урок музыки в 8 классе "Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Захарьина Мария Александровна

 

Урок музыки в 8 классе

Тема четверти: «Великие наши современники»

Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?»

ХПИ урока:  «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает» (В.А.Сухомлинский)

Основополагающий вопрос проекта:

 «Можно ли считать оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» современной?»

Цель : показать «современность» и актуальность музыки П.И.Чайковского через созвучие его оперы «Пиковая дама» сегодняшнему времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок музыки в 8 классе68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательно учреждение

муниципального образования

«Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Учитель музыки, высшая квалификационная категория

Захарьина Мария Александровна

Урок музыки в 8 классе

Тема четверти: «Великие наши современники»

Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?»

ХПИ урока:  «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает» (В.А.Сухомлинский)

Основополагающий вопрос проекта:

 «Можно ли считать оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» современной?»

Цель : показать «современность» и актуальность музыки П.И.Чайковского через созвучие его оперы «Пиковая дама» сегодняшнему времени.

Задачи :

Обучающая: расширение знаний о творчестве П.И.Чайковского, закрепление понятия либретто и опера на примере фрагментов оперы «Пиковая дама; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого ( в частности с «языка» литературы А.С.Пушкина на «язык» музыки П.И.Чайковского)

Развивающая: развитие образной памяти на стиль музыки П.И.Чайковского овладение вокально – хоровыми навыками способствовать развитию эмоционально – чувственной сферы детей и их творческой познавательной активности.

Воспитательной: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, способствовать формированию нравственных качеств учеников.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Коллективная
  3. Индивидуальная

Виды деятельности:

  1. Слушание музыки
  2. Анализ музыкальных произведений
  3. Исполнение музыки
  4. Просмотр слайдов и фрагментов видеофильма

Методы обучения: словесный, наглядно – слуховой создание проблемно – поисковых ситуаций анализ, погружение, рефлексия на слушание музыки обобщение стимулирование музыкально – творческой деятельности через оценивание учителем работы учеников; создание ситуации успеха.

Структура урока:

  1. Вступление : настрой детей на работу: определение темы и цели урока.
  2. Краткие биографические сведения о композиторе. Исполнение песни «Чайковский»
  3. Защита проектов: «Чем интересен сюжет оперы? (Чайковский – Пушкин)», «Современен ли образ Лизы?», «Современен ли образ Германа?». Слушание фрагментов оперы, просмотр фрагментов видеофильма.
  4. Развязка: Исполнение песни О.Газманова «Петербург», итоги урока, рефлексия, объяснение д/з.

Прогнозируемые результаты:

  1. Выявление актуальности и соответствие современному времени произведений А.С.Пушкина и П.И.Чайковского «Пиковая дама».
  2. У обучающихся вызвать желание слушания музыки не только на уроке, но и дома, и в концертном зале.
  3. Повышение уровня музыкальной культуры.
  4. Повышение нравственно – личностного уровня обучающихся.

Ход урока

Приветствие

Напоминаю всем тему четверти «Великие наши современники»

  1. У: Кого, по вашему мнению, можно назвать современником?

Для названия темы сегодняшнего урока я выбрала слова Яниса Платека

 «Единый лавр их дружно обвивает»

Слайд портрет А.С.Пушкина и П.И.Чайковского

  1. У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд – чьи портреты на нем изображены?
  2. Постарайтесь сформулировать цель урока, глядя на портреты и название темы четверти

Петр Ильич Чайковский родился в поселке при Воткинском металлургическом заводе в семье горного инженера, начальника этого завода.

Слайд фото родителей композитора

Отец – Илья Петрович был необыкновенно жизнерадостный и приветливый человек.

Мать – Александра Андреевна всех очаровывала своей приветливостью и добротой.

В семье царили гармония и любовь.

К осени 1825 года вся семья переезжает в Петербург, где П.И. в последствии закончил Училище Правоведения, которое произвело н композитора самое удручающее впечатление на весь период обучения в нем. Жизнь подростка скрашивала только музыка и воспоминания о счастливых днях в Воткинске, где он искренне полюбил на всю жизнь просторы полей, жаркое солнце, прохладу лесов, щебет птиц и пение крестьян.

