лекция-концерт "Волшебник из страны фьордов» (Эдвард Григ)
классный час по музыке на тему

Думбурович Лилия Леонидовна

беседа, посвященная жизни и творчеству норвежского композитора Э. Грига.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эдвард Григ

Слайд 1

 Григ! Пожалуй нет страны, где звучит европейская музыка, и нет мало-мальски причастных к музыке людей, среди которых имя это не вызывало бы симпатии, чувства приязни и даже благодарности. Григ принадлежит к очень небольшой группе композиторов, мелодии которых у множества людей всегда на слуху.

Слайд 2

   Григ – первый классик норвежской музыки, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы.

    Содержание творчества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. «Я почерпнул, - говорил композитор, богатые сокровища в народных напевах моей родины, и из этого клада, являющегося  непочатым источником норвежского духа, пытался создать национальное искусство».

Слайд 3

     Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года  в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Предки его – шотландцы (по фамилии Грейг). Но еще дед обосновался в Норвегии, служил британским консулом в Бергене; ту же должность занимал отец композитора.

Слайд 4

 Мать Грига, урожденная Хагеруп, была хорошей пианисткой, нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыками фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту, наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредственностью вдохновения.

Слайд 5

     К детским годам относятся первые опыты сочинения музыки. В возрасте 12 лет Григ написал свое первое сочинение – вариации на немецкую тему для ф-но.

Слайд 6

В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, «норвежский Паганини»,  - Улле Буль. Трудно сказать, как сложилась бы судьба  Грига-музыканта, если бы не настоятельный совет Буля дать мальчику консерваторское образование. В 1858 году по окончании школы Григ едет в Лейпциг, где поступает в консерваторию.

Слайд 7

  1.  «Духовная песня» (Юлдашева Диана, Манахов П.)

Слайд 8,9, 10

На одной из старинных улочек Лейпцига он поселился в частном пансионе. Начались занятия. Первые успехи, первые разочарования. Трудно сказать, чего было больше. В то время в Лейпцигской консерватории преподавали одни из лучших музыкантов того времени. Идолом Эдварда стал Эрнст Венцель. Венцель был превосходным педагогом. Он обладал замечательным даром и опытом передавать ученикам свое понимание музыкальных произведений. Занимался Эдвард и у знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, который тоже очень многому научил Грига.

  Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого от природы организма Эдварда. Весной 1860 года он опасно заболевает. Болезнь поразила левое легкое. Плеврит грозил самым худшим. Дома его с трудом выходила мать… Все лето Григ поправлялся настолько медленно, что врачи советовали пропустить год и в консерваторию не ехать. Однако Эдвард вернулся  и продолжил учебу. Болезнь оставила о себе память: всю жизнь у него было неладно с легкими…

   В 1862 году Григ окончил консерваторию. На выпускном экзамене он играл свои миниатюры.  Концерт проходил в «Гевандхаузе», в торжественной обстановке, и Григ очень волновался. Но экзамен он сдал блестяще. Его пьесы понравились и публике и профессуре. Хвалили и чуткое, тонкое исполнение. Григ получил диплом композитора и пианиста. Однако сам он к своим произведениям относился весьма строго, гораздо взыскательнее, чем другие.

Перед нами текст диплома, написанный различными почерками и заключенный в рамку с виньетками:

« Диплом преподавателя Эдварда Хагерупа Грига…

Г-н Григ с чрезвычайным прилежанием изучал под моим руководством мои этюды и очень развил свое прекрасное музыкальное дарование. И. Мошелес….   Г-н Григ был для меня дорогим учеником, всегда доставлявшим мне большую радость как  своим прилежанием и усердием, так и талантливым исполнением, свидетельствовавшим о его постоянных успехах. Его фортепианная игра достигла высокой степени развития в связи с усвоенными им точными и обширными навыками исполнения – простого, но очень осмысленного и выразительного, как и следует ожидать от такой музыкально одаренной натуры. Э. Ф. Венцель…

С удовольствием подтверждаю, что г-н Э. Григ обладает в высшей степени замечательным музыкальным талантом, особенно в области композиции, и было бы крайне желательно предоставить ему все возможности для всестороннего совершенствования этого таланта… Лейпциг 23 апреля 1862 года. Карл Рейнеке. Дирижер Гевандхауза и преподаватель консерватории по композиции».

