Фортепиано и его предшественники
занимательные факты по музыке по теме

Петрова Ирина Александровна

Рассматривается история происхождения фортепиано с 18 веков до нашего времени.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепиано и его                       предшественники.

                                                                       

                                                                           

                                     г. Набережные Челны

Музыка - величайшая сила, - учили древнегреческие философы.- Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать».

Каждая вещь обладает собственной историей, не лишено ее и фортепиано. Быть с ней  знакомым не только интересно, но и  важно для любого образованного  человека – это помогает лучше  понимать музыкальные стили и  содержание тех или иных произведений. Когда в начале XVIII века на свет впервые появилось фортепиано, этот момент стал в буквальном смысле поворотным в истории культуры западной цивилизации. Этот музыкальный инструмент полностью поменял характер музыкальной культуры Европы. Клавишные инструменты существовали и до появления фортепиано, еще в Средние Века, но они не являются его непосредственными прародителями.

      Исторически наиболее ранним предком современного фортепиано считается так называемый монохорд. Принято считать, что монохорды, являющиеся однострунными щипковыми инструментами, были изобретены Пифагором, который использовал их в своих акустических и музыкально-теоретических изысканиях. Это представляло собой даже не музыкальный инструмент, а прибор физико-акустического характера – прямоугольный ящик, где была натянута одна струна.  Пока Пифагор  вполне успешно занимался своими опытами, которые, фактически, более  относились к математике – он изучал, как на высоту тона влияет деление  струны – находчивыми музыкантами  создавались схожие приборы, но с наличием множества струн, которые и были названы соответствующим образом полихордами – многострунами.  Конструкции полихордов были разными, и играть на них предполагалось тоже разными способами: на каких-то нужно было цеплять пальцами струны, на других ударять по струнам палочками, на третьих цеплять струны специальными пластинками, или медиаторами, как на гитаре или мандолине. Однако один из наиболее кардинальных шагов на пути к появлению современного фортепьяно – это, разумеется, клавишный механизм. Клавиатура была позаимствована мастерами у органа, а механизм, отвечающий за передачу движения с клавиш на струны, был создан с нуля, частично позаимствованный у полихорда.

 Цитра, инструмент, распространенный главным образом среди австрийских и баварских крестьян. Это плоский деревянный корпус, поверх которого натянуто от 30 до 45 металлических струн. Несколько ближайших к исполнителю струн, натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются плектром, на них играется мелодия; остальные струны, которые защипываются пальцами, служат для аккордового сопровождения. По научной терминологии, введенной Заксом и Хорнбостелем, словом «цитра» обозначаются все струнные инструменты, звук на которых извлекается щипком или палочками, а струны натянуты прямо над резонаторным корпусом, без шейки или стоек. Щипковые цитры распространены в Китае и на Ближнем Востоке, откуда они попали в средневековую Европу.

Цимбалы, струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по которым ударяют деревянными палочками с расширяющимися лопастями на концах; иногда струны защипываются пальцами, как на цитре. Цимбалы можно считать предшественником фортепиано. Этот вид псалтерия появился в древности на Ближнем Востоке и был завезен арабами в Северную Африку, а затем в Испанию и Центральную Европу, где стал известен как инструмент венгерских цыган.

 Клавикорд, старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент разделял струну на две части, одна из которых—звучащая—колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты. После 1720 начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши, но продолжали применяться и клавикорды старого типа. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в 18 в., когда именно его предпочитали использовать для домашнего музицирования. Позже мастера  пришли к выводу, что из-за струн одной длины существует много проблем и неудобств, даже в настройке, поэтому началось производство инструментов, обладавших разной длиной струн, а также бóльшими размерами и наличием ножек. В связи со схожей с фортепиано механикой, клавикорд располагал, говоря современным языком, «динамической» клавиатурой, благодаря чему сила звука имела зависимость от силы удара по клавише. Специально под этот инструмент создавались шедевры такими композиторами, как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Телеман и даже Бетховен в своих ранних сонатах. И все-таки звук клавикорда был слишком тихим  и мягким, чтобы на нем можно  было проводить выступления в  залах перед большим количеством  слушателей. Поэтому потом клавикорд широко применялся в домашнем музицировании. Вторым видом  струнно-клавишного инструмента, пользовавшегося  популярностью в XV, XVI и XVII веках, является спинет. Фактически, спинет представляет собой мини-версию (слегка упрощенную) клавесина, обладающего одной или двумя клавиатурами с размерностью в четыре или пять октав. Отличительной чертой клавесина, как правило, было богатое декорирование.  Но гораздо  большую популярность снискал третий и, наверное, самый необычный музыкальный инструмент – сам клавесин. Его даже по-разному называли: и вёрджинел, и чембало, и клавичембало. Если расцвет искусства игры на клавикорде относится к Германии, то клавесин с его разновидностями широко применялся в Англии, Франции и Скандинавии.

