Проект урока "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Ирина Владимировна Кошель

Открытый урок к аттестации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПЕСЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛТАЙСКОГО КРАЯ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА

                                                                         

ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

ТЕМА ПОЛУГОДИЯ: Музыка и литература


ТЕМА УРОКА
: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов  и  композиторов.

КЛАСС: 5

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

Учитель музыки: Кошель Ирина Владимировна

irina-koshel1977@mail.ru


Художественно-педагогическая идея урока:
«Зима – состояние души»

Цель урока:

Создать условия для пробуждения духовного мира учащихся и развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • помочь учащимся увидеть связь музыки и литературы через художественное исполнен и анализ;

  •  воплотить образ зимы произведениями русских поэтов А.С Пушкина, С.Есенина и музыкальными произведениями композиторов Г.Свиридова «Вальс» «Поет зима, аукает», Э.Ханка«Зима», М.Старикова «Зимняя сказка» через художественное восприятие и пластическое интонирование;

  •  помочь учащимся овладеть вокально-хоровыми навыками;

  •  познакомить учащихся с понятием «кантата»;

  • через сочинение-сочиненнного глубже проникнуть во взаимосвязь слова и музыки, передать музыкальный образ, исполнение.

Планируемые результаты:  

Личностные результаты:                                                                                                                                                                                   - личностное освоение содержания  художественного образа: проживание, вхождение в литературный, музыкальный образ;                                                                                                                                                                                                                                                                                               -осуществление самооценки художественно-творческих возможностей;                                                                                              – чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру, жизни.

Метапредметные результаты:

- проявлять творческую инициативу и самостоятельность;

- понимать преобразующее воздействие музыки и литературы  на человека и на жизнь в целом;

- планирование собственных действий в процессе «сочинения»  и исполнения музыки;                                                                     - решение учебных задач совместно с одноклассниками;                                                                                                                                                      – самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.

Предметные результаты

-понимать роль музыки и ее значения в своей и окружающей жизни;

-понимать интонационно – образную природу музыки, выразительность  и особенность музыкального языка;

-применять вокально –хоровые умения и навыки, музыкальную терминологию для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведении.

            Предполагаемый результат:

Через беседу, прослушивание, через пластическое интонирование, исполнение, ребята должны прийти к тому, что не только поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.
Методы, использованные на уроке:

  • словесный;
  • проблемно-поисковая ситуация;
  • метод анализа и синтеза;
  • наглядный

Виды деятельности на уроке:

  • художественное восприятие
  • художественное исполнение;
  • пластическое интонирование.

Оборудование к уроку:

  •  репродукции  картин с зимними  пейзажами художников И. Грабарь «Февральская лазурь», Н. Крылов «Зима»;
  • репродукция картины, написанная собственноручно для сочинения 3 куплета в  песне «Зимняя сказка»;
  • портреты  Сергея Есенина и Георгия Свиридова;
  • компьютер;
  •  слова на доске для словарной работы:  кантата, смешанный хор,
                                                                        симфонический оркестр.
  • программа «Музыка 5-7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.


Содержание проекта:

                                                                                                                            Зима раскрыла снежные объятья…

Этапы урока их
цели и задачи

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Предполагаемый результат

I.Организационный момент.
Вход в класс, звучит музыка Э.Ханка«Зима»

Учитель читает стих-е А.С. Пушкина
«Вот север тучи нагоняя…»

- Какой поэтический образ зимы создан в стих-ии Пушкина?
(зима-матушка, зима-волшебница)


-Как вы думаете, почему он ее так величает?
(природа-мать, она дорога  и близка поэту, ему нравится это суровое, метельное  время года…)

-Ребята, а вам нравится зима? Почему?

-А знаете ли вы музыкальные произведения об этом времени года?


- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке  у нас пойдет разговор? Какая тема урока?



- Сегодня на уроке, мы с вами поговорим о

поэтическом образе зимы в творчестве русских поэтов и композиторов.
-Какие задачи должны мы решить на уроке?
Постараемся еще раз убедиться в том, что эти два вида искусства, музыка и литература связаны многими нитями и знания одного из них, помогает более глубокому восприятию и пониманию другого.

-Литература – это искусства слова и связана она не только с музыкой, но и с изобразительным искусством
Художник кистью создал образ  русской зимы,
композитор – музыкой,
поэт – словом.

Учащиеся входят в класс

Ответы детей

Предположения детей

Учащиеся настраиваются на эмоциональное восприятие урока

Художественное восприятие

Художественным восприятие музыки и литературы Э.Ханка и А.С.Пушкинаучащиеся осмыслили тему урока, задачи.

