УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА ПИАНИСТА
статья по музыке по теме

Рапатюк Наталия Александровна

В работе над музыкальным произведением необходимо учитывать следующие условия: систематичность, последовательность, сознательность, прочность, наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx20.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

ТЕМА: «УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА ПИАНИСТА

подготовила преподаватель по классу фортепиано Н.А.Рапатюк

                               г.Дзержинский, 10 января 2013г.

В работе над музыкальным произведением необходимо учитывать следующие условия: систематичность, последовательность, сознательность, прочность, наглядность. У каждого человека трудоспособность различная. Она связана с волевыми качествами, тренированностью, состоянием здоровья и с обстановкой, в которой проходит работа.

От систематичности в большой степени зависит прочность знаний и навыков. Пропуск занятий, несистематичность пагубно отражаются на формировании ученика – пианиста. Нарушение режима труда, когда ученик не играет несколько дней, а потом, перед экзаменом, пытаясь наверстать упущенное, занимается много часов подряд, может привести к переутомлению. Чаще всего именно такие причины являются основой болезней рук. Наоборот, систематичность способствует формированию условных рефлексов, создающих у ученика потребность в занятиях в определенное время.

Последовательность состоит в том, чтобы в любом виде обучения, включая и музыкальное, все новое было в какой-то степени подготовлено, а накопление знаний естественно и последовательно вытекало из предыдущего опыта. Тогда эти новые знания воспринимаются легче и быстрее.

На первых этапах обучения ученик еще не умеет разбираться в содержании, форме и стиле произведения, определять характер музыкальных образов, находить нужные приемы и т. п. ; он многого «не слышит» и не понимает. Тонкость и глубина восприятия и представления появляются в результате опыта, знаний, которые накапливаются постепенно и последовательно.

Принцип последовательности заключается в том, чтобы, закрепляя достигнутое, «поднимать» знания и навыки на более высокую степень. Для этого бывает полезно дать ученику произведение немного труднее уровня его технический возможностей. Но не рекомендуется исполнять такие пьесы публично, так как при эстрадном выступлении для уверенности и спокойствия ему нужно иметь известный «технический запас». Следует учитывать степень продвинутости ученика, индивидуальные и возрастные особенности. Если форсирование в техническом отношении грозит перенапряжением пианистического аппарата, то насилие в области психики тем более опасно, так как оно может привести к нервному истощению. Ученику, не обладающему достаточной зрелостью и технической подготовкой, нельзя давать слишком рано психологически сложные произведения, как, например, Соната ор. 27 Бетховена («Лунная»), сонаты Шопена и т. п., которые требуют известной исполнительской зрелости.

Требуя от учеников последовательности в работе, Лист предостерегал их от излишней торопливости в стремлении овладеть мастерством: «Будьте терпеливы в своей работе – вы все испортите, если захотите двигаться слишком быстро… Разумно направленные ваши старания увенчаются успехом.  Если же вы захотите поскорее все заполучить, то потеряете даром время и ничего не достигните».

Огромное значение в обучении имеет сознательность. Н. Рубинштейн, по воспоминаниям Р. Геника, считал, что «машинообразной пальцевой работой ничего не достигнешь… Механическое упражнение остается сухим и бесцельным, если в его основе не лежит работа головы… Когда же пальцы и голова идут «рука об руку», то естественным следствием этого духовного напряжения явится утомление и изнеможение – признак необходимости прекращения работы, если вы не хотите в течении последующих часов разучиться тому, что вы выучили за четвертый час…» Поэтому пианисту требуется строгий режим труда. Ученики младшего возраста могут сосредоточиться не более чем на 20 – 30 минут; школьники – 45-50 минут; взрослые обычно работают с полной сосредоточенностью не более 2-3 часов подряд. Рассеянность, наступающая после напряженного умственного труда, свидетельствует о возникновении «охранительного» торможения (Павлов), которое появляется как предупреждение перед утомлением. В этом состоянии ученик уже не может быстро реагировать на указания педагога. При появлении таких признаков надо обязательно дать ученику отдых.

