Статья - Развитие эмоциональной восприимчивости студентов в системе музыкальной подготовки в условиях колледжа
статья по музыке по теме

Сайт преподавателя специальных дисциплин Помыткиной Нины Юрьевны

 

Большую роль в развитии эмоциональной восприимчивости играет эмоциональный выразительный показ произведения в исполнении преподавателем, т.к. чувства и эмоции, выраженные во время исполнения, передаются слушателям и обязательно найдут живой отклик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc84.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панфёрова»

СТАТЬЯ

             подготовила

                                                            преподаватель специальных дисциплин

                                      Помыткина Нина Юрьевна

г. Вольск, 2016 г.

     Наше отношение к действительности выражают разнообразные эмоции радости, печали, гнева, грусти, страха, удивления. Даже отдельные ощущения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразличными.

     В различные моменты жизни мы то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, ненавидим и пр. Термин «эмоция» (от лат.emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в непосредственное переживание в данный момент; различные ситуации — разные эмоциональные  состояния человека.

     Значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно. Если учащийся испытывает на уроке приятные чувства и эмоции, ему интересно, нестрашно, он увлечён,  то он будет хорошо учиться, а если учащийся на уроке равнодушен,  проблем в его учебной деятельности будет много. Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — всё равно мы должны позаботиться, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоции окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».

     Музыка как живое искусство может вызывать у человека самые различные эмоции от грусти и радости до эмоций высшего наслаждения. Потрясения мы наблюдаем от общения с музыкой, самые непосредственные и яркие эмоции у детей младшего дошкольного возраста. Дети ещё не могут сдерживать свои эмоции, и только путем героических усилий «серьёзных» учителей удается их «загнать» внутрь путем запретов, дисциплинарных «зажимов» и т.п.

     В результате мы получаем зажатых, скованных, не умеющих проявлять чувства и стесняющихся своих эмоций учащихся, и, что ещё хуже, если музыка как внешнее выражение чувств их создателей - композиторов, не находит эмоционального отклика у студентов и не затрагивает их души.

     Вопрос о том, быть ли воспитателю или учителю эмоциональным или не быть, никогда не стоял в музыкальной педагогике. Всегда ценились учителя эмоциональные, тонко чувствующие музыку, владеющие ярким образным словом, обладающие пластикой движений, артистичные, умеющие выразительно исполнять музыкальное произведение. Психология давно доказала, что самая прочная память – эмоциональная. Самый скучный урок «сухой» математики у эмоционального учителя запоминается надолго, а усвоение происходят в несколько.

     На уроках в школе студентов - практикантов часто наблюдаем такую картину: ведет урок грамотно, говорит ясно, четко, играет стабильно, но дети скучают, им неинтересно. Почему?

       - Причина в неэмоциональности, невыразительности, обусловленных, в 1-ю очередь, отсутствием опыта и недостаточным развитием эмоциональной восприимчивости.

     На каких уроках этот процесс может быть наиболее эффективным?

В 1-ю очередь, на уроках хорового класса, вокально-хорового практикума, методики музыкального воспитания, где по сравнению с индивидуальными занятиями нет психологического «зажима» от общения один на один.

     На уроках хорового класса с самых первых уроков на простейших распеваниях приходится учить выразительности исполнения и сразу обращать внимание на мышечные ощущения во время пения:

- Спойте равнодушно, ласково, гневно, радостно и т.д.

Это дает возможность посмотреть детям на себя как бы со стороны. Мышечной свободе и раскрепощению во время исполнения помогают дыхательные упражнения по методу Бутейко.

     Большую роль в развитии эмоциональной восприимчивости играет эмоциональный выразительный показ произведения (предпочтительнее не в записи, а в исполнении преподавателем, т.к. чувства и эмоции, выраженные во время исполнения, передаются слушателям и обязательно найдут живой отклик). После такого эмоционального показа музыкального произведения или фрагмента  педагогом на  занятии изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ.  Очень важно создать на уроке атмосферу творчества, доверия, желания работать.

     И, конечно, в первую очередь, самое главное для развития эмоциональной восприимчивости важно слово педагога. Слово преподавателя, верное, точное, эмоционально яркое,  образное, рождающее ассоциации, сравнения, затрагивающее самые тонкие струны души, способно заставить понять и почувствовать глубинную суть музыкального произведения, его красоту. На уроках методики музыкального воспитания для развития эмоциональной восприимчивости важно использование межпредметных связей, помогающих постичь образ музыкального произведения. Простейший пример: при работе над белорусской народной  песней «Перепёлочка», добиваясь мягкого, тихого звучания, можно сказать:

-Пойте мягче, тише.  

        Можно предложить подобрать и выразительно прочитать детские стихи о доброте, сострадании - такие, как Е. Благинина «Мама спит, она устала…» или А. Барто «Мы не заметили жука, мы рамы зимние закрыли…», и тогда сами студенты запоют ласково, мягко. Слушая С. Прокофьева «Вставайте люди русские», важно читать фрагменты из повести Ю. Герасимова «Черкасов» и показывать триптих Корина.

     При слушании арии И. Сусанина эффективно  использовать стихотворение-думу Рылеева  и репродукцию  картины М. Фаюстова «Иван Сусанин». Результат всегда налицо и в дальнейшем, анализируя произведения, дети или студенты говорят, что «очень жалко Ивана Сусанина»,

«я почувствовала как ему тяжело»,

«я чуть не заплакала» и т.п.

     Произведения для слушания и исполнения не должны быть случайными, они тщательно подбираются и  должны быть глубокими по содержанию, высокохудожественными. Неизменно вызывают яркие эмоции такие произведения, как «Моя Россия» Г. Струве,  «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина, «Большой хоровод» Б. Савельева, «Песня о друге» В. Высоцкого, песни о маме, те произведения, эмоции и чувства которых близки  учащимся.

     Преподавателям следует помнить, что прежде, чем добиться выразительного исполнения, эмоционального отклика, надо преодолеть технические трудности, психологическую скованность, а иногда - страх и неуверенность в своих силах. Процесс развития эмоциональной восприимчивости  длителен, многогранен и сложен, требует терпения, гибкости и, конечно, эмоциональности со стороны педагога.

Список использованной литературы

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-416 с.
  2. Колесникова М.С. Как я работаю с одаренными детьми // Начальная школа.-2014.- №2. - С.7-9.
  3. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащегося// Вопросы психологии. 2014. - №1. - С. 20 - 26.
  4. Шевелева Д.Е. Достоинства и недостатки различных организационных форм обучения одаренных учащихся // Инновации в образовании. - 2012. - №6. - С.42-52.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Осложнённое поведение подростков в условиях колледжа- интерната искусств"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Пути повышения развивающей и оздоравливающей роли физической культуры в условиях колледжа-интерната искусств.

В своей статье я пытаюсь найти пути привлеченич школьников к самостоятельным занятиям физической культурой....

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Владение новыми музыкальными технологиями - необходимое условие в профессиональной подготовке учителя музыки

ВВЕДЕНИЕГлава I.§ 1. Специфика преподавания музыки§ 2.Требования к учителю музыки§ 3. Новые музыкальные технологии§ 4. Метод моделирования художественно-творческого процессаГлава I...

Выступление на семинаре "Сохранение традиций в условиях колледжа-интерната искусств"

Цель: раскрыть какие традиции существуют в общении с воспитанниками (из личного опыта), донести эти традиции до молодых специалистов, которые не имеют опыта работы с подростками. Показать основные тра...

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...