Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме

Швецова Светлана Николаевна

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс  II-III четверть

Интегрированный урок

(музыка и литература)

Тема:  Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и     композиторов.

Цель:  Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства. Знакомство с произведениями Челябинских композиторов.

Оформление кабинета:  Репродукции картин с зимними пейзажами известных художников; портреты С. Есенина и Г. Свиридова; слова на доске для словарной работы: кантата, смешанный хор, симфонический оркестр.

Эпиграф к уроку:   «Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница зима.»

    Звучит «Зима» Е. Гудкова из хоровой сюиты «Времена года», учащиеся входят в класс, и начинается урок.

Учитель литературы:  - Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница зима.

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

 Легла  волнистыми коврами

 Среди полей , вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

 Проказам матушки зимы.

Какой поэтический образ зимы создал в стихах А, С. Пушкин ?

Дети:   Зима – матушка, зима – волшебница.

Учитель литературы:  Как вы думаете, почему он ее так величает?

Дети: Природа – мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное  и грустное время года.

Учитель литературы:  Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.… Расскажите о своей зиме.

 ( Ребята выходят к доске и зачитывают свои работы, рассказывают о     рисунках)

Учитель литературы:  Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Прослушайте стихотворение русского поэта XX века.

(Учитель литературы читает стихотворение С. Есенина «Пороша». В это время звучит «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова в исполнении учителя музыки).

Учитель литературы:  Узнали автора стихотворения?

Дети:  Да, это стихотворение Е. Есенина «Пороша».

Учитель литературы:   Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств?

Дети:  Зима тихая, спокойная, волшебная. Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю.

(Дети находят эпитеты (белая косынка, бесконечная дорога); олицетворения (дремлет лес); сравнения (сосна - старушка)).

Учитель литературы:  Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?

Дети:  Автор любит природу, понимает ее душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чем-то живом, близком, родном.

Учитель литературы:   Да, природа для С. Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину…». Эту любовь автор сумел передать через стихи, посвященные русской природе. А  какие стихи С. Есенина, посвященные русской зиме вы еще знаете?

(Дети читают наизусть подготовленные дома стихи С. Есенина «Заметает пурга», «Поет зима - аукает» и т.д.)

Учитель музыки:  А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуйте создать на стихотворение «Поет зима - аукает» свое музыкальное произведение. Образ какой зимы встает перед нами?

Дети:  Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «Вьюга с  ревом бешеным» стучит по ставням и злится.

Учитель музыки:  Как  бы вы изобразили это в музыке?

Дети:    Мелодия должна быть громкая на форте. Характер музыки грозный, властный…

Учитель музыки:  А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили петь эти строки: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Дети:  Эти строки мы бы поручили петь мужскому хору.

Учитель музыки:  Как бы вы изобразили в музыке образ воробышек?

Дети:  Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные.

Учитель музыки:  Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение петь эти строки?

Дети:  О воробышках можно поручить спеть женскому хору.

Учитель музыки:  А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание?

Дети:  Флейта.

Учитель музыки:  Каким встает перед нами образ вьюги? Как можно ее изобразить в симфоническом оркестре?

Дети:     Вьюга суровая и страшная. Лучше ее характер передадут струнные инструменты – скрипки и виолончели, медные духовые – трубы и валторны.

Учитель музыки:  Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа  хора могла бы исполнить эти строки?

Дети:  Весна солнечная, теплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор.

Учитель музыки:    Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор.

(Звучит фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»).

Учитель музыки:  Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

Дети:   Да, похожа. Если бы мы были композиторами, мы бы сочинили что-то подобное.

Учитель музыки:   Эту удивительную музыку написал наш современник Г. Свиридов. Эта кантата называется «Памяти С. Есенина». А что такое кантата?

(Словарная работа: кантата – это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов).

Учитель музыки:   Мы с вами слушали только вторую часть кантаты, всего их 10. музыка этого произведения ярко и образно отражает литературный текст. Чувствуется единство музыки и слова.

Учитель литературы:  А вдохновила на творчество композитора и поэта русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости она несет в наш дом. Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.

        У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку. Она учит нас терпению и выносливости.

       Давайте закончим наш урок  веселой песней уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...

«Зима в творчестве русских поэтов»

Сценарий внеклассного занятия. Стихи о зиме русских поэтов....

Образы романсов в творчестве русских композиторов

Роль романса в творчестве русских композиторов....