В знаниях и навыках необходимо вырабатывать прочность. Известно, что материал, который более доступен ученику, усваивается прочнее. Неосмысленные, механически заученные, не систематизированные знания и навыки требуют больше труда и времени и быстрее забываются.

В прочности усвоения большое значение имеет наглядность. В фортепианной педагогике наглядность связана с музыкальным показом. Показ требует учета возраста, способностей  и продвинутости ученика. Показывая фразировку, звук или технические приемы, педагог должен удостовериться в том, что ученик правильно его понял. Для этого музыкальный показ должен быть конкретным и убедительным. Небрежность, неточность звучания или приема, неясность объяснения могут вызвать у ученика неправильное представление, как о содержании музыки, так и о приемах.

В выработке навыков, обеспечивающих оптимальную работоспособность и эффективные результаты, можно рекомендовать несколько условий, которые в свое время выдвигал физиолог Н. Введенский. Во всяком труде необходимо вхождение в него, врабатываемость. Такая «разминка» нужна во всех видах двигательной деятельности; нужна она и музыканту–исполнителю. Мышцы требуют определенного «разогрева», без которого быстрое движение осуществляется труднее, и могут возникнуть зажимы, приводящие к общей скованности. Поэтому в работе при переходе от медленного темпа к быстрому обязательно нужна постепенная «разминка». Без подготовки пианистического аппарата к быстроте появляются неточности, скованность и срывы в движении и в исполнении.

Работа нервно – мышечного аппарата требует мерности и ритма. Слишком быстрые и неровные движения утомляют значительно больше, так как вызывают слишком частое и неритмичное поступление нервных импульсов. Это явление связано с нарушением уравновешенности в ритме возбудительного и тормозного процессов. Течет движение легче и свободнее в определенном темпе и в привычном ритме.

Навыки вырабатываются легче всего в условиях привычной деятельности, что связано с планированием работы во времени. При этом условно-рефлекторные связи формируются быстрее и легче. Известно, что Чайковский установил в своей работе определенный режим, независимо от того, было ли у него творческое настроение. А. Есипова ежедневно начинала заниматься на рояле в 8 часов утра. Такое планирование способствует появлению в определенное время условных рефлексов, которые содействуют лучшему и более быстрому формированию навыков.

Чрезвычайно важно также правильное чередование труда и отдыха и смена одних форм труда другими. Особенно благоприятно сказывается смена умственного и физического труда.

Во всех случаях, особенно период подготовки перед выступлением, необходим правильный режим, который помогает сберечь не только физические, но, что еще важнее, психические силы, нервную систему исполнителя. Нельзя также много заниматься на рояле в день концерта и играть всю программу с эмоциональным подъемам. Перед выступлением нужно, чтобы исполнитель отдохнул «психически», чтобы нервная система его была в состоянии равновесия.

Педагогическая работа – это неустанное творчество, совершенствование своих методов, углубленное изучение способностей, личностей ученика и вдумчивый подход к его воспитанию.    

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.«Путь к совершенству. Диалоги статьи и материалы о фортепьянной технике.» - СПб.: Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2007

2. А. В. Бирмак «О художественной технике пианиста» - М.: «Музыка», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные показатели и характеристики эффективности труда учителя иностранного языка

Педагогический процесс есть деятельность учителя, поэтому эффективность учебно - воспитательной работы зависит от того, как он управляет учебно - познавательной деятельностью учащихся....

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА УСЛОВИЙ, обеспечивающих развитие устойчивого интереса учащихся к математике

Обобщение опыта работы по реализации различных условий для формирования интереса к математике...

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

"Компетенции педагогов, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса".

Тезисы выступления на семинаре "Компетенции педагога как фактор повышения результатов образовательного процесса"....

Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии.

Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.К универсальным учебным действиям, котор...

Доклад: «Использование на практике методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у детей».

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. В условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных ...