведущая к ценностному осмыслению музыки.

Аксиологический анализ и призван ответить на вопросы, касающиеся эстетической и художественной оценки произведения, обозначить степень его совершенства с точки зрения содержательной и технологически-композиционной стороны.

Мы различаем ценность музыки и ценности в музыке. Ценность музыки заключается в высшем смысле, который является человеку в музыкальных феноменах. Смысл музыки содержит музыка-субстанция. При этом нас интересуют те жизненные смыслы, которые человек обнаруживает в музыке. Потенциально ценности присутствуют в музыке, смыслы заложены. Мы имеем дело с ценностями в музыке по качеству и достоинству формы, а также с ценностями смысло-содержательного характера (или антиценностями – теми, которые не несут красоту, добро, истину)[5].

Музыка – это категория эстетическая, а потому художественная привлекательность действует как одна из самых важных сторон ее содержания. Потому должно отметить, что если даже высокая, великая идея не воплощена композитором в прекрасное музыкально-звуковое целое, возвышающее слушателя посредством эстетического переживания, то идея не в состоянии осуществить свое воздействие, произведение отвергается слушателем. Через реакцию музыкального восприятия связываются между собой такие, казалось бы, далекие друг от друга явления как отражение действительности (отзывается ли слуховое сознание на данный ее образ) и субъективное удовольствие от восприятия музыки.

Как писал Ю. Холопов: «Музыкальное в музыке как воплощение эстетического отношения к действительности – есть коренной ее закон, который всегда формирует произведение как определенный вид эстетического переживания духовных ценностей. А главное назначение теории и есть познание закона (в музыке главное – выразить идею, воплотить образ)»[6].

Если обычные методы большей частью ищут суть музыки в околомузыкальных ассоциативных слоях, то в аксиологическом анализе необходимо исследовать музыку как живой звуковой организм. Главное, сущностное качество аксиологического анализа заключается в понимании: эстетическое содержание произведения реализуется с помощью оперирования композиционно-техническими средствами. А потому направляющей идеей станут слова – не отрываться от музыки!

При каких же условиях музыкальный анализ не существует отдельно от музыки? В том случае, если он:

  1. представляет «технические» средства музыки как явления эстетические, художественные, т.е. раскрывающие значение и наполнение знаков – метра, мелодики и т.д.
  2. сохраняет звуковую форму музыки, т.е. все время оперирует музыкальными примерами – явными или подразумеваемыми.

Только в этом случае анализ становится не целостным, а ценностным.

Если целостный анализ раскрывает образно-эмоциональную сторону сочинения, то ценностный анализ – образно-эмоциональную сторону музыки через эстетическое переживание.

Таким образом, ценностный анализ раскрывает образно-эмоциональную сторону музыки через эстетическое переживание.

Хоровое искусство принадлежит к одной из основных областей культурного мира – духовной культуре, которая включает в себя сферу духовного производства и его результаты, влияющие, прежде всего, на развитие и совершенствование духовного мира человека, изменения в сфере общественного и индивидуального сознания.

Как форма духовной культуры, хоровое искусство способствует созданию и распространению духовных ценностей, образующих культурную сокровищницу человечества, потребность в которых исторически сформировалась как существенное свойство самой природы человека.  Влияя  на все стороны жизни человека, они  определяют качество существования человека в обществе.

Аксиологический аспект выявляет ценностную значимость хорового искусства, которое создает и распространяет духовные ценности, образующие культурную сокровищницу человечества, способствуя формированию ценностных ориентаций личности.

Искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что в основе  лежит художественный образ, определяющий его специфику. В хоровом искусстве художественный образ представляет  собой результат обобщенного, коллективного восприятия явлений окружающей действительности и производит впечатление яркости, величия, общественной значимости  переживаний, свойственных многим людям и обращенных к внутреннему миру и субъективному опыту каждого из воспринимающих.

Анализ хоровой партитуры — это не что иное, как исследование вокально-хоровой партитуры, состоящее из ее устного или письменного (аннотация) разбора. В анализ входят: общие сведения об авторах музыки и текста, анализ литературного текста, характеристика хоровых партий (диапазоны, тесситура), анализ музыкально-выразительных средств (фактура, форма, тематизм, мелодика, гармония, ритм, агогика и т. д. в их целостности), а также намечается исполнительский план.

В большинстве этих работ предлагается план анализа хоровой партитуры, включающий следующие аспекты: общий анализ музыкального и словесного содержания, музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализ, и как итог – аксиологический анализ.

Таким образом, среди необходимых условий к анализу ценностно-смыслового содержания музыкального произведения были выделены следующие:

• направленность процесса на развитие ценностного мировоззрения, формирование общей и музыкальной культуры;

• понимание значимости анализа ценностного содержания музыкального произведения;

• владение методами анализа ценностно-смыслового содержания музыкального произведения

В заключении можно сказать, что эстетически-оценочное восприятие – это процесс, выходящий за пределы однократного общения с музыкальным сочинением. И чем произведение содержательнее, информативнее, тем более долгим будет процесс его постижения и сложнее, напряжённая аналитическая работа над его музыкальным текстом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах

Теоритическое обоснования учебно-исследовательского анализа, представляющего собой целостный анализ, состоящий из трех уровней (лигвистического, стилистического, литературоведческого), при доминантном...

V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»

22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...

Проект Топонимика станицы Медвёдовской: лингвистический и аксиологический аспекты

Идея исследовательской работы: в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования.Работа актуальна, направлена на развитие у од...

Презентация Топонимика станицы Медвёдовской: лингвистический и аксиологический аспекты

Идея исследования: в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования.Работа актуальна, направлена на развитие у одноклассников...

Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...

Традиционные и инновационные аспекты содержания литературного образования при аксиологическом подходе к обучению

В статье раассматривются традиционные и инновационные аспекты содержания литературного образования при аксиологическом подходе к обучению....