Воспитание через фольклор
статья по музыке по теме

Тютчева Майя Геннадьевна

Размышление молодого педагога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_18.04.13.docx15.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тютчева М.Г

Воспитательная система центра. Пути и поиски развития.

В настоящее время в условиях изменившегося духовно-нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребенка. Именно устное народное творчество с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки и т.д., но и одновременно решать задачи формирования  его нравственно-эстетических критериев. Нужно уметь правильно организовать досуг и стремления детей. Ребенок многое видит, многое запоминает – я считаю, ему нужно дать как можно больше информации и различных занятий, чтобы он мог сформироваться как личность и выбрать свою будущую деятельность.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, несут в себе разнообразные средства и формы воспитания. Такие как сказки, былины. Но здесь нужно быть осторожным, потому как самые древние сказки часто имеют жестокий характер и даже сцены убийства. Возможно, раньше это было необходимо, чтобы подготовить ребенка к трудностям и потере близких из-за частых войн и слабой медицины. Современного ребенка лучше оградить от жестокости.

Огромную роль в воспитании играет детский фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.  Это видно из поговорок , считалок (считалки – это удачный способ детям договориться между собой), фольклорных игр – где нужна концентрация детского внимания и соблюдения правил игры

Воспитательные задачи на занятиях фольклором заключаются в формировании нравственных человеческих качеств: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; а также формировании национального  самосознания учащихся, уважения к своему народу.

Фольклорный ансамбль посещают дети младшего и старшего школьного возраста, и бывает, что мы проводим общие для всех мероприятия. Поэтому перед педагогом встает задача объединения обучающихся в один дружный коллектив. Где старшие будут наставниками, помощниками младшим участникам ансамбля.

В процессе работы у детей сложились дружеские взаимоотношения. Они поздравляют друг друга с днем рождения, беспокоятся о здоровье больных ребят, а также относятся с пониманием если у кого-то, что-то не получается и стараются им помочь.

Другим средством передачи традиции народа служат песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, они несут знания о человеке и средствах формирования важнейших понятий о добре и зле, средствах познания родного языка, родной речи. Репертуар ансамбля подбирается с учетом возрастных особенностей детей и циклом народного календаря.

В нравственном воспитании подрастающего поколения огромную роль играют  народные праздники и обряды. Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.


На масленицу старшие дети проводили игры для младших классов и сами побывали в роли руководителей. Учили детей петь песни, водить хороводы. А также сами предложили устроить конкурс блинов и чаепитие.

Также я планирую ввести трудовое воспитание, чтобы дети ценили свой костюм и ухаживали за ним, собираться, чтобы что-то дошить (костюмы часто рвутся) или обшивать бусинами для большей красоты, или самостоятельно шить какие-то несложные элементы костюма.
И еще хотелось бы внести театрализацию выступлений – постановка сказок, разыгрывание обрядов на сцене.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет  учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Детский фольклор – это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

«Развитие интереса к урокам музыки через фольклор»

I.               Справочно-информационные сведения об опыте 1....

обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"

Более 20-ти лет назад, появился  ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных ру...

Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

Воспитание через любовь, через красоту,через прекрасное – вот лишь только некоторыепостулаты системы воспитания В. Сухомлинского....

Нравственное воспитание ребенка через фольклор.

Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам - это не только эстетическое, но и проежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры....

«Воспитание через здравомыслие» (приемы гуманистического воспитания)

Обозначив специфику гуманистической педагогики как системы воспитания постиндустриальной эпохи, укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания. Это: (1) воспитание доверием, забот...

Приобщение дошкольников к культурным ценностям народов России через фольклор.

  Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и ...