Статья "Формирование ключевых компетенций на уроках эстетического цикла".
статья по музыке по теме

Бондарь Бэлла Августовна

В данной ствтье рассматривается прблема формирования гармонично развитой личности на уроках музыки, искусства, ИЗО и МХК.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках эстетического цикла.

Бондарь Б.А.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.

В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации  среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования в России стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в текстах двух российских документах - «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Новая структура стандарта образования призвана обеспечить внедрение компетентностного  подхода. В этом же направлении изменяется образование и всех развитых стран. Развитие этого подхода связано с коррекцией целей образования. Одним словосочетанием это можно выразить как получение «образование для жизни».

В связи с этим существует проблема формирования ключевых компетенций современного человека, которые призваны решать множество проблем современного общества:

  1. умение учиться
  2. добывать самостоятельно информацию
  3. адаптироваться к новым ситуациям
  4. ставить проблемы и принимать решения
  5. работать в команде
  6. отвечать за качество своей работы
  7. анализировать ситуацию
  8. иметь волю к успеху
  9. быть компетентным в сфере гражданско-общественной деятельности.

Другими словами, общеобразовательная школа должна подготовить всесторонне развитую и социально-адаптированную личность, владеющую: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально- трудовой и личностной компетенциями.

В наш век зла, насилия, агрессии много детей имеют проблемы эмоционально – личностного характера.

 

И именно  педагогам чаще всего приходиться сталкиваться с хамством, агрессией, раздражительностью, сквернословием, нетерпимостью наших детей, непосредственно в школе – на уроках и переменах.

С самого детства закрепляется модель такого поведения, в силу сложившейся в современном обществе обстановке, которая является зоной ближайшего развития наших детей. С такой моделью поведения мы выпускаем наших детей во взрослую жизнь, детей, не умеющих адекватно общаться с окружающими, понимать и принимать их,    не способных к принятию ответственности за свои действия, не способных к сопереживанию и не владеющих нравственными нормами поведения.  Все эти характеристики относятся к личностной и межличностной компетенции человека. Чем раньше начнётся формирование функциональной грамотности у детей в этой сфере, тем наиболее стойкий результат воспитания и обучения мы получим в конечном итоге воздействия. Одним из таких средств формирования личностной компетенции является творческая коммуникация. Творческая коммуникация – это особого рода деятельность, основное содержание которой составляет более свободное, чем в повседневной жизни, общение людей, сопровождающееся получением нового опыта и преодолением коммуникативных проблем, и тем самым дающее толчок развитию личности.

В развитие творческих способностей ребят на основе интеллектуальных и коммуникативных и креативных начал вносят свой вклад предметы эстетического направления. В музыкальной творческой работе формируются системные компетенции: креативность, стремление к успеху, развитие кругозора, а также формирование гуманистических ценностей. Кроме того, закладываются основы межличностных компетенций, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства, работать в группах, ответственности за дело. Эти предметы  помогают  сохранить и культурно-исторические и нравственно - социальные ценности, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение на уроках музыки и  искусства,  являются:

  1. Технология проблемного обучения;
  2. Технология проектного обучения;
  3. Технология развития критического мышления;
  4. Технология когнитивного обучения;
  5. Технология обучения в компьютерно - информационном пространстве

Очень часто эти технологии переплетаются,  трудно выделить их проявление на уроке, но самое главное, что темы урока и рассказ учителя подводит ребят к большим диалогам и спорам, в которых действительно рождается истина, истина жизни, которая, хочется надеяться, сделает сегодняшних школьников настоящими гражданами, живущими по законам нравственности и морали, и любящими свою Родину и уважающими её традиции и обычаи, незабывающими  историю своего народа.

Убеждение, что подлинно гражданская позиция юного человека формируется лишь тогда, когда  они основаны не только на знании, но и на работе собственной мысли, когда они переплавлены в эмоцию, чувства, мораль, должно быть приоритетным для планирования уроков эстетического цикла.  Искусство – это действительно «Образование для жизни», что является основой для формирования образовательных компетенций  современного образования.

Можно привести много примеров, когда разговор о музыке  на уроках выходит за пределы музыки и оставляет след  в душе  ученика, формирует его убеждение,  вооружает школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшей адаптации в обществе, что способствует, в конечном итоге, успешности человека в жизни.

        Большие возможности для формирования  нравственных компетенций детей средних классов дает беседа на тему «Война и музыка». В годы тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны не расставались люди с музыкой. Знакомство с поэмой  «Василий Теркин» по теме 5 класса «Музыка и литература»:

Учитель: « Почему солдатам  нужна музыка, и тем более веселая, а, ведь каждый день погибают твои товарищи?»

