Конспект урока музыки в 6 классе Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»
методическая разработка по музыке

Задачи:

1. направленные на достижения личностных результатов:

  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;
  • развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • воспитание любви к музыкальной культуре.

 

2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

 

3. направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;
  • знание выразительных возможностей музыки;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metrazr_motsart_i_chaykovskiy_uchitmuz.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 310 Фрунзенского района Санкт - Петербурга «Слово»

Конспект урока музыки

в 6 классе

Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»

Выполнила: учитель музыки Аспаева В.В.

Санкт-Петербург

Цель: Познакомиться с   музыкой, композиторами, больше о них узнать, обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.

Задачи:

1. направленные на достижения личностных результатов:

  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;
  • развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • воспитание любви к музыкальной культуре.

2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

3. направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;
  • знание выразительных возможностей музыки;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Планируемый результат: сформировать представления об обработке классических произведений композиторов.

Основные понятия: сюита, обработка.

Ресурсы:

- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

- дополнительные: рабочая тетрадь, презентация, видео-фрагменты

Тип: открытие новых знаний

Вид урока: урок-размышление

Музыкальный материал: П.И.Чайковский оркестровая сюита №4 «Моцартиана», В.А.Моцарт «Ave verum», песня «Ода музыке»

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята, здравствуйте!

2.Мотивация к учебной деятельности.

У. Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

Д: Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила!

У:С какой  красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились?

Д:Приводят примеры.

У:Мы часто говорим:  «Музыка красива!» Почему?

Д:Музыка красива именно потому, что она рассказывает  о красоте природы, а следовательно о красоте жизни!

У:Да.  Только тогда она может преобразовывать самого человека и  его жизнь!

3.Актуализация знаний по теме.

У:Назовите русского композитора

Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском?

С какими  его произведениями вы знакомы?

Когда он жил?

Д:Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний…

В 19 веке…

У:Ребята, а с какими еще  великими  композиторами  вы знакомы?

В.А.Моцарт

У:В  каком веке жил Моцарт?

Д: в 18 веке

У:Ребята, а что объединяло этих  композиторов  разных времен?

Д: Музыка. Любовь к музыке.

У:Как вы думаете, что мы сегодня будем рассматривать на уроке?

Д:Их связь. Связь времен.

У:Сегодня  на  уроке  вновь  прозвучит  музыка  Моцарта:   знакомые  вам  произведения  композитора,  и  новые,  ранее  не звучавшие  у  нас  на  уроках. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И. Чайковский!

И так, тема нашего урока: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время.»
(запишите в тетрадь). А в рамках этой темы, о чем  мы можем поговорить? Какова цель нашего урока?

Д:а) Познакомиться с   музыкой, композиторами, больше о них узнать
б) обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.
У:Чтобы решить 2-ую цель, что для этого нужно сделать?

Д:Послушать музыку

У:Cейчас  мы  послушаем  интересные факты из жизни В. Моцарта и  его гениальную музыку. (Устная мини-викторина)

1.  фрагмент «Симфонии№40»

У:Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному:  какая симфония, какая в ней мелодия?

Радостная, счастливая… красивая

2. «Рондо» из сюиты  «Маленькая  ночная серенада»

У:Назовем произведение и снова  прилагательное!

Игривая, солнечная, ясная.

Разные композиторы, поэты, писатели  восторгались музыкой Моцарта!
«Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» (--) Так сказал о музыке Моцарта П.И.Чайковский.

5.Изучение нового материала.

Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души!

«Из всех великих композиторов, наиболее нежную любовь питаю к Моцарту.» - так говорил  о музыке Моцарта П.И.Чайковский.

У:Как вы думаете, во что могла вылиться эта любовь Чайковского к Моцарту?

Д:Он, наверное, что-то написал   о нём… посвятил произведение…

Учебник с 136.

У:В дневнике композитора  читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о сюите из Моцарта.  Моцарт есть высшая кульминационная точка, красоты  в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга!  В Моцарте  я люблю всё».

У:П.И.Чайковским  была создана  оркестровая сюита в 1887 году в память 100-летия  первой постановки оперы В.Моцарта «Дон Жуан».  Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке»


У:Ребята, прочтите внимательно это необычное слово-  
МОЦАРТИАНА.

 Что вы можете о нем сказать? Какова основа  его?

Д: Корень – Моцарт! Что-то большое…

У:П.Чайковский  взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал.  Как вы думаете, почему?

Д:Он хотел, чтобы человечество  не забывало музыку Моцарта никогда

У:А вот так отвечал сам П. И. Чайковский: «Большое количество превосходнейших  мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Мне кажется, что этой сюите предстоит большая будущность…».   Автор  сюиты хотел  дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества Моцарта.
Сюита
 «Моцартиана»   П.И.Чайковского является обработкой (интерпретацией) для симфонического оркестра трех фортепианных пьес и одного хора В.А.Моцарта.  Жига,   Менуэт,   Католический хорал(молитва),  Десять вариаций.
Запишите в тетрадь порядок  пьес «Моцартианы». 

Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. (щ) В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
9 слайд Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем.                                                 10 слайд Менуэт в России. В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I.
11 слайд Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и  нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера.

А сейчас мы послушаем  фрагменты сюиты «Моцартиана» 3 часть «Молитва»

План анализа музыкального произведения

Какой жанр_________________________________________________

Какие чувства передаются в музыке_____________________________

Испытал ли ты их_____________________________________________

Определение средств музыкальной выразительности.

а) лад._______________________________________________

б)характер__________________________________________

в)темп__________________________________________________

г)динамика____________________________________________

5.какие музыкальные инструменты играли_____________________

А теперь послушаем : «AVE VERUM» В.А.Моцарта. Разучиваем мелодию хорала. (отр. 1) учебник с 137

Учитель. Каков характер этой музыки? О чем эта музыка? (Ответы учащихся)
Моцарт «Ave verum». Единственное законченное церковное произведение композитора, созданное в последний год его жизни – 1791.
В.А.Моцарт «Ave verum». О, справедливая Дева Мария, истинно переживающая за Сына, принесенного в жертву.  Заранее знаешь Его судьбу и не ропщешь в смертельной  веренице событий (перевод с латинского автора презентации)  ноты.

У:В чем проявляется сходство и различие музыки Моцарта и Чайковского?

Д: Музыка Моцарта написана для хора и оркестра и представляет собой как бы земную молитву, обращенную к Деве Марии.

Музыка Чайковского написана для симфонического оркестра, в котором ведущую роль играет струнная группа.

У: можно ли по музыке сюиты определить отношение Чайковского к Моцарту?

Д:

У:К какому направлению музыкального искусства – классике или современности – относится трактовка Чайковским музыки Моцарта?

Д:

Слушание Мацартианы.

Синквейн мальчики на слово Моцарт, девочки на слово Чайковский

У: Как можно объяснить почему именно Моцарт заставил полюбить музыку больше всего на свете?

«По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не было. По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».

 Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?  

Из каких частей она состоит? Чем явилась «Моцартиана» по отношению к Моцарту?

Эта сюита стала  музыкальным памятником.


Вернемся к теме нашего урока:
Музыка-связь времен. 
Как вы думаете,  какое слово в нашей теме урока можно изменить? Какая музыка их связала, несмотря на разные времена, века?

Слово «Музыка»  на «Моцартиана».

Запишите в тетрадь: Моцартиана – связь времен.


В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам,  чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро, согласие и радость! Пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта  и Чайковского!

Звучит песня  «Ода музыки»

Спасибо за урок!