Слайд 11

  1. Песня сторожа» (Логинова Таисья, преп. Грищенко И.)

Слайд12

  Европейски образованный музыкант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта  не мог  совершенствоваться  в условиях слабо развитой  музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген – центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Годы. Проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Здесь он встретился с датским композитором Нильсом Гаде, советами которого он пользовался некоторое время. Огромное значение  для  Грига имела встреча с молодым норвежским композитором  Рикардом Нурдроком, в общении с которым окрепли и оформились эстетические взгляды Грига.  В 1864 г. в содружестве с датскими музыкантами  Григ и Нурдрок организовали  музыкальное общество «Евтерпа». Это было началом той большой музыкально-общественной просветительской деятельности, которая проходит красной нитью через всю жизнь Грига.

Слайд13

  Здесь же, в Копенгагене, он знакомится со своей кузиной – Ниной Хагеруп, замечательной певицей,  ставшей интерпретатором многих произведений композитора и его женой.  Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела, и слышать о браке. Она желала для своей дочери более солидного мужа, а не никому не известного композитора. «У него ничего нет, и он пишет музыку, которую никто не хочет слушать», — жаловалась она своей приятельнице. Григ должен был доказать матери Нины, что она ошибается. В 1866 году он приехал в Кристианию (ныне Осло) и, прежде всего, решил дать концерт, чтобы приобрести известность, общественное вложение. Это был настоящий норвежский концерт. И публика и пресса были в восторге.

«Это хорошее начало придало мне мужества, веры в будущее», — вспоминал Григ. Вскоре Филармоническое общество Кристиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились и приглашения давать уроки. Теперь молодой музыкант мог считать себя материально обеспеченным. Молодые люди получили согласие на брак. Свадьбу отпраздновали 11 июня 1867 года.

«Ты думой дум моих отныне стала.

Ты солнца луч, ты яркий светоч мой…»

      Он сочинял этот романс и еще три других на стихи Андерсена

(« Мелодии сердца»), впервые чувствуя, что пишет легко и свободно. «Радость необходима для творчества», - скажет он однажды о себе, и в те дни радость переполняла его. Радость и грусть, и сомнение, и раздумье, без которых любовь не существует на свете…

Слайд14

  1.  «Люблю тебя» (Грищенко И.  концертмейстер Манахов П.)

      В годы жизни   в Копенгагене (1863-1868) Григ написал много музыки: «Поэтические картинки», «Юморески», сонату для ф-но и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением  яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.

      Восемь лет жизни в Кристиании были периодом напряженной работы и огромных творческих побед Грига. Он имел замечательных союзников – в первую очередь композитора Свенсена и писателя Бьернсона, но и немало врагов-ревнителей старого. Поэтому особенно запечатлелась в памяти Грига та дружеская помощь, которую оказал ему Лист, приславший восторженное письмо.

Слайд15

 А в 1970 году состоялась их личная встреча. Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт Грига. Он сказал ему: «Продолжайте в том же духе, у Вас есть  к этому все данные, и не давайте себя запугать!...»

   Григ поехал в Италию на полученную им государственную стипендию. Несколькими годами позже, он получил от государства пожизненную пенсию, которая освободила его от необходимости иметь постоянное место службы. Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Помимо фортепианного концерта (1868), он пишет вторую сонату для скрипки и ф-но; первую тетрадь «Лирических пьес», ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки.  Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.

Слайд16

  1. «Лесная песнь» (Макарова Виктория, концертмейстер Манахов П.)

Слайд17

В 1873 году Григ покидает Кристианию, а в следующем году обосновывается в родном Бергене. Начинается последний, длительный период его  жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом. Открывает этот период создание музыки к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» (1874-1875).