Дети:    « Музыка это сама жизнь. Человек должен радоваться в жизни. И солдат слушая веселую, шутливую музыку, вспоминает свой дом, родных и у солдата находятся силы и вера в себя, чтобы завтра идти в бой».

Учитель:  «Почему же сейчас очень редко можно услышать песни глубокого содержания по телевизору?  Что же мешает услышать музыку? Почему ее слышали голодные, умирающие люди, воины, идущие в последний бой, и почему не каждый ученик в классе ее слышит? Кто в этом  виноват – музыка, которая не слишком хороша, или вы, ваше нежелание или неумение ее услышать?»

        Эти вопросы для размышления, очень часто встают перед учителями музыки,   и нужно    стараться   ставить их перед  классом.  Ответы на эти вопросы учитель должен искать вместе с учениками.  Язык музыки и искусства так же многообразен, как и китайский или немецкий язык. И эти языки невозможно выучить за 1 урок в неделю. И  можно посоветовать детям почаще соприкасаться с языком красоты. Искусство извечно было и будет полем боя за духовную красоту.  

        Уроки эстетического направления - это прикосновение к высокому искусству, но, прикасаясь  к нему, нередко остаются духовно «пустыми» те мальчики и девочки, которым немало страниц посвящает наша пресса, телевидение. Вокруг дизайн, сервис, умные книги, красивая жизнь, деньги, эротика и даже наркомания. И теперь в наше «тяжелое время», когда истинно счастлив человек только с деньгами, перед нами встаёт много проблемных вопросов.  

 Урок в 6 классе. Тема: «В чем сила музыки?»

Учитель: «Ребята, что вам  ценнее, музыка, которую мы с вами послушали, или много денег?»  Тут у нас возникает проблемный спор. Многие, особенно мальчики, выбирают деньги. Утверждают, что если иметь деньги, то красоту увидеть и услышать легче. За деньги  можно красиво одеваться и жить. А  музыка учит красоте. И от нехватки денег человек только опускается к пропасти и у него обнищается  духовное состояние. А одна ученица так и заявила: «Я бы  предпочла иметь деньги, и иметь возможность красиво жить,  ездить в другие страны,

восхищаться красотой и иметь возможность заходить в оперный театр. Покупать диски с такой красивой музыкой. А хорошая музыка никогда не ведет к безнравственности. Она делает нас добрее, чище, а деньги во многом наоборот. Как показ  по телевидению плохих сериалов и американских фильмов за деньги».

Отношение к Родине, к ее судьбе, к революции. Без этих вопросов невозможно правильно трактовать музыку. И музыка, а также судьбы композиторов классиков, дают нам правильную жизненную линию. История нам доказывает, что все большие перемены: революция, войны, межнациональные конфликты, где теряются человеческие ценности – это большое горе для народа. Чем больше проблемных вопросов  встают перед нами, тем ближе мы приближаемся к истине.

И такие человеческие качества, как в музыке И.Баха—«Терпение, терпение», Бетховена «Бороться, бороться», Чайковского –«Любовь и утешение» дают нам большую духовную пищу  для жизни. После таких бесед, размышлений и музыка серьезная воспринимается лучше, а значит, цели уроков становятся более достижимыми.

Глубокие нравственные беседы проходят в 8 классе, когда изучаем тему «Музыка «легкая» и «серьезная».

Учитель:  « Как вы относитесь к рок- музыке и музыке классической?»

Дети: « Рок – современная форма исповеди, а классика – язык со времен  Пушкина, Грибоедова, Чайковского, другой век».

Учитель: « Значит, вы считаете музыку композиторов классиков устаревшей?»

Дети:  «Нет. Нам ближе современная жизнь и мы хотим жить  нынешней жизнью, да и по-другому у нас не получится».

Учитель: «Вы хорошо понимаете, что легкая музыка в основном для развлечения. И вы хотите жить без проблем и раздумий?»

Дети: «Человек  не может жить без проблем и размышлений. И мы придем к этому возрасту, когда нам придется  решать серьезные проблемы. А учеба -  разве развлечение? После  серьезного хочется отдохнуть».

Учитель: «И так, мы приходим к выводу, что рок и классическая музыка в жизни необходимы людям. Главное, научится  в жизни не пропустить мимо ушей серьезную музыку и воспринимать ее как музыку, заставляющую нас задуматься о  смысле жизни, нашем предназначении в ней».

Если определить понятие «компетентность» как интегративную способность школьника решать нестандартные проблемы, используя опыт, приобретённый на всех образовательных предметах,  то становится понятным, что говорить следует о ключевых компетенциях, между которыми невозможно провести резких границ: “Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.    

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, но в первую очередь, от умения думать, рассуждать и общаться.     Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла

Методическая разработка на тему сочетания традиционных и информационных технологий...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....

«Формирование ключевых компетенций на уроках гуманитарного цикла».

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...