Развитие познавательных процессов
методическая разработка по музыке по теме

Троценко Светлана Николаевна

В материале собраны основные подходы к активизации познавательных процессов обучающихся на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnykh_protsessov.docx28.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов средствами музыкального искусства

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым,- поднимут престиж страны на должный уровень.

К сожалению, современная массовая школа еще очень часто обучение сводит к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. В результате многие выпускники школы, обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, применить умение самостоятельно думать, принимать нестандартные решения. Главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. Используя  творческие задания во время проведения уроков можно помочь ребенку активизировать потенциал познавательных процессов, таких как, внимание, память, воображение, мышление.

Мышление

Мышление - один из самых сложных процессов в психической деятельности человека, высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, преобразование и отражение человеком действительности. Мышление  на уроке музыки – это получение новых знаний об этом виде искусства, творческое преобразование имеющихся представлений. Суть мышления заключается в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемы, задачи, которую нужно решить через постижение изучаемого материала.

 Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения музыке, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые помогают достигать новых уровней знаний. Если ученик умеет анализировать музыкальное произведение, выделять в нем главное, это значит, что он сможет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления на уроке музыки - это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности ученика. Формирование определенных качеств мышления на одном предмете (в частности, музыки) в известной мере способствует общему развитию мышления обучаемых.

Примеры заданий, направленных на развитие мышления:

Ассоциции – оформить в тетради «ассоциативную цепочку» признаков, которые  являются отличительными признаками данного композитора. Пример: Людвиг ванн Бетховен: классик – немецкий композитор – борьба – «Лунная соната» - судьба.

«Мозговой штурм» - обучающимся предлагается выдвинуть как можно больше разнообразных версий – идей по одному вопросу или заданию.

Пример: 1) составить осмысленное предложение, включающее в себя слова по теме «Музыка и литература». Учащиеся называют возможные слова и составляют предложения.

2) После прослушивания и анализа произведения по цепочке, не повторяя друг друга, обучающиеся называют ассоциативные слова, относящиеся к произведению и уже названным словам. Варианты ответов фиксируются на доске и в тетради. Исходя из перечисленных понятий, предлагается написать минисочинение о прослушанном музыкальном произведении.

«Сравни» - выделить признаки сходства и различия музыкальных инструментов, произведений, жанров, композиторов и т.д.

Пример:

Задание: сравнить произведения «Старый рояль» М.Минкова и «Вальс о вальсе» Э.Колмановского.

«Старый рояль» М.Минков

«Вальс о вальсе» Э.Колмановский

Сходства

Песня

Напевность

Русская

Различия

Песня

Джазовая

Легкая

Двухдольность

Песня-танец

Классическая

Серьезная

Трехдольность

«Логическая цепочка» - установление ассоциативного перехода в четыре-пять этапов от одного исходного понятия к другому.

Пример: «Современность - ……- музыка»: «Современность – жизнь – красота – музыка»

Память

«Определи композитора» - обучающимся необходимо вспомнить основные характеристики творчества композиторов и сказать, кто сочинил музыкальное произведение.

«Расскажи другу» - необходимо составить минисообщение по теме урока, чтобы рассказать другу о том, что было на уроке.

«Что сказал одноклассник?» - необходимо в точности повторить то, что говорил одноклассник.

 «Добавь слово» - один ребенок называет какой-либо музыкальный термин, название части произведения циклической формы. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо  свое. Третий повторяет уже два слова и называет третье. Развивается слуховая память, ее объем.

«Запоминаем, рисуя» -  при прослушивании нового музыкального материала циклической формы (сюиты, циклы и т.д.) Во время звучания музыки и пояснения к ней дети обозначают  каким угодно рисунком, значком ее характер, название и т.д. Рисунок помогает ребенку воспроизвести последовательность цикла, вспомнить свои впечатления от разнохарактерных, чередующихся произведений.

