"Знакомство с музыкой"- урок музыки в 5 классе
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Шайхутдинова Лилия Ханафиевна

Волшебный мир музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.37 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Знакомство с музыкой

Цель урока:

Знакомство с волшебным миром музыки.

Задачи:

  1. Заинтересовать ребят, увлечь музыкой.
  2. Дать основные понятия о нотах, нотоносцы, скрипичном ключе, композиторе, исполнителе, слушателе.
  3. Воспитывать уважение к труду людей, чья профессия связана с музыкой.

Оборудование:

Музыкальный центр, CD диск с записью К. Сен-Санс «Лебедь», Кондаков «Вальс», компьютер, мультимедиа установка.

Действующие лица:

  1. Скрипичный ключ
  2. Фея Мелодия
  3. Катя
  4. Артем

                   Тема: «Знакомство с музыкой» [Слайд №1]

Ход урока

1. Организационный момент.

В классе за фортепиано сидит Артем.

Артем: Сколько можно учить эти дурацкие ноты! В школе – уроки, в музыкальной - уроки! Вся жизнь проходит мимо. А по телевизору, наверное, мультики или кино про пиратов.

Катя: Но ты же сам просил маму отдать тебя в музыкальную школу, чтобы научиться играть на фортепиано.

Артем: Хотел, но кто ж знал, что все так получится. Вот, Наташка с седьмого «А» так играет – заслушаешься. Надоело! Не хочу! Не буду! Чтоб она пропала эта музыка.

С силой стучит по клавишам и рвет ноты. Гаснет свет и звучит музыка, напоминающая хаос.

Катя: Артем, что ты наделал! Ты же обидел фею музыки – Мелодию! И теперь вместо музыки будет звучать вот это. ( Указывает на шум).

Атрем: Что же теперь делать?

Зашевелилось зеркало и оттуда появляется фея музыки.

Катя: Ах! Кто вы? И что здесь делаете?

Фея: Я – фея музыки Мелодия и, честно говоря, я возмущена до самого предела поведением Артема. Теперь в моем саду не растут фразы, такты и нотки не могут поднять своей головы от горя. Да что там говорить, даже птицы не хотят прилетать в нашу страну теперь, потому что там звучит не музыка, а не понятно что. Ведь Артем порвал ноты, обидел звуки, а без них музыки не существует. И хотя звуки бывают двух видов, хотя, что об этом сейчас рассказывать? Все равно Артему это не интересно!

Катя: Милая фея, прости его, пожалуйста. Он, он не хотел. Ну, если не для него, то для ребят расскажите!

Фея: А они хотят знать?

Катя и дети: Да, хотим!!!

Фея: Ну, тогда слушайте внимательно. Все звуки делятся на две группы: 1. Шумовые звуки

2. Музыкальные звуки. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?

Дети: Приводят примеры шумовых звуков (шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д.).

Фея: А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, а какие музыкальные инструменты знаете вы?

Дети: Скрипка, гитара, балалайка, пианино, труба и т.д.

Фея: Ой, какие умные дети! Итак, давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают?

Дети: Шумовые, музыкальные.

Фея: Да. Молодцы! А теперь давайте поиграем.

Идет игра «Шумовые и музыкальные звуки» [Михайлова «Развитие музыкальных способностей»]. (Приложение №2)

Артем: Вот, оказывается, как интересно бывает с музыкой. А я и не знал.

Фея: Да! И обидел мои драгоценные нотки.

Артем: Но я ведь порвал ноты только из своих нудных упражнений!

Фея: Артем, Артем, ты же ходишь в музыкальную школу, а до сих пор не знаешь, что нот всего семь! И только благодаря различным сочетаниям и комбинациям создаются разнообразные мелодии. Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые сочиняют музыку? Такие люди называются композиторами. Давайте вместе повторим это слово.

Дети: К о м п о з и т о р.

Фея: Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться?

Дети: Да! Надо долго учиться.

Фея: Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт [слайд №2] начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет.

Знаменитый Бетховен [слайд №3] сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым.

Иоганн Себастьян Бах [слайд №4] работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойдённые шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин [слайд №5] был ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному композиторскому творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь» [слайд №6] он писал восемнадцать лет.

Фея: Молодцы ребята! Друзья, скажите, если композиторы сочинят свою неповторимую музыку, то она уже будет звучать в сердцах людей, или для этого еще что-то нужно?

Дети: Нужно, чтобы ее кто-то сыграл!

Фея: Ну, конечно же, обязательно нужно чтобы эту музыку кто-то исполнил. И такие люди называются исполнители. Давайте вместе повторим.

Дети и Фея: И с п о л н и т е л и.

Фея: А как вы считаете на исполнителей надо учиться?

Дети: Да, тоже надо долго учиться.

Фея: Молодцы! Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты как Николо Паганини [слайд №7]. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодаря своему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин – русский певец [слайд №8]. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала ». Фёдор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел, заворожённая публика не могла оторвать от него своих глаз. Ференц Лист [слайд №9]. Его талант виртуоза-пианиста проявился с девяти лет, и хотя Лист жил в девятнадцатом веке, до сих пор его исполнение музыкальных произведений является эталоном. Но и это еще не все. Ведь мы музыку должны еще… (указывает на ухо).

Дети: Услышать!

Фея: Совершенно верно! Как вы считаете на слушателей надо учиться?

Дети: Надо! Не надо!