  1. Наигрываю мелодию: Знакома ли вам эта мелодия?
  2. С творчеством Чайковского мы знакомились почти в каждом классе, поэтому вы можете определить стилистические особенности композитора, глядя на слова песни. Еще раз определите их.

Слайд слов песни «Чайковский»

Исполнение песни «Чайковский»

Когда же А.С.Пушкин вошел в духовную жизнь Чайковского? В его письмах детской поры имя, сравнительно недавно погибшего поэта, как ни странно, не встречается. Но косвенные указания позволяют сделать заключение, что пушкинское имя было в доме Чайковских окружено почетом, как и во всех российских домах. Маленький Петя был любимцем гувернантки Фани Дюрбах, которая высоко оценивала литературные способности воспитанника даже выше музыкальных) и называла его – ле Пёти Пушкин. Именно она первая начала знакомить мальчика с произведениями поэта.

  1. Все вы слышали эту фразу : «Что наша жизнь? Игра!». Эта фраза говорит нам о каком произведении Пушкина?
  2. Петр Ильич решает написать оперу «Пиковая дама» на сюжет поэта, но что необходимо было составить перед написанием оперы? (либретто)
  3. Что такое либретто?

Сообщение обучающегося:

«Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда – нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: мой брат Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского и в течение этих трех лет понемногу сделал очень удачное либретто…Но сей последний от сочинения музыки отказался… Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где – нибудь в уютном уголке за границей, мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его»

Так писал Чайковский Надежде Филаретовне Фон Мекк.

  1. Вы знакомы с содержанием произведения Пушкина «Пиковая дама»?
  2. Как вы думаете, чем привлек сюжет драмы Чайковского?
  3. Если бы вы были современником композитора, вас бы заинтересовал этот сюжет?
  4. Был бы он для вас актуальным?

Вот мы и определили основополагающий вопрос урока:

Слайд : Можно ли оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» считать современной?

Сообщение обучающегося: «Пиковая дама» была написана в невероятно кроткий срок – за 44 дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре  декабря 1890 года и  имела огромный успех. Ни в одной из опер на пушкинские сюжеты мы не найдем такой свободы обращения с литературным материалом: Чайковский не только самостоятельно истолковал образы, приближая их к современности, но и дорисовал их, подчас меняя психологические черты.        

  1. С чего начинается любая опера? (с увертюры или интродукции)
  2. Что такое увертюра?

Какие образы, темы мы услышим? (образ трех карт, темы любви, тема старухи)

Слушание интродукции

  1. Каков характер этих тем?
  2. Мы открыли оперу. Каков сюжет?

Сообщение группы обучающихся :В результате сравнительного анализа сюжета можно представить следующий вывод:

Слайд :

У А.С.Пушкина

У М.И.Чайковского

Германн – военный инженер

Герман – Гусар

На первом плане алчная идея Германна – разбогатеть любой ценой

На первом плане – любовная драма Германа и Лизы

Лиза – бедная воспитанница

Лиза – родственница графини и ее наследница

Лиза свободна

У Лизы есть жених – князь Елецкий

Лиза выходит замуж

Введена сцена встречи Лизы и Германа у канавки, после которой Лиза погибает

Германн сходит с ума и пребывает в сумасшедшем доме

После неудачной игры Герман заканчивает жизнь самоубийством

Место действия – Петербург

Место действия Петербург

Время действия сдвинуто на несколько десятилетий

 Петра Ильича называли певцом Женщины, ее рыцарем и другом. Голос женщины царственно раздавался во всех темах любви радостной и печальной нотой. Это, возможно. Зависело от того, что композитор так часто сталкивался с трагическими женскими судьбами в своей семье. Образ Лизы особенно интересовал Чайковского.

Слайд образ Лизы

Сообщение обучающегося: У Пушкина Лиза – единственная привлекательная личность, она не только «во сто раз милее» светских барышень, она одна не лишена настоящих хороших человеческих чувств; она одна способна к глубокой, благородной и бескорыстной любви, в свете играла самую жалкую роль, была самолюбива и ждала своего избавителя, мечтая выйти замуж. Мечта ее сбылась.

  1. А какова Лиза у Чайковского?

