Вокальные упражнения
учебно-методический материал по музыке на тему

Косолапова Татьяна Ивановна

Хоровое пение- основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах.
К.Д.Ушинский считал хоровое пение могучим педагогическим средством, оживляющим, организующим, сплачивающим и воспитывающим школьников. "Когда запоют в наших школах,- писал К.Д.Ушинский, - тогда можно будет сказать, что они пошли вперед".
Наряду с развитием внимания, воображение, художественного вкуса хоровое пение развивает и воспитывает певческий голос, вырабатывает певческие умения и навыки.
Важнейшим условием выработке у учащихся вокально - хоровых умений и навыков является развитие музыкального слуха, установление координации  слуха и голоса.
Полноценное воспроизведение музыкального звучания возможно только в том случае, если у учащихся воспитывается способность его восприятия и представления (высота, длительность, характер), а также слуховой контроль, т.е критическая оценка воспроизводимого звучания. В противном случае выработка технических навыков превращается в схоластическую дрессировку, не отвечающую ни воспитательным, ни художественным задачам обучения пению.
Прочное овладение вокально-хоровыми навыками достигается путем систематических упражнений,  причем залогом успеха работы является их обоснованное применение в процессе занятий, опирающееся на теоретическую  основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnye_uprazhneniya.doc81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ведение

Хоровое пение- основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах.

К.Д.Ушинский считал хоровое пение могучим педагогическим средством, оживляющим, организующим, сплачивающим и воспитывающим школьников. "Когда запоют в наших школах,- писал К.Д.Ушинский, - тогда можно будет сказать, что они пошли вперед".

Наряду с развитием внимания, воображение, художественного вкуса хоровое пение развивает и воспитывает певческий голос, вырабатывает певческие умения и навыки.

Важнейшим условием выработке у учащихся вокально - хоровых умений и навыков является развитие музыкального слуха, установление координации  слуха и голоса.

Полноценное воспроизведение музыкального звучания возможно только в том случае, если у учащихся воспитывается способность его восприятия и представления (высота, длительность, характер), а также слуховой контроль, т.е критическая оценка воспроизводимого звучания. В противном случае выработка технических навыков превращается в схоластическую дрессировку, не отвечающую ни воспитательным, ни художественным задачам обучения пению.

Прочное овладение вокально-хоровыми навыками достигается путем систематических упражнений,  причем залогом успеха работы является их обоснованное применение в процессе занятий, опирающееся на теоретическую  основу.

1. О предпосылках воспитания вокально-хоровых навыков

При разработки проблемы вокально-технических навыков и средств их воспитания мы опираемся на следующие положения: без овладения техникой, специфическими выразительными средствами вокального искусства невозможно художественно исполнить произведения, передать замысел, содержания, художественный образ песни. При недостаточном  внимании к содержанию произведения процесс обучения пению превращается в дрессировку. Музыка, ее содержания должны обуславливать формирование исполнительской вокальной техники на каждом этапе развития учащегося.

Известно, что передача того или иного содержания в музыке требует определенных, соответствующих ему, художественно-технических выразительных средств, исполнительских приемов.

искусство пения  требует, чтобы каждый певец или участник хора овладел прежде всего навыками певческого дыхания, звукообразования и дикции. именно эти навыки составляют основу, фундамент вокального воспитания учащихся в хоре. Строй и ансамбль, эти специфические условия при обучения пению в хоровом коллективе, рассматриваются как нечто производное, основывающиеся в значительной  на овладении навыками певческого дыхания, звукообразования, дикции. в самом деле, трудно представить себе стройное пение в ансамбле, если учащиеся не владеют дыхание, певческим звуком, не умеют правильно открыть рот, если  у них   плохая дикция. Осуществление же задач вокального воспитания в хоровом коллективе требует полного единообразия, одновременности в выполнении всех действий, связанных с пением. В противном случае хоровой коллектив отсутствует, есть лишь некое собрание поющих людей.

Чем своевременный певец владеет техникой, тем больше творчество может он внести  в свое исполнение, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.

Необходимым и обязательным условием выработки навыков является упражнение, т.е.  рациональная, целенаправленная повторность действия с целью усовершенствования способов его выполнения. Упражнение - не механическая повторность действия, а такая повторность, в процессе которой происходит усовершенствование способов выполнения этого действия, их закрепление, уточнение.

