Образы русских героев в произведениях русских композиторов
план-конспект урока по музыке на тему

Смирнова Татьяна Николаевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-muzyki3klass.docx19.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки. 3 класс.

Тема: Образы русских героев в произведениях русских композиторов.

Тип урока: Урок-путешествие.

Цель: Формирование в сознании учащихся целостного представления о понятии «музыкальный образ», «Родина», «патриот» средствами искусств.

Задачи:

  1. Закрепление знаний учащихся о творчестве русских композиторов.
  2. Научить соотносить музыку прошлого с собственными духовными потребностями и нравственными качественными.
  3. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности к своей Родине.
  4. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная доска, баян.

Ход урока:

  1. Эпиграф на слайде. Вход учащихся под песню «Мальчишки».

Учитель: Ребята, войдя в класс под эту замечательную музыку, прочитав эпиграф урока, как вы полагаете, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить о нашей Родине и о её героях.

Учитель: А что такое Родина, герой, патриот?

Учащиеся: Родина – это место, где мы живём, всё что нас окружает. Родина бывает большой и малой. Герой и патриот – человек, который готов свершить подвиг ради счастья других, а если надо, то и отдать жизнь за Россию.

Учитель: Сегодня мы совершим заочное путешествие по историческим местам России-матушки, узнаем о красоте её просторов, о народных героях, послушаем произведения наших замечательных композиторов и поэтов,  в которых воспевается мужество патриотов Родины.

Ребята, назовите героев исторических событий.

Учащиеся:Дмитрий Донской, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Учитель: Да, многое пришлось пережить нашему народу. Имена героев навсегда останутся в наших сердцах. В каких произведениях воспевается подвиг наших героев?

Учащиеся: В былинах, в стихах, в песнях.

Учитель: Итак, открываем страницу летописи нашей истории (презентация по теме урока, учащиеся прослушивают фрагменты произведения С.С Прокофьева «Александр Невский»). Ребята, прослушав этот фрагмент, скажите, какой музыкальный образ выделяет композитор в этом произведении, каким показан этот образ?

Учащиеся: Композитор выделяет образ русского народа, его предводителя Александра Невского. Звучит призыв «Вставайте, люди русские на смертный бой…». Показана сила, единство народа и его предводителя.

Далее прослушивается фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»(продолжение просмотра презентации).

Учитель: А какой музыкальный образ выделяется в этом произведении композитора?

Учащиеся: Образ Ивана Сусанина. Народный герой отличается простотой, добротой, выражает свою любовь к своему родному краю, своей Родине, готов отдать свою жизнь за светлое будущее народа.

Учитель: А какими средствами музыкальной выразительности показали   композиторы С.С. Прокофьев и М.И. Глинка силу, единство и мощь народа?

Учащиеся: Темп музыки, её динамика развития (тихо, громко, крещендо, диминуэндо, мелодия и характер произведения).

Учитель: Ребята, мы – граждане России. Готовы стать защитниками родины?

Учащиеся: Да. Мы уже со школьной скамьи вырабатываем в себе силу воли, занимаемся зарядкой, чтобы быть сильными и здоровыми гражданами России.

Физминуткапод музыку «Мы шагаем, как солдаты»

(музыка А. Ермолова):

Мы мальчишками отважными растём,

Придёт время, все мы в армию пойдём.

Будем Родину надёжно охранять,

Чтобы люди в ней могли спокойно спать.

Чтобы нам на страже Родины стоять,

Организм свой надо крепко закалять.

Чтоб зарядка и прогулка каждый день.

И хотелось гнать подальше свою лень.

А пока мы шагаем как солдаты,

Все мы дружные и смелые ребята.

Раз, два, левой – мы идём,

Да ещё красиво, слаженно поём!

Учитель: Нашу Русь-матушку защищал русский народ во главе с полководцами, князьями. И вот  в 1380 году на поле Куликовом защищал русские земли народ во главе с князем Д. Донским от монголо-татар (работа с учебником В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, 3 класс: учащиеся  говорят о значимости исторических событий на Руси, величии и подвигах народа, настоящем и будущем России).

Просмотр фрагмента видеофильма «О, Русь моя!».

Учитель: Композиторы прошлого и настоящего затрагивают тему патриотизма народа в своих произведениях. Очень важно всегда помнить о наших героях, защищавших нашу отчизну, воспевать их в  песнях.

Вокально-хоровая работа:

а). Музыкальная распевка «Моя Родина».

б).Вокализ.

в). Работа над песней Б.Савельева «Бородинские поля» (представление песни, прослушивание, разучивание по фразам, отработка мелодии, текста).

Эх, поля, поля мои,

Здесь когда-то шли бои,
Здесь отпор французу дали,

Наших прадедов отцы.

Эх, поля, поля мои,

Здесь лежат сыны твои:

Те, кто жизни не жалея,

Русь от недругов спасли.

Русь, родимая земля!

Не забудут сыновья

Кровью пролитой святою

Наши русские поля.

Учитель: В каких жанрах ещё прославляется наш народ, показана красота и величие России.

Учащиеся: В былинах, пословицах, поговорках, в стихах(фрагмент презентации).

Подведение итога урока:

Учитель: Понравилось ли ребятам заочное путешествие по историческим местам нашей Родины(исполнение песни «Россиночка-Россия»). Выставление оценок учащимся.

Литература

  1. В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр учебник «Музыка» 3 класс, В.О.
  2. Б. Савельев сборник песен .
  3. Сборник пословиц и поговорок «Дождик».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"

Конспект занятия  для детей коррекционного детского дома  младшего и среднего школьного возраста...

Презентация "Героическая тема в произведениях русских композиторов"

Презентация к уроку музыки для 6 класса на тему "Героическая тема в произведениях русских композиторов"...

Презентация "Сны литературных героев в произведениях русских писателей 19 века"

Сон всегда был загадкой,тайной для человека.Проблема сна и сновидений всегда интересовала писателей.Через сны литературных героев мы постигаем действительность,учимся лучше понимать внутренний мир гер...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Образ Бабы - яги в музыке русских композиторов.

Цель урока: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок и музыкальных произведений является Баба Яга и познакомить детей с музыкой русских композиторов....

«Героическое прошлое России в произведениях русских композиторов. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».

Одна из важнейших задач современного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственны...