Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по авторской программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Реализация рабочей программы способствует:
-пониманию роли музыки в жизни человека; музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.
Программа разработана с УУД.; в каждом уроке выражена художественно-педагогическая идея с решаемыми проблемами и задачами.
Реализация данной программы опирается на различные методы музыкального образования (метод игры, Метод эмоциональной драматургии, метод перспективы и ретроспективы и другие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
![]() | 66.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
МУЗЫКА
5 КЛАСС
1час в неделю (всего 35 часов)
Составитель:
учитель музыки
МОУ Лицей г. Фрязино
Михтеева Е.Ю.
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Музыка» для ___5____ класса
№/п | Название раздела | Содержание раздела |
Общая характеристика предмета «Музыка» | Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по авторской программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. В программе рассматривается взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, кино). Изучение предмета построено по концентричности, т.е. возвращение к изученным темам в начальной школе, но каждый раз с новыми задачами. | |
Цели и задачи предмета «Музыка» | Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Через музыку сформировать достойного человека. «Музыка – это не Бах, и не Бетховен, а консервный нож для открывания души» (Генри Миллер). Реализация рабочей программы способствует: -пониманию роли музыки в жизни человека; музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; -развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; -развитию творческих способностей в разных видах деятельности; -умению познавать мир через музыкальные образы, жанры, стили, формы; -воспитанию любви к своей культуре, своему народу, а также уважению и интереса к культуре других народов. | |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | -приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры через вечные темы искусства (добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть и.т.д.) -воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активность творческого мышления, воображения, которое способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. -усвоение культурно-исторических, семейных ценностей и музыкальной культуры региона. -формирование интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. | |
Место учебного предмета в учебном плане | Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов в Базисном плане – 35 часов, (1 час неделю). | |
Планируемые результаты изучения предмета | Учащиеся научатся, узнают: -эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; -определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. -узнают специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств; -как музыка взаимодействует с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств; -какова роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов; -стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К. -научатся находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств; -размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения; -различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; -находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. | |
Технологии преподавания предмета «Музыка» | 1.Технология развития процессов восприятия. 2.Технология формирования певческой культуры; 3.Технология детского музицирования; 4.Технология арттерапевтического воздействия музыки; 5.технология развития ассоциативно-образного мышления; 6.Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников; 7.Информационно-коммуникационные технологии; 8.Технология преподавания по учебно-методическим комплектам (УМК); 9.Технология развития познавательных интересов школьников: исследовательский проект. | |
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников | Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками, творческими объединениями учащихся. Проводятся открытые уроки-концерты, праздничные выступления для родителей. Работа кружков создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Осуществляется связь с музыкальной школой. Внеурочная деятельность отображает последовательное развитие идеи начальной школы и направление на расширение художественного кругозора учащихся, которое способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки; Учащиеся полнее получают знания о музыке, музыкантах, исполнителях. Эти уроки включают в себя экранизацию видеофильмов о композиторах, фрагментов из опер, балетов, мюзиклов. Учащиеся выступают с песенным репертуаром на классных и школьных праздниках. Внеурочная деятельность может осуществляться различными формами проведения, это могут быть конкурсы, викторины, проекты, ролевые игры, выставки, часы общения и.т.д. | |
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов | Использование аудиозаписей, фрагментов фильмов, опер, балетов (DVD), мультимедийных презентаций, проектов. Интернет-сайт: viki.rdf.ru Критская Е. Д. Музыка. Основная школа. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Компьютерная программа «Музыкальная энциклопедия». Издательство «Большая Российская Энциклопедия», М.,2006. Компьютерная обучающая программа «Путешествие в страну знаний». «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», М. 2003-2005. Сергеева Г. П.. Мир музыки: Программно-методический комплекс для интерактивной доски, М.,2008 «Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы» Л.В. Золиной, М.; Глобус, 2008. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «музыка», интернет - сайт: http://www.school-collection.edu.ru/. | |
Структура тематического планирования | Раздел 1. Музыка и литература. (17 часов) Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в музыке и живописи тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. | |
Материально-техническое обеспечение предмета | 1.Музыкальные инструменты. 2.Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы). 3.Магнитная доска. 4.Персональный компьютер. 5.Мультимедийный проектор. 6.Экспозиционный экран. 7.DVD-проигрыватель. 8.Музыкальный центр. | |
Методическое обеспечение предмета «Музыка» | Программа «Музыка 5- 7классы; М., Просвещение, 2012г. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 20012г. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г Фонохрестоматия для 5 класса Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012г. учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г. «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011г. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
Концепция ФГОС общего образования «Школа России» и УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.