«Вспомни песню» - игра проводится на знакомом песенном материале или при проверке домашнего задания – выучить текст песни. Первый ученик поет a capella первую фразу, второй продолжает и т.д. по цепочке. От учащихся  требуется внимательно следить за исполнением, помнить, где нужно вступать, текст песни.

Внимание

Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да еще что-нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно надеяться на то, что музыка станет вашим другом.

Музыка всегда начинается с Тишины, в ней она рождается и растворяется… Обучая  детей внимательно слушать музыку, всегда начинаю с того, что предлагаю посидеть в тишине и послушать ее. Дети удивляются тому, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся наполнена звуками. А может быть это особая тишина – звучащая?

Учить слушать внимательно, тренировать слуховое внимание легко через игру. Дети закрывают  глаза, разговариваю с ними шепотом – пусть постепенно настроятся на тишину - задаю им вопросы: какие звуки вы слышите?, откуда они доносятся?, какие более громкие?, какие звуки нравятся?, а какие совсем неприятны? Такая тренировка поможет в дальнейшем, когда будут звучать музыкальные произведения, которые можно воспринять, оценить и принять только внимательно прослушав их  и услышав. 

Можно поиграть с именами: закрыв глаза учащиеся называют свои имена, чередуя громкое и тихое произнесение слов (один тихо, другой громко и т.д.) или  произносят их высоким и низким голосом, медленно или быстро.

Игра «Будь внимателен» развивает слуховое внимание у учащихся при пении. Задача участников игры – вовремя вступить и пропеть свою фразу песни. Подобную тренировку можно проводить a capella или с фонограммой. Использование механической записи активизирует слуховое внимание детей максимально, так как фонограмма не ждет ребенка, и он должен подстраиваться под темп ее звучания.

Игра «Не опоздай» развивает не только слуховое внимание, но и чувство ритма. Для нее используется любой ударный музыкальный инструмент (бубен, ложки и т.д.), можно просто хлопать в ладоши. Учитель импровизирует несложный ритмический рисунок, ученики хлопают в ладоши во время паузы (остановки). Организуется ритмическая игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребенок.

Игра: «Музыкальное  – немузыкальное» (использован принцип игры «Летает – не летает»). Называются слова, относящиеся к музыке, – дети поднимают руки вверх, не относящиеся к музыке, – руки вперед. Помимо тренировки внимательности, активизируется память и мышление – ведь ребенку необходимо вспомнить   значение слова и правильно его соотнести с предложенным действием. Это  задание также направлено на здоровьесбережение  детей, позволяет им сменить позу во время урока.

 «Исправь ошибки» - учащимся предлагается текст песни, перечень музыкальных терминов с ошибками. За определенное время им нужно найти ошибки и исправить их. Игра помогает установить уровень устойчивости внимания, развивает его произвольность.

 «Да» и «нет» не говорить»- проводится в конце урока для развития произвольного внимания и речи ребенка. Предлагается ряд вопросов, предполагающих односложный ответ, при этом детям запрещается говорить «да» и «нет».

«Веселые нотки» - между детьми распределяются названия нот.  Далее сольфеджио исполняется знакомая музыкальная фраза, а ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной ноты обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым эта нота закреплена.

Воображение

«Моделирование» -  учащимся предлагается смоделировать дальнейшее развитие сюжетной линии музыкального произведения.

Пример: смоделировать содержание 2 и 3 частей «Лунной сонаты» Л.Бетховена, учитывая основные характеристики творчества и личность композитора.

«Танец» - учащимся предлагается выразить в танце какой-либо образ («бабочка», «кошка», «лошадка»)

«Сочинение сочиненного» - ученикам предлагается сочинить то, что было сочинено задолго до них. После выполнения задания – сравнивают с произведениями по заданной теме, сочиненными композиторами.

Пример: сочинить музыку,  про которую можно было бы сказать: «Так судьба стучится в дверь!» или, сочинить песню про Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся

Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике  развития познавательных процессов учащихся...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

развитие познавательных процессов и мелкой моторики

данный материал можно использовать  ежедневно на занятии с младшим звеном...

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...