Клавесин напоминает спинет, у него та же щипковая механика, но размеры крупнее. Внутри корпуса находились натянутые струны, имевшие идентичную толщину, но разную длину: именно этим объясняется его характерная форма – по внешнему виду он напоминает современный рояль. Извлечение звука осуществлялось при помощи упругих язычков из кусочков кожи или ороговевших кончиков птичьих перьев, которые, будучи закрепленными на специальных тангентах, которые приводились в движение клавишами, щипали струны.  Клавесины делятся  на два типа: прямоугольный или  квадратный среднего размера и крыловидный  горизонтальный или вертикальный размером побольше. Инструмент пользовался особой популярностью в эпоху барокко, когда модными были пышные наряды с кринолинами и оборками, и даже архитектура и живопись отражала салонное искусство во всех своих проявлениях. Клавесин являлся уже настоящим концертным инструментом. Первоначально музицирование на клавесине можно  было проводить только в гостиных и светских салонах. В крупных залах его звонкий голос затухал, как и у клавикорда. Клавесин издает достаточно специфичный звук – слегка суховатый, «стеклянный», не выдающий достаточной протяженности, которой отличался клавикорд. Но это был добротный, сравнительно звучный музыкальный инструмент, на котором при условии определенного умения можно было играть подвижные пьесы, легкие композиции и аккомпанемент, сопровождающий речитатив и пение. Отличная гармония достигалась при дополнении друг другом коротких звуков клавесина и плавно тянущихся звуков голоса, скрипки или виолы. Таким образом, клавесин постепенно превратился в прекрасный ансамблевый инструмент. В оркестре его  роль была двоякой: партия сопровождения (дирижер музицировал за клавесином, левой рукой исполняя аккорды, а  правой руководя оркестром), генерал-бас, и параллельно – партия звеняще-шелестящих ударных. Именно благодаря этим свойствам клавесина, мы можем наблюдать, как почти во всей музыке эпохи барокко партия виолы, а позднее и виолончели, дублируется клавесином. С течением времени клавесин появился во всех богатых домах. Инструмент уже изготавливался из самых драгоценных пород дерева. Проводилась инкрустация бронзой, слоновой костью, золотом, а на стенках и крыловидных крышках клавесина модными салонными живописцами писались разнообразные картины. Клавиши обзаводились покрытием из самоцветных пластинок. Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогой, ценимой и почитаемой… игрушкой. Роскошный вид  клавесина заставлял придворных вельмож ценить и музыку, которую на нем исполняли. Расцвет клавесинной музыки, наравне с Германией, приходится на Англию (Гендель, Пёрселл) и Францию (Люли, Куперен, Рамо).

Мастера, разумеется, не хотели смиряться с тем, что  звучание клавесина стало слишком  однообразным, поэтому начали изобретать различные усовершенствования, призванные разнообразить его звучание. К примеру, устанавливались несколько клавиатур, как на органных мануалах, обладающих разной силой звука; приделывалась педаль, нажатие на которой приглушал звук – но все они не отличались удобством. Несмотря на то, что популярность клавесина упала, сам инструмент насовсем не исчез – услышать его можно и в настоящее время на концертах как старинной, так и современной авангардной музыки.