В процессе упражнений происходит выработка прочных вокально-хоровых навыков, т.е. отбор тех исполнительских приемов, тех выразительных средств,  которые обеспечивают наибольшее соответствие воспроизводимого звучания его предварительному внутреннему слушанию.

Искусство пения требует овладение сложным комплексом художественно- технических элементов. Овладение этим комплексом достигается путем фиксации внимания учащегося на каждом отдельном этапе обучения в хоре, на каждой конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материя упражнений создает благоприятные условия для овладения главным образом каким-то одним определенным навыком.

Цели этой служат специальные упражнения и попевки, которые подбираются соответственно уровню певческого развития  учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилены, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной  выразительности: ритм, мелодический рисунок, темп, тесситура. Иными словами, мы подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для усвоения протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух -, в трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста ( с закрытым ртом или на слоги), для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партии.

2. Условия системы вокально - хоровых упражнений

1. Первым условием  системы вокально-хоровых упражнений является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе упражнений. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в объяснениях и наглядных показах педагога. Постепенно, в результате сознательного объяснения и рационального повторения школьники начинают самостоятельно применять полученные навыки в процессе вокального исполнения. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителями хора соответствующей мимики, даже взглядам, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

2. Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задания.

В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного- к более трудному. Ушинский говорил, что в это заключается основа успеха: всякое новое упражнение, по его словам, должно быть связано с предыдущим, опираться на него делать шаг вперед. Отсутствие этого условия является главной причиной того, что иногда длительные и многочисленные упражнения дают плохие результаты.

В системе вокальных упражнений предполагается такое расположение учебного материала, при котором ученику приходится преодолевать постепенно возрастающие трудности.

3. Третьим условием  системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Если педагог не умеют использовать в процессе хоровых занятий заинтересованность учащихся, то нередко  это приводит к тому, что внимание угасает, наступает скука и появляется рассеянность.

4. Четвертым условием системы является воспитание у учащихся  произвольное внимание  в процессе упражнений. Большую роль в воспитании произвольного внимания играет  использование  в педагогическом процессе внимания непроизвольного.

5. Пятое условие системы- разнообразие заданий, переключение внимания учащихся в процессе упражнений  с одной задачи на другую, охват комплекса заданий.  

Можно привести в качестве иллюстраций такой пример. Известно, что пение legato считается основой вокального искусства.

Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако, если не считать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения non legato и staccato, то это приведет в конце концов к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.

6. Шестое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной, последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временный разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пеня, требующим большой, упорной  и последовательной работы.

Система вокальных упражнений в хоре строится с учетом и на основе положений вокальной педагогики относительно певческих умений и навыков.

3. Основные вокальные навыки

Основными вокальными навыками являются певческое дыхание, певческое звукообразование и певческая дикция. Именно эти элементы искусства пения зиждется искусство художественного коллективного пения - хорового искусства.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Качество, правильность певческого дыхания зависит, прежде всего, от правильности вдоха, который должен быть глубоким, быстрым и бесшумным, с расширением нижних ребер и без поднимания ребер. Вдох в пении делается одновременно через нос и через рот.

Принципы певческого дыхания  в основном у детей те же, что и у взрослых. Необходимость учета возрастных особенностей детей прежде всего сказывается в том , что нельзя предлагать учащимся много сложных и непонятных для него в начале приемов и терминов, не следует вдаваться в физиологические и анатомические объяснения.

Следует отметить, что на первых порах наглядность, показ правильного и неправильного дыхания является наиболее доступным приемом обучения. В дальнейшем, в возрасте 11-13 лет, объяснения, усвоение понятий приобретают большое значение и место. Наблюдаемое часто у детей в младшем школьном возрасте поверхностное дыхание является следствием слабого развития диафрагмы, а так же межреберных и грудных мышц.

ПЕВЧЕСКОЕ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ

Неразрывно с певческим дыханием связан певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок. Основное требование художественного вокального исполнения - правильный, красивый певческий звук. Глотка, рот и нос образуют головное звучание. Одно из основных условий вокального воспитания - сглаживание регистров и выработка микстового (смешанного) звучания.

Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примерных звуков, т.е.  с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно.

Действительно ,основу звукообразования у детей (особенно младшего возраста) представляет высокое головное звучание, ибо низкие детские голоса встречаются значительно реже. У низких голосов, естественно, свободно звучащим регистром  является именно грудной регистр, от  которого следует исходить при воспитании этих голосов. Единственно правильным методом воспитания детского голоса является воспитание с середины диапазона. Такими звуками, как неоднократно подтвердила практика, являются у высоких голосов ЛЯ- ДО , у низких голосов Ре-Фа. (1 октавы)

Таким образом, наиболее подходящим

 и удобны в начале обучения те песни, которые имеют диапазон Ре-До.

При подборе музыкального материала упражнений в начале обучения рекомендуются попевки, построенные на нисходящих движениях мелодии в диапазоне Ре-До. Это дает возможность перенесения головного, более легкого звучания голоса на звуки относительно более низкие.

 ПЕВЧЕСКАЯ ДИКЦИЯ

Любой звук в пении всегда соответственно оформлен артикуляционный. Поэтому вопрос певческого звукообразования теснейшим образом связан с вопросом произношения, дикции.

Пение характерно протяжностью гласных звуков. Петь- значит тянуть звук, а протяжность звучания возможна только благодаря гласным звукам.

Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении- гласные и согласные не имеют активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела- глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого неба и корня языка). Однако эта активность не должна приводить  к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это поведет к искажению гласных, и чрезмерному их "затемнению".

Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов,  состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость, четкость артикуляционной оформленности гласного.

Сочетание гласных у, о с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата, дает наибольший эффект в борьбе с "белым", "плоским", "открытым" звучанием (например, слоги ку, гу). При выработке же звонкого светлого звука у поющих глухим звуком наибольший эффект достигается с применением гласных и, е с согласными, произносящимся с участием переднего отдела артикуляционного аппарата(например, слоги ди, зи). Ясность в этом вопросе помогает правильно использовать определенные слоги, а также гласные и согласные  для вокальных упражнений в хоре.

Активность артикуляционного аппарата, о чем говорилось выше, в основном зависит от энергичного, четкого  произношения  согласных звуков: чем более произносятся согласные, тем ярче звучат гласные.

4. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Очень спорным  в вокальной педагогике до сего времени является вопрос о музыкальном материале , на котором должны упражнения и формироваться навыки.

В певческой практике широкое применение получил музыкальный материал, лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, арпеджио, трезвучие), а также такой материал, как попевки. Существует и мнение, что вокально-техническими навыками можно овладеть на разучиваемом  репертуаре, не прибегая к специальным техническим упражнениям.

Кроме того, в певческой практике имеет распространение и такой способ подбора материала для выработки технических навыков, когда педагоги, стремясь внести образное содержание в использовании гамм, отрезков звукоряда, трезвучий, произвольно подставляют к ним различные слова и даже фразы.

 Что же в способах подбора материала для упражнений следует считать правильным, передовым, а что - ошибочным, непригодным?

Песня, представляющая с собой синтез музыкального и поэтического искусства,  передает определенное содержание, художественный образ. Используя песни в качестве музыкального материала для упражнений, мы воспитываем слух и голос учащихся на художественно оформленном, осмысленном образном материале. При этом эмоциональные переживания, вызываемые конкретным содержанием произведения, ускоряет развитее исполнительских навыков и ставит эти навыки в непосредственную связь с соответствующими конкретными художественными задачами. Техническая задача при этом связана с передачей художественного образа.

Однако построить систему упражнений только на песенном материале не представляется возможным, ибо песня часто заключает в себе множество художественно- технических трудностей, для преодолевания которых учащейся должен иметь известную певческую подготовку, должен владеть целым комплексом вокально - хоровых навыков.

Действительно, использование гамм, трезвучий, мажорного и минорного лада не лишено основания:

1) трезвучие и движение по отдельным отрезкам звукоряда представляет наиболее типичные и часто встречающиеся в мелодические обороты в песнях.

Поэтому, учащиеся должны уметь правильно и чисто петь мажорные и минорные звукоряды, их отдельные отрезки и ступени. Упражнения на этом музыкальном материале развивая ладовое чувство, способствуют лучшему освоению песенного репертуара.