Слайд18,19

Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным.

   Музыка  к драме Ибсена «Пер Гюнт» - центральное, самое значительное произведение Грига. В ней ярко воплотились основные особенности оркестрового стиля композитора: лаконичность, изящество формы, красочность музыкального языка, тонкость и прозрачность оркестровки. Начиная работу, Григ заново перечитывал драматическую поэму Ибсена.

Сюжетная канва вкратце такова: Пер Гюнт – простой деревенский парень, наделенный необычайной фантазией. Лучшие стороны характера Пера связаны с любовью к Сольвейг и своей матери – Озе. Но в ненасытной жажде приключений он изменяет Сольвейг, похищает чужую невесту - Ингрид, а затем увлекается дочерью Доврского деда, властителя горных недр. Пер отправляется странствовать, мать его умирает, лишь Сольвейг, как воплощение образа Родины, будет ждать его возвращения. Сорок лет скитается Пер, пересекая пустыни и переплывая моря, богатея и разоряясь, обманывая других, и сам, оказываясь обманутым. Став богачом, Пер Гюнт отправляется домой. Но шторм разбивает корабль, гибнут его богатства, а с ними и мечты о новой жизни. Он одинок. Его окружает лишь шорох листьев - это песни, которые он должен был спеть, и не спел. Терзаемый совестью, стариком, Пер Гюнт возвращается в родную деревню, чтобы умереть на руках Сольвейг,  ее любовь приносит ему прощение.

   Не стремясь воплотить в звуках философию и сатиру ибсеновской драмы, Григ отразил в музыке иные стороны: глубокую целомудренную лирику, жанрово-бытовые сцены, фантастические образы – все то, что было так созвучно его таланту. Полная партитура «Пера Гюнта» включает 23 номера. Широкое признание получили 2 оркестровые сюиты.

   «Смерть Озе» – произведение огромной драматической силы. Лаконизм Грига достигает здесь,кажется, предела. Как бы на одном дыхании композитор ведет начальный суровый образ к огромному напряжению, драматической кульминации. Вторая часть светлая, как то царство грез, в которое  увлекает умирающую Озе своей фантазией Пер Гюнт. Он вспоминает сказку, рассказанную ему матерью в детстве:

Лети вороной прямо к цели, в чертогах толпится народ.

Что мы на веселье поспели разносится слух у ворот.

Да что же ты Петр, в самом деле, не хочешь пустить мою мать?

Забыл ты святой, неужели, что чище души не сыскать.

Худого я сделал немало, частенько старуху браня,

За то, что всегда опекала она, как наседка меня.

 Она же пусть будет в почете, забудет про горе и страх,

Добрее души не найдете вы в наших суровых местах.

О мать, не молчи ради Бога, скажи хоть словечко со мной!

Ах так? Завершилась дорога. Теперь отдыхай вороной….

Слайд20

  1.   «Смерть Озе» (Витязева С., концертмейстер Грищенко И.)

Пер Гюнт попадает в  пещеру – владения Доврского деда – короля гор.  В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Музыка ярко и образно рисует это фантастическое шествие.

Слайд22

  1. «В пещере горного короля» (Манахов П.)

   Самые поэтические страницы драмы связаны с образом Сольвейг, крестьянской девушки; всю жизнь ждет она Пера в лесной хижине в горах. Григ с огромным художественным чутьем сумел передать самое существо образа Сольвейг, ее душевную чистоту и силу духа.

Слайд23

  1. «Песня Сольвейг»  (Грищенко И.  концертмейстер Манахов П.)

  В 1875 году появляется баллада для фортепиано, создаются струнный квартет, сюита «Из времен Хольберга», ряд тетрадей фортепианных пьес  и вокальной лирики. Музыка Грига приобретает большую популярность, множится количество концертных поездок. В признание его художественных заслуг, Григ избирается членом ряда академий: шведской, лейденской,  французской, а в 1883 году – доктором Кембриджского университета.

Слайд24

 В связи с гастрольными турне композитор посещает Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, тогда как в Норвегии он живет уединенно, преимущественно за городом, в имении, названном Трольхауген (холм троллей), основное время он посвящает творчеству.