 Тихие «многоструны» с пластинами назвали клавикордами, а более звучные инструменты с щипковым способом игры на них, где струну необходимо было щипать зацепкой из жесткой кожи или пером, – клавесинами.  

           На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим диапазоном, будучи способным выдавать и нежнейшее пианиссимо, и громовое фортиссимо, и тончайшие динамические переходы. Эти мечты воплотил в реальность итальянец Бартоломео Кристофори, работавший с музыкальными инструментами, принадлежащими семейству Медичи, в 1709 году изобретя первое фортепиано. Мастер назвал новый инструмент «gravicembalo col piano e forte», что в переводе значит «клавишный инструмент, который играет нежно и громко». Впоследствии название сократили, и появилось слово «фортепиано». Чуть позже подобные музыкальные инструменты создали в 1716 году француз Жан Мариус и в 1717 году учитель музыки из Германии Кристофор Готлиб Шретер. Фортепиано Кристофори обладало достаточно простым устройством, состоящим из клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. Такое фортепиано не располагало ни педалями, ни демпферами. От удара по клавище молоток ударял по струне, что вызывало ее вибрацию, совсем не напоминающую вибрацию струн клавикорда или клавесина. Благодаря возвращателю, молоточек уходил назад, а не оставался прижатым к струне, из-за чего вибрация бы заглушалась. Позднее изобрели двойную репетицию, которая позволила молоточку опускаться к струне только наполовину, что весьма благотворно сказывалось на исполнении трелей или быстро повторяющихся нот. Первое пианино  в декабре 1800 года изобрел американец Дж. Хокинс, и независимо от него такую  же конструкцию воспроизвел австриец М. Мюллер немногим позже, в январе 1801 года. Главным его отличием от традиционного фортепиано стали его размеры – пианино было существенно меньше, с чем и связано его название (итал. pianino – маленькое фортепиано). Небольшие размеры достигались за счет расположение внутренних частей: механическая часть, струны и дека располагались не горизонтально, а вертикально. Современная форма пианино, отличающаяся чугунной рамой, перекрестными струнами и механикой с верхним и нижним расположением демпферов, появилась только в середине XIX века.

Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т.е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между «тихо» и «громко». Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причем внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16–18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655–1732) во Флоренции построил «клавесин с тихим и громким звучанием» ("cembalo col piano e forte"), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 и 1717) и, по–видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж. Мариусом в Париже и К.Г. Шрётером в Дрездене. Немецкий мастер Г. Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори.

Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780–е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по–видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И. Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А. Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра.

Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732–1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль "forte" («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль "una corda" («тихая»), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии.

Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752–1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А. Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано - в виде пирамиды, лиры, жирафа, - но они вскоре вышли из употребления.

С 1855, когда фирма «Стейнвей и сыновья» в Нью–Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 по 1930 было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши—пяти хроматическим тонам в каждой октаве.

Вот и закончился мой рассказ  о фортепьяно. Теперь мы знаем, что, появившись в начале18 века, оно постоянно совершенствовалось.  Более того, в 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты, по некоторым качествам превосходящие фортепьяно.

Значит ли это, что фортепьяно устарело?

Разумеется нет. И подтверждение этому мы находим в том, что столько людей стремится учиться игре на фортепьяно, что тысячи и десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепьянной музыки, слушают пластинки, не пропускают выступлений пианистов по радио и телевидению. Это значит, что фортепьяно, с его удивительным богатством многообразием звуковых красок и оттенков, -по-прежнему любимый музыкальный инструмент. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Солист и аккомпаниатор, любимый инструмент для домашнего музицирования  и постоянный участник оркестра, ансамблей, театра –и всюду фортепьяно незаменимо. Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепьяно. Но и сегодня, присутствуя на концерте, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль, и зал замирает; и, повинуясь пальцам артиста, из фортепьяно начинают доноситься звуки музыки, на глазах у всех совершается великое таинство- рождается искусство.

Список используемой литературы:

  1. «Рождение фортепиано» Марк Зильберквит.
  2. Материал с сайта krugosvet.ru.
  3. pianoland.lv›index.php?option=com…view&id…Itemid…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс

Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его по...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...