Фея: Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Мы знаем, что все культурные люди посещают всевозможные спектакли. Оперные, балетные, театральные. И здесь без умения слушать и слышать, никак не обойтись. Посещение Большого театра [слайд №10], Мариинского [слайд №11, №12], театра Ла Скала [слайд №13, №14], Венской оперы [слайд №15], Карнеги-холла [слайд №16] и французского театра Мулен Руж [слайд №17] намного усиливает впечатления от встречи с музыкальным искусством.

Ваня: И что, диплом можно получить?

Фея: Конечно.

Катя: Ой, миленькая фея, позволь нам поучиться в такой школе, если у нас будет диплом слушателей, то нотки, с которыми Ваня так нехорошо поступил, наверное, будут к нам добрее.

Фея: А вы, ребята, хотите получить диплом слушателей музыки?

Дети: Да! Хотим!

Фея: Тогда вам такое домашнее задание- всем надо выучить правила слушания музыки.

(Приложение №3).

Фея выдаёт детям «дипломы слушателей»

Катя: Ой, ребята, мы совсем забыли, что нотки обиделись, нам надо их найти и попросить прощения. Ах, если бы хоть кто-нибудь подсказал, где найти ноты.

Артем: Не плач, Катя. Я хоть и совершил не красивый поступок, но знаю, из занятий музыкальной школе, что все нотки слушаются своего начальника – Скрипичного ключа.

Фея: Совершенно верно! Вот к нему и отправляйтесь! (машет волшебной палочкой, и дети попадают в дом Скрипичного ключа)

Скрипичный ключ: Кого это еще принесло?

Катя и Артем: Здравствуйте. Это мы Катя и Артем.

Скрипичный ключ: Ах, так это ты негодный мальчишка обидел мои драгоценные ноты.

Артем: Я не хотел их обидеть, просто порвал ноты из упражнения и уже очень об этом жалею.

Скрипичный ключ: Просто порвал ноты!!! Да знаешь ли ты, что все они живут в одном доме и у каждой ноты, есть свое, собственное место [слайд №18]

Скрипичный ключ: Это дом ноток. Его называют нотоносец или нотный стан. Ребята, давайте вместе повторим.

Дети и Скрипичный ключ: Нотный стан.

Скрипичный ключ: Этот нотоносец состоит из 5 линеечек. Ноты могут жить на линейках, межу линейками, над нотоносцем, или под ним. А есть такие нотки, которым не хватает и этого и для них рисуют добавочные линейки. А сами нотки выглядят вот так, [слайд №19] по-разному, в зависимости от своей длительности звучания. И абсолютно у каждой нотки есть свое место на нотоносце и у каждой есть свое имя [слайд №20]. А поются они вот так (Скрипичный ключ поет гамму). Ребята, давайте повторим вместе.

Дети и Скрипичный ключ поют.

Скрипичный ключ: Молодцы ребята, а теперь скажите мне, вы заметили, что на картинке в самом начале нотного стана стоит…

Дети: Скрипичный ключ!

Скрипичный ключ: Правильно, а какие вы знаете еще ключи?

Дети: От двери, ключ подземный (родник), ключ к разгадке ребуса, скрипичный,

Скрипичный ключ: А для чего нужны ключи?

Дети: Чтобы что-нибудь открыть.

Скрипичный ключ: А что открывает скрипичный ключ?

Артем: Кажется, я понял! Скрипичный ключ открывает путь к музыке.

Появляется фея.

Фея: Совершенно верно и мы отправимся туда прямо сейчас.

Скрипичный ключ: Подождите!

Фея: Что случилось?

Скрипичный ключ: Ведь Артем так и не попросил прощения у ноток, а без них не будет музыки.

Катя: Артем, проси прощения.

Артем: Да не надо меня упрашивать, я уже и сам понял, что поступил очень плохо. Дорогие нотки, простите меня, пожалуйста! (Тишина)

Катя: Наверное, ноты не хотят его прощать. Ребята, давайте вместе попросим.

Дети: Пожалуйста! Пожалуйста! Пожалуйста!

Зазвучала музыка Сен-Санс «Лебедь». [слайды №№21, 22, 23, 24]

Фея: (тихо) Ребята, а вы не забывайте, что у вас дипломы слушателей музыки, и вы знаете, как надо себя вести.

Скрипичный ключ: Ну вот, мы и выполнили свою миссию.

Фея: Звуки – нотки больше не сердятся на Артема. Все стало на свои места.

Катя: А мы с ребятами узнали много интересного. Ребята, о чем мы узнали.

Дети: О звуках шумовых и музыкальных, о композиторах, исполнителях, слушателях, получили дипломы слушателей, узнали, как выглядят ноты, где они живут. Познакомились со скрипичным ключом.

Фея и Скрипичный ключ: И нам пора назад в свою страну. До свидания ребята!

Учитель: Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

Дети: Да, понравился.

Учитель: Тогда мы встретимся с вами на следующем уроке. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с музыкой

Слайд 2

Вольфганг Амадей Моцарт

Слайд 3

Людвиг ван Бетховен

Слайд 4

Иоганн Себастьян Бах

Слайд 5

Алекесандр Порфирьевич Бородин

Слайд 6

Фрагмент из оперы "Князь Игорь"

Слайд 7

Николо Паганини

Слайд 8

Федор Иванович Шаляпин

Слайд 9

Ференц Лист

Слайд 10

Сцена Большого театра

Слайд 11

"Мариинский театр"

Слайд 12

Сцена Мариинского театра

Слайд 13

"Ла Скала"

Слайд 14

Сцена театра "Ла Скала"

Слайд 15

"Венская опера"

Слайд 16

"Карнеги-холл"

Слайд 17

"Мулен Руж"

Слайд 18

Нотный стан

Слайд 19

Изображение нот

Слайд 20

Гамма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.   Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.   Цель...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...