Слайд25

  В 1888 году Григ встретился в Лейпциге с П.И.Чайковским. Встреча привела к дружбе, о которой Григ не забыл до конца своих дней. Чайковский оставил описание облика Грига:

«… в комнату вошел очень маленького роста человек, средних лет, весьма тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, с высоко взбитыми белокурыми кудрями на голове и очень редкой, почти юношеской бородкой и усами. Черты лица этого человека, наружность которого почему-то сразу привлекла мою симпатию, не имеют ничего особенно выдающегося, ибо их нельзя назвать ни красивыми, ни неправильными; зато у него необыкновенно привлекательные средней величины голубые глаза, неотразимо чарующего свойства, напоминающие взгляд невинного прелестного ребенка…»

Слайд26

  1. «Заход солнца» (ансамбль ст. кл. х/о, преп. Мармызова О.,  концертмейстер Манахов П.)

   В последние годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. В 1894 году он писал в одном из писем: «я…. настроился так лирически, что песни льются из груди, как никогда, и я думаю, они лучшие из когда-либо написанных мною…»

Слайд27,28

Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. Он умер 4 сентября 1907 года. Смерть композитора была отмечена в Норвегии, как  национальный траур. Незадолго до смерти, в одном из интервью Григ так оценил себя: «Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел построить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо. Сказать иными словами: я записывал народную музыку родной страны… и из этого излучения норвежской души пытался создать национальное искусство…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эдвард Григ (1843-1907)

Слайд 2

« Я записывал народную музыку родной страны…и из этого до сих пор неизведанного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство» Э. Григ

Слайд 3

Родился 15 июня в 1843 году в г. Бергене

Слайд 4

Родители Александр Григ —отец Гесина Хагеруп — мать

Слайд 5

« Музыка – это волшебство! Я иду к тебе» (Эдвард Григ, 11 лет)

Слайд 6

Скрипач Улле Буль.

Слайд 7

«Духовная песня»

Слайд 8

« Музыка не станет прекрасной, не станет живой и волнующей, если она не одухотворена» Григ - ученик Лейпцигской консерватории

Слайд 9

С. Рейнеке И. Мошелес Э Венцель Преподаватели

Слайд 10

Концертный зал « Гевандхауз » Лейпциг. Консерватория

Слайд 11

Песня сторожа»

Слайд 12

Нильс Гаде Копенгаген Рикард Нурдрок

Слайд 13

Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки

Слайд 14

Э. Григ «Люблю тебя »

Слайд 15

Ф. Лист 1870г .

Слайд 16

«Лесная песнь»

Слайд 17

1873 г. Берген

Слайд 18

«Музыка и литература – это единое целое, это неразрывно» Г. Ибсен (норвежский драматург)

Слайд 19

(1874-1875).

Слайд 20

Смерть Озе

Слайд 21

«В пещере горного короля»

Слайд 22

Песня Сольвейг

Слайд 23

Трольхауген (холм троллей),

Слайд 24

П. И. Чайковский 1888

Слайд 25

«Заход солнца»

Слайд 26

«Величие художника, может быть и заключено в том, с какой свободой он следует своему истинному призванию» Э. Григ

Слайд 27

Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп , вырубленная в скале!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвящённый Эдварду Григу

Музыкальный-литературный вечер-концерт, посвящённый Эдварду Григу "Корзина с еловыми шишками"...

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».

Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....

Т.И.Бурцева.Обучающее видео для занятий. "Эдвард Григ.Утро".

"Эдвард Григ. Утро". Составитель ролика - Бурцева Татьяна Ивановна. Фотограф - Варовин Иван Андреевич.Ролик можно использовать на уроках музыки, внеклассных музыкальных мероприятиях, на занятиях музык...

Конспект занятия "Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига"

Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига....

Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"

Тип урока -  сообщение новых знаний .Знакомство с норвежским композитором Эдвардом Григом....

"Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"

Конспект занятия в 4 классе по музыке...