2) постепенное движение голоса и пения трезвучий (особенно в нисходящем направлении) удобно в вокальном отношении.

Известно, что большие скачки, требующие резкой перестройке голосового аппарата, не удобны и трудны; голосового аппарата, неудобны и трудны;

3) данный музыкальный материал, являющийся обычно более элементарным по сравнению с песней, дает возможность четко выделять, фиксировать  ту или иную техническую задачу и сосредотачивать на ней внимание учащихся.

Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок, в качестве которых используются народные песни, небольшие музыкальные фразы из произведений классиков, а также из лучших песен советских композиторов. Попевки, так же как гаммы и трезвучия, дают возможность выделить определенную задачу, поработать над определенным техническим приемом в хоре. Кроме того, эти попевки-  упражнения имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно- образном материале.

Таким образом, при отборе музыкального материала для вокально-  хоровых упражнений мы руководствуемся следующим:

1) основным музыкальным материалом в вокальном воспитании следует считать художественный певческий репертуар;

2) в целях выработки прочных навыков используются в качестве музыкального материала так же гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д. как материалом обычно менее сложный, дающий возможность более рельефной фиксации определенной задачи;

3) в качестве упражнений используются попевки, подобранные в определенной системе;

4) произвольная подстановка текста к гаммам, трезвучиям нами не рекомендуется.

5 РАЗВИТЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО ДИАПАЗОНА

Работа над звуковысотным  диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе, как правило, они располагаются в диапазоне Фа-Ля для женских и детских голосов, а для мужчин соответственно на октаву ниже.

1. В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону, т.е. выстраивание унисона на примарном звуке в пределах вышеуказанного диапазона, которое следует впоследствии расширять.

2. Следующий этап распевание имеет цель отработку мягкой, но точной, т.е. без "подъезда", атаки звука за счет мягкого, но в меру активного краевого смыкание голосовых складок и мягкого приведения их друг к другу в момент возникновения звука. Этому будет способствовать исполнения упражнении с нюансом P   или  mp при звукообразовании по типу легкого стаккато и нон легато 1, 2, 3 упр.

Построение последующих упражнений основано на постепенных звукорядов нисходящего или восходящего порядка в зависимости от задачи настроить голоса певцов на звучании соответственно  ближе к фальцетному или грудному. (см. упр. 2) и упр. 5). В данной случае упражнении исполняется несколько раз по хроматической секвенции вверх и вниз диапазона  до/ре/ -ми/ си /.

Звукоряд последующих упражнении надо постепенно расширять по типу упражнений 6, 7, 8, 9.

В упражнениях 10, 11 целесообразно менять характер звуковедения со стаккато и легато. Это будет способствовать перенесению легкого краевого  смыкание голосовых складок, естественно полученного при пении стаккато, на легато.

 РАЗВИТЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА

Работа над развитием динамического диапазона ведется с первых же упражнении. Она начинается с использования средней силы звучности меццо-пиано и меццо- форте,  которую надо стараться сохранять постоянной при пении всего упражнения в любом участке диапазона.

Затем ставится задача овладения нюансами пиано и затем форте.

Сначала используется постоянная сила голоса в пределах каждого нюанса при их контрастном сопоставлении, а затем вводятся подвижные нюансы, т.е. постепенное изменение силы голоса крещендо и диминуэндо.

Для сопоставления неподвижных нюансов могут быть использованы упражнения 13, 14, 15, которые в первый раз исполняются форте, а при повторении- пиано. Внимание певцов при этом должно быть направлено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался  таким же активным, как и при пении форте.

Подвижные нюансы вырабатываются  сначала в упражнениях на долго тянущемся звуке, одинаковом по высоте (см. упр.16, 17), а затем в упражнениях из нескольких звуков.

РАБОТА НАД ПОДВИЖНОСТЬЮ ГОЛОСОВ

Подвижность голосов  в хоре отражается в темпе исполнения упражнении и песен. В начале вокальной работы используются умеренные темпы. Затем те же упражнения исполняются более медленно, а затем - более подвижно.

 В процессе нарастания темпа упражнении или исполняемых произведений  нередко возникает тенденция "смазывания" переходов со звука на звук так называемое портаменто.

