Классный час «Полифония в XXI веке»
классный час по музыке по теме

Чикизова Ангелина Михайловна

Данное внеклассное мероприятие познакомит учащихся с полифоническим складом музыкальных произведений, поможет проследить переход от использования полифонических средств музыки к гомофоническим, а так же повысит культрный уровень слушателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классный час «Полифония в XXI веке» 

для учащихся музыкального отделения

Цели и задачи: 

  1. Познакомить учащихся с полифоническим складом музыкальных произведений, проследить переход от использования в музыке полифонических средств к гомофоническим.
  2. Повысить культурный уровень присутствующих, прослушивая отрывки произведений популярной классической музыки, исполняемой учащимися и преподавателями Школы искусств, и популярными музыкантами - исполнителями.

Оборудование: техническое оснащение для просмотра видео и слайдов.

Ход проведения:

1. Приветствие участников классного часа. Сегодня мы попытаемся проследить переход от использования в музыке полифонических средств к гомофоническим. Какой стала полифоническая музыка в наши дни, какие изменения произошли в характере музыкальной среды разных времен. Осмелюсь предположить, что музыка барокко и современная популярная музыка – взаимоподдерживающие.

2. Основная часть. Начнем с определений: музыка - это вид искусства, отражающий действительность и воздействующий на человека (а, как известно, на животных и даже растения) особым образом организованными последовательностями звуков. Музыка выражает мысли и эмоции человека и служит средством передачи их как бы невербальным языком. Но в отличие от языка имеет более сильное эмоциональное воздействие в силу строгой организованности временных и тональных соотношений, с одной стороны, и неоднозначности выражения каких-либо понятий - с другой, что дает развитие собственным творческим силам слушателя.

Музыка всегда выражает не только личное отношение автора к действительности, но и важнейшие черты общества, в котором живет автор. Чтобы понять «как мы дошли до жизни такой», обратим взгляд в прошлое. И там, безусловно, главной фигурой будет Иоганн Себастьян Бах (на наш взгляд, остающийся таковым и сейчас), достигший непревзойденного совершенства во всех формах барочной музыки.

Лупашку Люба исполнит И.С.Бах Мал. Прелюдию с-moll.

Ситникова Света – И.С.Бах 3голосная прелюдия D-dur.

Видео. Бах Токката, орган.

  (существенно, что в силу углубленного строя мысли Баха, далекого от всего поверхностного и развлекательного, он не коснулся жанра оперы). Что же является главным средством музыкальной выразительности того времени? Очевидно - это полифония. Описание полифонии занимает десять страниц музыкальной энциклопедии. Поэтому мы ограничимся определением полифонии, данным русским композитором А. Н. Серовым: «Полифонию в высшем ее смысле надо понимать гармоническим слиянием воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. В рассудочной речи немыслимо, чтобы, например, несколько лиц говорили вместе, каждый свое, и чтоб из этого не выходила путаница, непонятная чепуха, а, напротив, превосходное общее впечатление. В музыке такое чудо возможно…»

Видео. SWINGLE – органная фуга g-moll.

И это чудо было творческой средой обитания И. С. Баха!

Шомполова Юля – ХТК, прелюдия и фуга d-moll.

Шульга Ульяна – Бах 3хголосная инвенция

Конечно, цель нашей встречи не разбор творчества И. С. Баха.

Звучит И.С.Бах Ария из сюиты №31.

(На фоне музыкального номера.) Но это настолько значительная фигура, что не упомянуть ее невозможно, говоря словами Альберта Швейцера: «Этот гений был не единичным, обособленным духом, но универсальным. Века и поколения прошли его творения, перед величием которых мы в благоговении останавливаемся…»

В исполнении трио: Шульга У., Лупашку Л., преподавателя Власкина Г.Ю. прозвучит Сицилиана Баха.

Итак, полифония - совместное, равноправное звучание голосов - это преобладающая музыкальная форма эпохи барокко. Затем пришел черед гомофонии - основной формы музыки эпохи классицизма и романтизма. Гомофония - тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главные и сопровождающие. Этим гомофония принципиально отличается от полифонии, где голоса равноправны. То есть полифония - форма, обладающая демократичностью, а гомофония - форма обладающая, как минимум, конкурентностью. Гомофония развивалась параллельно с полифонией, но вытеснила ее в период расцвета творчества венских классиков (конец ХVIII - начало ХIХ века). В этом споре можно привести интересную цитату из статьи «О полифонической музыке» Литтершейда: «Предпосылкой полифонического, органического творчества является внутреннее вслушивание и взлет в мир полифонического свершения. Гомофонная музыка предусматривает слушателей, отдающихся ее воздействию пассивно. Полифоническая музыка излучается вовнутрь, для нее слушатель на втором плане. Она требует гораздо большей активности и участия, без которых, в силу своих особенностей, не может быть воспринята». Определите, какого склада звучат музыкальные произведения.

БИТЛС – Мишель

Неизвестный исп. – дорожка 27

После Баха начинается расцвет гомофонного склада, и следующий подъём интереса к полифонии начинается только во второй половине XIX века. Полифония, ориентирующаяся на Баха и Генделя, часто использовалась композиторами XX века (Хиндемит, Шостакович (его 24 прелюдии и фуги), Стравинский и др.). Стравинский писал: «Я возвращаюсь не к Баху, а к светлой идее чистого контрапункта…». Контрапу́нкт (нота против ноты) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония).

Токката и фуга d-moll, исп. на акустической и электрогитаре.

Токката и фуга d-moll «Шторм», в исп. Ванессы Мей, скрипка.

Теперь нам известно, что истоки современной «попсы», как ни печально, лежат в классической музыке, к которой причисляют, в частности, и жанр оперетты, породившей легкую музыку, так беспокоящую нас сегодня. Времена менялись, менялись и музыкальные пристрастия, но желание меломанов XXI века вслушиваться в более серьезную, глубокую музыку полифонии не изменяется и по сей день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Равнодушие - болезнь 21 века"

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»   Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека. Задачи: Выявить причины равнодушия в посту...

Единый Всекубанский классный час: «Кубань- красавица на века делами славится!»

Единый Всекубанский классный час «Кубань красавица на века делами славится!»Цели и задачи: закрепить  знания учащихся об истории Краснодарского края, его уникальных особенностях; воспитывать...

классный час "Кубань красавица на века славится"

классный час посвящен известным на Кубани людям: Пономаренко Г. ф , Захарченко В.Г, Москаленко А. Н.Цель мероприятие - воспитание любви к Родине, уважение к людям ,которые многого достигли в своей дея...

Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"

"Кубань-красавица на века делами славится"...

Классный час "СПИД – чума XXI века"

Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению. Так, несколько десятков лет назад мы ...

Классный час "Атомная трагедия XX века"

Сегодня, спустя двадцать с лишним лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты ...

Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"

Методическая разработка класного часа, призванного показать учащися уникальность Кубани, ей природы и людей....