Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке (5 класс) на тему:
    урок музыки "Изобразительные средства музыки"

    Лотина Светлана Леонидовна

    Урок музыки для 5 класса по программе Е.Критской по теме "Музыка и изобразительное искусство". Включает в себя коспект урока и презентацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izobrazitelnye_sredstva_muzyki.rar2.08 МБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по предмету «Музыка» 5 класс


     в рамках  декады МО эстетического цикла.


    «Изобразительные средства музыки»


    Выполнила учитель музыки Лотина С.Л.

    Ноябрь 2011г.

    Тема: «Изобразительные средства музыки».

    Цель урока: познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» .

    Задачи урока:  продолжить знакомство с изобразительными средствами в музыке, со сказочными  музыкальными  образами;

    развивать вокальные навыки при разучивание песни.

    Слайд 1.Ход урока: 1. Организационный момент: актуализация пройденного материала

    Слайд 2 Сегодня на уроке мы снова будем говорить о творчестве замечательных русских сказочников: русского поэта А.Пушкина и композитора Н.Римского-Корсакова. О сказках Пушкина, которые так любят дети и взрослые.

    Но сначала мы обратимся к предыдущим урокам.

    На  прошлом уроке мы с вами открыли раздел учебника «День, полный событий», который перенёс нас в Пушкинские места, Псковского края. На прошлом уроке мы посмотрели на любимые время года поэта его глазами. Давайте поговорим о теме прошлого урока:

     1. Какое время года любил А.Пушкин?

    2. Какое произведение  П.Чайковского из альбома  «Времена года» мы слушали?

    3. Сколько пьес в альбоме?

    ответы учащихся

    Слайд 4 Мы с вами уже говорили  о человеке, которого Пушкин любил больше всех в детстве, которому поэт посвятил  много стихов и тёплых слов.

    1.Кто этот человек?

    2.Как его зовут?

    3. Почему А.Пушкин был так привязан к своей няне?

    ответы

    Этот блистательный прославленный поэт, не стыдился всенародно исповедовать нежную привязанность не к матери, а к «мамушке», к няне. Арина Радионовна Яковлева была простой крестьянкой и необыкновенной сказочницей. Поговорки, пословицы, присказки не сходили с её языка. Большую часть народных былин и песен, которые А.Пушкин знал, услышал он от неё.

     Не гаснул долго огонёк

    В уютной няниной избушке.

    И слушал, слушал няню Пушкин.

    Катилась сказка как клубок.

    Новую тему урока мы посвятим сказкам А.Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Давайте попробуем перечислить сказки, которые написал А.Пушкин.

     (ответы детей)

    Сказки любят все. Без сказок не становятся взрослыми, утверждает русская пословица. Они учат добру, учат увлекательно. По словам Паустовского, сказки «покрыты тончайшей пыльцой поэзии». Разве могли русские музыканты обойти этот волшебный и мудрый край, в котором как в роднике отразилась душа народа?              

    Слайд 5. Безграничное разнообразие музыкальных красок находили композиторы, обращаясь к сказке. Н.Римский-Корсаков не стал исключением, более того, он обрёл славу композитора-сказочника.

    Слайд 6.Из 15 опер, написанных им, более половины –оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды.

    Теперь мы можем отправиться в сказку и посмотреть на чудеса.

    В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;

    Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

    Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;

    И растет ребенок там не по дням, а по часам.

    Вы узнали,  откуда эти строчки?

    Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы-сказки «О царе Салтане» Н.Римского-Корсакова.  Ребята, вы помните, какие три чуда были в сказке? Попробуйте их назвать (ответы).

    Слайд7.Совершенно верно, есть в сказке А.Пушкина три чуда, которым удивляются даже  сами герои сказки.

    Симфоническая картина «Три чуда» открывает второе действие оперы «Сказка о царе Салтане».

    А какое же первое чудо?

    Ответ:

    1.белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды;

    2.тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона;

    3.  невиданной красоты царевна-лебедь.

    Слайд 8.Учитель: Правильно! Итак, первое чудо.

    Дети читают:

     Белка песенки поет да орешки все грызет,

     А орешки не простые все скорлупки золотые,

    Ядра – чистый изумруд;

     Белку холят, берегут.

    Учитель: сейчас мы услышим, как музыка нарисует нам волшебную белочку. Ее главную партию исполнит музыкальный  инструмент – флейта. А еще вы услышите напев русской народной песни, которую упоминает в своих стихах А.Пушкин: «Во саду ли, в огороде». Послушайте и определите характер этой темы.

    Прослушивание фонограммы.

    Какой характер мелодии? В каком регистре звучит? Почему композитор выбрал именно высокий регистр?

    Ответы детей.

    Слайд 9.Учитель: там еще другое диво: море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

    Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,

    Великаны молодые, все равны как на подбор –

    С ними дядька Черномор.

    Учитель: ребята, сейчас мы послушаем музыкальную тему богатырей, я прошу вас во время звучания музыки продирижировать, чтобы определить ее характер.

    Слушание темы богатырей.

    Похожа тема богатырей на тему белочки? Почему? Что изображает тема богатырей? (богатырскую поступь, и шум бурливого моря). Почему мы понимаем, что идут богатыри, а не современные солдаты?

    Ответы детей.

    Слайд 10         Учитель: Правильно, молодцы! Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава,
    Выплывает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.

    Учитель: Послушаем музыкальную тему царевны. Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Но ребята, когда вы услышите в музыке момент превращения лебеди в царевну, поднимите вверх руки.

    Слушание музыкальной темы царевны-лебеди.

    Слайд 11 Учитель: ребята, как вы поняли, что лебедь превратилась в царевну?

    Дети: музыка изменилась, она стала похожа на русскую песню.

    Сейчас мы послушаем запись целиком, и как только вы услышите вступление нового «чуда», поднимите, пожалуйста, руку. 

    Прослушивание фонограммы.

    Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные.

    Слайд12.Благодаря союзу двух великих сказочников, смогло появиться на свет такое замечательное произведение.

    Во всех сказках добро побеждает зло, сказки учат добру. И сегодня мы с вами разучим песню «Дорога добра»

    Слайд с песней 13,14,15

    Домашнее задание. Нарисовать на альбомном листе одно «чудо» из сказки А.Пушкина, которое больше всего понравилось.

    Учитель: Наше путешествие в мир сказки сегодня подошло к концу, но мы еще не раз встретимся с ней уроках музыки. Спасибо за внимание и до новых интересных встреч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»

    План урока:  Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...

    Урок Выразительные средства в музыке

    Урок для домашней работы как закрепление о выразительных средствах музыки. Можно использовать как ознакомительный для детей, которые не обучались в музыкальной школе и не знают основ музыкального обра...

    Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

    СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

    Конспект открытого занятия по теме: «Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы »

    Занятие направлено на развитие творческих и танцевальных способностей детей ладшего школьного возраста....

    Открытый урок Изобразительные средства музыки,живописи и литературы

    Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности...

    Презентация к уроку "Изобразительные средства музыки,живописи и литературы"

    Презентация посвящена взаимодействию музыки ,живописи и литературы В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые опред...