Нужно иметь в виду, что более сложными в этом смысле будут упражнения на вокализацию, т.е. распевание одного какого - либо гласного на несколько звуков или целую музыкальную фразу.

Добиваясь плавности в пении, в то же время необходимо следить  за  определенностью переходов с одной ступени на другую, однако мягко, без толчков. В этом и  заключается искусство кантилены  в пении.

Сначала используются упражнения, где при переходе на другой тон слог повторяется или заменяется на другой (упр.25), затем упражнения, сочетающие в себе смену слогов с последующим их распеванием (упр. 26), и наконец, используется чистая вокализация (упр. 27).

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Надо указать на то, что решение всех перечисленных задач  вокальной работы в хоре осуществляется относительно одновременно и представляет собой комплексный процесс.

Поскольку певческие навыки, которые при этом формируется, суть рефлексы, то не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнении, используемых для ежедневной тренировки. Они могут быть и иными, но должны обязательно идти в определенной последовательности. Кроме того любое даже самое простое упражнение может решать одновременно целый комплекс задач. Например, упр. 2 - стаккато на данном  звуке:

-управляет определенной атакой звук;

- активизирует краевое смыкание голосовых складок;

- уточняет интонацию;

-фермата на последнем звуке; Позволяет выстроить унисон;

- формирует навык удерживать тон на одной высоте одинаковым по силе голосом или различными нюансами, что тренирует певческое дыхание;

- звукообразование на стаккато так же тренирует и артикуляцию того или иного гласного;

- формирует навык пения по руке дирижера;

- дает понятие о пении активном звуком с нюансом пиано и т. д...

Одно и тоже упражнение можно варьировать, разнообразя его исполнение различной динамикой, темпом звуковысотном расположении, характером звуковедения, использования различных словосочетании.

таким образом, важно не количество используемых упражнений, а их определенное последовательность при постоянном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а так же в отношении формирования специфики хоровых навыков (умение сливаться своим голосом с партией хора, петь по руке дирижера и др.

Вокальная работа в детском хоре, помимо художественных задач, должна быть направлена на развитие певческого голоса детей. Однако достижение цели в процессе обучения пеню тесно связано с решением педагогических задач. Нельзя обойтись без ясного понимания закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом. Но для достижения хороших результатов одного этого не достаточно. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно-воспитательную, развивающую, образовательную функцию обучения.

В певческой практике применение получил музыкальный материал, лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.); так же подставляют слова и слоги на эти упражнения; так же упражнения, построенные на песенном материале; использование попевок, подобранных в определенной системе.

V. 1. Развите звуковысотного диапазона, нначинается снахождения примарных  тонов. Построение последующих упражнений основано на поступенных звукорядов нисходящего и восходящего порядка.

2. Развитие динамического диапазона.

Задача овладения пиано, затем форте, крещендо, диминуэндо.

3. Работа над подвижностью голосов: отражается в темпе исполнения упражнений и песен. Сначала используется умеренный темп, затем те же упражнения исполняются  более медленно, затем более подвижно Добиваясь плавности в пении, необходимо следить за определенностью переходов, однако мягко, без толчков. В этом заключается искусство кантилены в пении.

V1. Заключение.

Решение всех перечисленных  задач вокальной работы в хоре осуществляется относительно одновременно и представляет собой комплексный процесс. Важно не количество используемых упражнений, а их определенная последовательность при постоянном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразии тембра, подвижности голоса, а также в отношении формирования специфики хоровых навыков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.1968.

2. Добровольская Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. М. АПН РСФСР 1989.

3. Огороднов Д.Е, Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. П. 1972.

4. Стулова Г.П. Хоровой класс. М "Просвещение" 1988.

5. Струве Т.А. Школьный хор. 1981. М."Просвещение" .

6. Шацкая В.И. Детский голос. Экспериментальные исследования. М. 1970.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Республиканское государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Канашский педагогический колледж»

Методическая разработка

На тему:

Вокальные упражнения в школьном хоре

Выполнила:

Преподаватель

Канашского педагогического колледжа

Косолапова Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков  у учащихся  младшего и среднего возраста...

Развитие вокально-интонационных навыков учащихся на основе распевания и принципов подбора вокальных упражнений

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные не...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...