Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей младшего школьного возраста
методическая разработка по музыке по теме

Руднева Елена Викторовна

(из  моего личного опыта -брошюра для учителей начальных классов и родителей учеников)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оздоровительные голосовые

песенки-игры для детей младшего

школьного возраста

(из личного опыта педагога Рудневой Е.В. -брошюра для учителей начальных классов и родителей учеников)

Все мы хотим видеть наших детей полноценными творческими людьми, счастливыми и успешными, рождающими уникальные идеи и оригинальные способы решения проблем. Как этого достичь?

С начальной школы у ребенка необходимо развивать такое необходимое качество личности, как креативность - способность к творческому конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

Музыкальные складушки развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве, а в будущем - хороший почерк и беглость в чтении. Однако главная цель складушек - развитие художественных способностей.

Для чего нужны современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одаренных от природы - художников, поэтов, артистов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто обречен жить в ситуации душевного дискомфорта.

Музыкальные складушки через игру и художественную деятельность тренируют творческие способности учеников, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в создании продукта творчества, свободу и привлекательность в общении. Способности к творческому мышлению формируются в процессе художественной деятельности и являются движущей силой развития личности.

Детские оздоровительные интонационно-фонетические голосовые игры для развития показателей певческого голосообразования (звуковысотного слуха и голоса), чувства ритма и спонтанного музицирования

Все предложенные стихотворения-игры являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова, применение которого обеспечивает развитие психоневрологической сферы ребенка, а также выполняет общеоздоровительную и профилактическую функции.

В песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они даны человеку изначально от природы и от рождения, основаны на принципе саморегуляции организма и поэтому физиологически целесообразны. Эти "мудрые" и веселые игры в звуки

  1. развивают и восстанавливают голос и дыхание,
  2. формируют опыт общения со звуками разного диапазона, -развивают механизмы голосообразования,
  3. фонематический слух,
  4. устраняют отсутствие координации между слухом и голосом.

 Для детей младшего школьного возраста песенки-игры являются художественно-образной базой для элементарного голосового музицирования, что развивает восприятие и музыкальное мышление.

Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к грамотному интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются базовыми тренинговыми операциями художественного типа, обеспечивающими основу для развития показателей певческого голосообразования и сценической речи, творческого воображения и свободы самовыражения.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛАДУШКИ ПРО ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ

Когда мы будем давать детям первые представления о регистрах,то не забываем,что средний регистр прочитывается обычным мягким голосом, женским или мужским, но ближе к фальцету. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка - низким, грудным. Пусть дети попытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок.

Хочешь научиться пенью?

Ты, дружок, имей терпенье -

Вместе с нами голоси:

"До, ре, ми, фа, соль, ля, си".

Станешь краше и сильнее,

Здоровее, веселее!

Все в мире звуки хороши,

Ты к ним прислушаться спеши!

В музыке лишь три регистра

Есть: высокий, средний, низкий.

Мой природный голосок,

Он не низок, не высок.

Я им песенки пою

Или просто говорю.

У цыпленка голос тонок,

Высоко поет цыпленок.

И тигренок не молчит -

Низким голосом рычит:

"Рррр".

А бычок мычит упрямо -

Просит молока у мамы,

Толстым голосом поет

Терпеливо маму ждет:

"Мууууу"!

Высоко щебечут птицы.

Светит солнце высоко.

Будем песни петь учиться

Быстро, весело, легко.

А игрушки нам помогут:

Будем с ними голосить -

Наши песенки учить.

"Песенка пони"

"Песенка пони" относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости. Ваша задача - научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок произносится языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом открыты. На второй щелчок - зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами.

Если у вашего ребенка что-то не получается - не отчаивайтесь! Помните о том, что вы не обучаете, а играете с ним, а ваш ребенок - это самонастраивающийся организм: у него все получится, когда придет время.

Позвольте ему делать спонтанные движения под эту песенку. Этого достаточно для развития чувства ритма как самого важного компонента музыкального слуха.

                                     Мой пони веселый бежит по дорожке - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

И резво бегут его быстрые ножки - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Мы смело на пони поедем верхом - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Игрушечный город объедем кругом - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Ритмично и мерно копытца стучат - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

И песенкой ритма ребят веселят - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

И песенка та раздается кругом - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

А мы ей пощелкаем все язычком - Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

"Песенка кота"

Звук "Рррр" является очень мощным языковым вибрантом, который включает в работу не только мышцы лицевой мускулатуры, ротовой полости и гортани, но и мышцы живота и диафрагму. Таким образом, через звук "Р" мы можем сделать вибрационный массаж всех внутренних органов. Очень важно пронаблюдать, где этот звук живет внутри нас, и стараться ощутить его в самом низу живота.

Как же научиться произносить этот трудный для детей звук? Начните с губного вибранта "БР". Обычно все дети легко вибрируют губами. А затем в губную вибрацию нужно подключить кончик языка, подтянуть его к губам. При этом голова чуть-чуть наклонена вперед, щеки и губы распущены. В это же время мышцы живота максимально напряжены и активны. Между прочим, если набрать побольше воздуха и как можно дольше и громче повибрировать губами или звуком "БР", то можно легко снять икоту!

Кот на солнышке лежит:

"Мррр". Где же песенка звучит?

"Мррр". Свою песенку урчит:

"Мррр". Вот загадка - кот молчит!?

"Мррр". Ты погладь меня, дружок:

"Мррр". Где же спрятался звучок?

"Мррр". Мой пушистый животок:

"Мррр". Ты послушай, животок: "Мррр".

"Песня крокодила"

Косыми крестиками "ххх" обозначен звук, который не имеет фиксированной высоты. Он представляет собой шумовой, низкий, шуршащий-скрипучий-рокочущий звук (в немецкой терминологии - "штро-бас").

Представьте себе обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. В момент звучания голосовые складки максимально расслаблены. Штро-бас очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в крокодила вы заметите, что ваш голос стал намного чище и легче. Обратите внимание на мелодику стиха, где нужно голосом выразить интонации обиды, досады и уныния. Сыграйте роль несчастного крокодила - включите мимику и спонтанные движения.

А в реке, где много ила, "ххх",

Слышно песню крокодила "ххх".

Вот проблема! Вот напасти! "ххх" -

Все боятся страшной пасти! "ххх"

Нет у бедного друзей, "ххх".

Ищет их он много дней, "ххх".

Крокодил лишь слезы льет, "ххх",

Хриплым голосом поет "ххх"!

"Бегемот»  Учимся правильно формировать гласные звуки! Посмотрите внимательно на картинку. Как раскрывает рот бегемот? Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Звук "А" произноситься в грудном, низком регистре. Пусть ваш ребенок создаст образ грозного бегемота, который стережет свой дом - свое болото.

Раздается из болота: "Аааааа!"Грозный голос бегемота:

"Аааааа!" Он болото стережет,

"Аааааа!" Низким голосом  голосом поет:

"Аааааа!"

"Колыбельная"

В "Колыбельную" играем тоненьким ласковым голосом. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. При этом рот нужно открывать по тем же правилам, что и для "Бегемота", а образ создать совершенно противоположный - исполнить заботливо, нежно.

Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: "А-а-ааааа".

Кукла Катя, засыпай: "Баю-ба-ай, баю-бай".

"Ночная песенка филина"

Учимся произносить звук "У". Сначала вспомним, как поет бегемот? А он поет свою песню на звуке "А". Открываем рот на "А", как бегемот, а затем прикрываем зубы губами и формируем звук "У". А теперь будем играть в филина, который поет свою песню в темном лесу и пугает его жителей.

Песенка исполняется как можно более низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуки "У" голос у филина звучал в низком регистре, а на "ууух" плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. У зверей же интонация изменяется на испуганную, хотя в звуковысотном отношении она остается прежней. Очень важно при этом энергично произносить звук "Х", так как именно на нем включается в работу диафрагма. Подумайте, с какой интонацией можно было бы исполнить последнюю строчку? Ведь филин не умеет петь иначе. У него просто такая песенка.

Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает" зверей! Следите, если у ребенка руки-"крылья" вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу - низкий. Это способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.

Ухал. Охал. Ахал филин: "У-ууух! У-ууух!"

Эхо слышалось в лесу: "У-ууух! У-ууух!"

Звери в страхе разбежались. "У-ууух! У-ууух!"

Песни Фили испугались. "У-ууух! У-ууух!"

"Матрешка"

Игра в "Матрешку" имеет те же задачи, что и "Песенка филина". Движения - "пружинка" (легкие приседания), хлопки и прыжки. На звуки "Ух" машем платочком вверх и голос взлетает высоко, на звуки "ах" голос вместе с платочком опускается вниз.

Ты, матрешка, попляши. "Ух-ах, ух-ах".

Нам платочком помаши. "Ух-ах, ух-ах".

Мы похлопаем в ладошки. "Ух-ах, ух-ах".

И попрыгаем немножко. "Ух-ах, ух-ах".

"Песенка петушка"

Игра в поющего петушка формирует навык протяжного звука снизу вверх. Рот нужно открывать так же, как петушок на картинке. Для того чтобы "песню было слышно далеко", рот нужно открыть широко, как бегемот.

Если ваш ребенок уже научился произносить и низкие грудные звуки и высокие, то в этой песенке попытайтесь на звуки пения петушка добиться глиссандирующего звучания (непрерывного) снизу вверх, чтобы переключение регистров было самопроизвольным. Момент такого переключения называется фонопедическим порогом, который является великолепным оздоровительным механизмом для голосовых складок и гортани.

Мой игрушечный пету-ухРазвивает утром слу-ух!

Песню слышно далеко-ооо! "Кукареку! Ко-ко-кооо!".

"Песенка слоника"

Игра в слоника построена на сонорном звуке "Н". Однако здесь целесообразнее использовать заднеязычный носовой сонант "н - носовое" (гнусавое), как во французском языке. Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук "Н" машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит "гнусавый голосок".

Слоник песенки любил: "Ннн - ннн, ннн-ннн".

Слоник хоботом трубил: "Ннн - ннн, ннн-ннн".

Песня в хоботе нашлась: "Ннн - ннн, ннн-ннн", -

Нам по голосу пришлась: "Ннн - ннн, ннн-ннн".

Мой гнусавый голосок, "Ннн - ннн, ннн-ннн",

Мне почистит хоботок, "Ннн - ннн, ннн-ннн".

"Песенка про смех"

"Песенка про смех" является пульсирующим упражнением, при выполнении которого активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы. С одной стороны, происходит активный массаж внутренних органов, с другой - снимается нагрузка с сердечной мышцы.

Начало песенки произносится в среднем регистре, мишки гогочут в низком, а мартышки "верещат" очень высоко. Звук "Г" нужно произносить с придыханием, как украинское мягкое "Г". Пусть ваш ребенок "проверяет" смешинку и держится за живот, и делает это как можно более весело! Следите за артикуляцией, не забывайте, как рот открывает бегемот.

Все игрушки любят смех. "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".

Это хаханьки для всех. "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".

Им смешинка в рот попала "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха"

И в животике застряла. "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".

Мишки весело хохочут "Го-го-го-го-го-го-го",

Толстым голосом грохочут "Го-го-го-го-го-го-го".

А мартышки верещат  "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха",

Тонким голосом пищат  "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".

СТРАНИЧКА в ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Сестренки и братишки, девчонки и мальчишки,

Руководители и тети и все те, с кем вы живете!

Вы  складушки  изучайте, своим деткам напевайте.

Вместе с ними, как хотите, голосите, голосите!

Это звуки непростые, Очень древние, живые.

В нас живут они с рожденья Для здоровья и для пенья!

Чувство ритма развивают, Силой голос наливают.

Никакой теперь медведь Не "наступит на ухо":

Будут дети чисто петь - Все получат навыки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики

В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости...

Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.

—  на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно;—  акту...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...