II.Художественное восприятие:
Учитель читает стих-е С.Есенинав это время  звучит музыкального произведения Г.Свиридова «Вальс» из цикла «Метель».

1.«Поэма  памяти С.Есенина, 2-я часть «Поет зима- аукает…»Г.Свиридова, на стихи С.Есенина.

2.Звучит отрывок кантаты Г.Свиридова «Поет зима – аукает»

Помочь учащимся  проникнуть в музыкальное произведение.

3.Передача душевного состояния.

Создать условия для воплощения музыкального образа через пластическое интонирование

4.Сочинение сочиненного.
(создать 3 куплет песни  Песня «Зимняя сказка»
муз. и сл.М.Старикова

Художественное исполнение двух куплетов песни и сочиненного учащимися третьего.

Создать условия для пробуждения  творческой активности всех учащихся.

III.Заключение .

«Зима»муз.Э.Ханка,сл.С.Островского.
Продолжить работу над вокально-хоровыми навыками учащихся(
чистое интонирование, дикция, характер исполнения).

Домашнее задание

(картины художников о зиме)

- Как называется стих-е и кто автор?
- Какой образ зимы удалось создать автору?
(зима тихая, спокойная, волшебная, она заколдовала лес, преобразила сосну ит.д).

- Образ какой зимы встает перед нами?



- Что можно сказать о человеке, который написал  это стихотворение? (любит природу, наблюдательный, понимает души природы).

Природа для Есенина- это его Родина, которую он очень любил. Эту любовь автор сумел передать через стихи, посвященные русской

природе.

Какие стихи С.Есенина знаете вы, ребята?

- А сейчас я предлагаю вам побывать каждому из вас  в роли композитора.
Мы попробуем создать на стихотворение «Поет зима – аукает» свое музыкальное произведение.
- Образ какой зимы встает перед нами?

Как бы вы изобразили это в музыке?
Динамике?
Характер?
- А если бы мы сочиняли музыку для симфонического оркестра, каким бы инструментом лучше всего удастся  передать образ вьюги?
- Вьюга злая, поэтому лучше всего характер передадут струнные – скрипки, виолончели, медные духовые – трубы и волторны.
- Каким инструментом можно передать  жалостливое звучание?
(деревянные духовые – флейта).
Какие голоса могли бы исполнить это произведение мужские или женские?


- Прослушаем, какое произведение создал композитор.

Похожа музыка на  то, что воображали мы?

Эту удивительную музыку сочинил наш современник Г.Свиридов.
Это кантата называется «Памяти Сергея Есенина»
(Сообщение о кантате).

-  Музыка этого произведения ярко и образно отражает  литературный текст, чувствуется единство музыки и слова.

- Каким образом можно передать душевное состояние, если не словом, не звуком, не кистью? (жестами, мимикой, телодвижениями).

- Каждый из вас сейчас закроет глаза и, слушая музыкальное произведение, постараемся мимикой лица, жестами, движениями тела передать  музыкальный образ произведения.

- Ребята, мы с вами  были в роли композитора.
- А теперь я предлагаю вам стать… поэтами!

- Создать третий куплет знакомой нам песни «Зимняя сказка»
(картина).

- Исполним с вами два куплета песни на слова
М.Старикова, и третий куплет, который мы сочинили самостоятельно.

- Многих русских поэтов и композиторов зима вдохновляла на творчество, хотя она суровая и холодная. Часто проверяет нас на прочность, выдержку.
- А завершим наш урок веселой песней Э. Ханка, мелодию которой вы слышали в начале урока.

Нарисовать  рисунки с временем года-зима, можно суровой, вьюжной, можно тихой, спокойной.



Ребята читают произведения С.Есенина.

Холодной, суровой, злой и           грубой хозяйки.

Динамика на форте, характер властный, грозный,
минорный лад.



Свободные ответы детей.

Слушание кантаты.

Ребята вместе с учителем слушая музыкальное произведение передают душевное состояние движениями тела.

Ребята вместе с учителем сочиняют третий куплет песни

Художественное исполнение учащимися песен.

Художественное восприятие.

Художественное восприятие.

Через художественное восприятие ребята глубже почувствовали произведение литературы и музыки.

Через пластическое интонирование учащиеся глубже проникли в поэтическое и музыкальное содержание произведений.

Через сочинение

сочиненного глубже проникнуть во взаимосвязь слова и музыки, передать музыкальный образ, исполнение.

Список литературы:

  1. Журнал «Музыка в школе» - №1, 2, 3, 2005.
  2. Журнал «Музыка в школе» - № 2, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

«Зима в творчестве русских поэтов»

Сценарий внеклассного занятия. Стихи о зиме русских поэтов....

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

Образы романсов в творчестве русских композиторов

Роль романса в творчестве русских композиторов....