Слушание Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер»

  1. Что общего в образе Лизы у поэта и композитора?
  2. Можно ли встретить такую девушку в современном обществе?
  3. А каков же образ Германна?

Слайд – образ Германна

Сообщение обучающегося: Германн – сын обрусевшего немца, расчетлив, бережлив, честолюбив, имел сильные страсти и огненное воображение, в душе – игрок, но за игру не садится. Обладал необузданным воображением. Для него тайна трех карт – путь к богатству, а любовь Лизы – путь к тайне графини.

  1. А каков Герман у Чайковского?
  2. Каков характер его Ариозо?
  3. Какие чувства охватывают героя?

Слушание Ариозо «Я имени ее не знаю»

(То элегически нежная, то порывисто взволнованная, чистота и сила его чувств любви. Чувство нежности сменяется подавленной страстью при мысли о недоступности счастья. Одинокий, бедный, но самовлюбленный до боли юноша с сильными страстями. Способный на любовь и нежные чувства. Любовь к Лизе – вот та страсть, которая целтком владеет Германном)

  1. Как изменяется образ Германна в последствии?

Слушание сцены у Зимней канавки (фрагмент видеофильма оперы) «О, да, миновали страданья»

(охвачен идеей выигрыша. Машинально повторяет за Лизой слова любви, не замечая ее. Несвязный рассказ. )

  1. Чем различен образ Германна у Пушкина и Чайковского?  (У Пушкина – он статичен. У Чайковского – он показан в развитии)
  2. Каких три злодеяния совершил Германн? (убил старуху, себя и любовь)
  3. Каков характер героя в следующем фрагменте оперы(бравый, он в азарте, в предвкушении выигрыша) ?

Слушание «Что наша жизнь? Игра!»

  1. А какие мысли и чувства выражает следующий фрагмент?

Слушание «Князь, князь, прости меня!»

( в оркестре возвращается трепетно – нежный образ Лизы – тема любви)

  1. Почему  Чайковский возвращается к этой теме?  (только чувство любви может возвратить в человеке все лучшее, только оно способно вдохновлять на подвиги, научить нас прощать и сделать человека счастливым)
  2. Почему Чайковский изменил судьбу Германна?

(Чайковский не мог отдать своего героя во власть такого конца, как у Пушкина, он предпочел физическое его уничтожение. Умирая, Германн  освобождается от навязчивой идеи.)

  1. Можно ли оперу и повесть, написанных более века назад назвать современными?
  2. Какие актуальные темы они затрагивают?
  3. (Тема любви, игры, азарта, жертвенности ради любви)
  4. В каком городе происходят события этих произведений? (Петербург)
  5. Этот город вдохновил многих людей искусства на создание своих шедевров.

Исполнение песни «Петербург»

Литература:

  1. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века//В.Б.Григорович и З.М.Андреева-Изд.2-ое, исправленное -М:Просвещение, 1990
  2. Сто великих композиторов//Д.К.Самин – М: Вече, 2000
  3. Абрамовский Г. И др. Сто опер – Ленинград: Музыка, 1997
  4. Берлянд – Черная Е/Пушкин и Чайковский – Музгиз, 1950
  5. Платек Я.//Единый лавр их дружно обвивает//Музыкальная жизнь, 1990 №11 и «12
  6. Сидельников Л.С. Петр Ильич Чайковский – М: Искусство, 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки во 2 классе "Опера Руслан и Людмила"

Урок музыки во 2 классе . Раздел "В музыкальном театре". Тема урока "Опера "Руслан и Людмила". Урок соответствует  ФГОС. На уроке используется технология оценивания. Приём "Мелодия- загадка". К у...

Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"

Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин" для обучающихся 7 класса...

Урок музыки 7 класс "Рок-опера. Система стилей рок-музыки"

Урок музыки 7 класс. "Рок-опера. Система стилей рок-музыки"...

Урок музыки в 7 классе «Опера. Традиции и новаторство»

Урок по теме путешествие в музыкальный театр. Опера. Количество посещений данной страницы: ...

Конспект урока музыки в 6 классе Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»

Задачи:1. направленные на достижения личностных результатов:формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;развитие чувств доброжелательности и эмоционал...