Класс 5
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Художественно-педагогические идеи (решаемые проблемы, задачи) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Раздел 1. Музыка и литература. 17 часов. | |||||||
1. | Что роднит музыку с литературой. (с. 6-9) (вводный урок; урок-экскурсия) | Какими чувствами наполнена музыка П. И. Чайковского? Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь? (Познакомить с музыкой П. Чайковского, научить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.) Выполнять задания в творческой тетради с. 4. | Композитор, мелодия, песенность, интонация, музыкальная речь, песня, романс, лирический образ. | Узнают, что такое мелодия и аккомпанемент, назовут музыкальные жанры. Научатся размышлять о музыке, какую она рисует картину на примере музыки П.И. Чайковского(«Во поле берёза стояла» и Симфония №4), М.Глинки («Жаворонок»), Э.Грига (Сюита «Пер Гюнт»), | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации, различать звучание отдельных инструментов. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир. | |
2. | Вокальная музыка. (с. 10-13) Звучащие картины. (с.14-15) (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие по родному краю). | «Россия, Россия, нет слова красивей… Вся Россия просится в песню». О чём рассказала музыка? Какие картины русских художников созвучны знакомым вам песням? (Познакомить с песнями, сравнивать их, определять и находить отличие.) Выполнять задания в творческой тетради. | Жанра народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. | Узнают смысл понятий: Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. Научатся слушать песни, выразительно исполнять отдельные фразы и песни целиком, раскрывать содержание и эмоциональный строй стихотворного текста, выполнять задания в рабочей тетради на развороте «Стань музыкою, слово». | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Чувство гордости за культурное наследие своего народа. | |
3-4. | Вокальная музыка. (с. 16-17) (расширение и углубление знаний.) | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…В каком характере исполняется романс? Сходны ли интонации музыки и речи? (Знать особенности исполнения романсов), выполнять задания в творческой тетради с. 6-9. | Романс, дуэт, музыкальная форма, интонации музыки и речи. | Узнают понятия: романс, песенность. Научатся слушать и исполнять романсы, научатся выразительно исполнять хором песни отмечать характер русских народных песен, сравнивать песни с романсами, находить сходство и отличие на примере романсов А.Варламова и А.Рубинштейна «Горные вершины», выполнять задания в творческой тетради с. 6-9 | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, петь хором, вести диалог, слушать собеседника. | Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа. | |
5. | Фольклор в музыке русских композиторов Анатолий Константинович Лядов. Народное сказание «Кикимора» (с.18-19) | «Стучит, гремит Кикимора… Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа? Какие из приёмов музыкального развития – контраст, повтор, вариационность – помогут создать своё произведение? Что хотел сказать композитор окончанием оркестровой миниатюры? (Знакомить с содержанием произведения, главными героями и его музыкальной характеристикой), выполнять задания. | Народное сказание, симфоническая миниатюра. | Узнают понятия: народное сказание, симфоническая миниатюра. Научатся представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, находить особенности музыкальной речи, которые помогли композитору изобразить сказочные события (На примере музыки А.Лядова «Кикимора»), создавать своё музыкальное произведение, выполнять задания: находить музыкальный ряд к волшебной сказке, легенде своего народа, пользуясь Интернетом или библиотекой. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. | Наличие эмоционального отношения к искусству, активного интереса к музыке, эстетического взгляда на мир. | |
6. | Фольклор в музыке русских композиторов (с.20-21) (Расширение и углубление знаний. Урок-путешествие в сказку.) | Что за прелесть эти сказки… (Определить жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов. | Программная музыка, симфоническая сюита. | Узнают понятия: Программная музыка, симфоническая сюита. Научатся определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов, какие особенности музыки придают темам Шахриара и Шехеразады восточный колорит (На примере симфонической сюиты «Шехеразады» Н. Римского-Корсакова.), сочинять свою сказку и мелодии для каждого персонажа своей сказки, используя восточные интонации. | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий, использовать известные средства музыкальной выразительности. Познавательные: Выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Эмоционально-ценностное отношение к музыке, расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | |
7. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. (с.22-27) (расширение и углубление знаний; урок-путешествие в музыкальный театр) | «Мелодией одной звучит печаль и радость…» Какие чувства возникают при слушании и исполнении музыки? Какими чувствами и настроениями наполнена музыка, какие черты песен на воде можно выявить в ней? Как вы понимаете смысл выражения: «Музыкальный язык не терпит перевода, он понятен всем»? Каково восприятие природы у поэта? (Подобрать определения, передающие эмоциональное состояние поэта, сравнить стихотворения И.Козлова и М.Лермонтова. Продолжить знакомить с образами произведений С.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, П.Чайковского, М.Глинки, Ф.Шуберта, научить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.), выполнить задания в творческой тетради «Музыкальное творчество». | Вокализ, песня без слов, романс, баркарола. | Узнают понятия: вокализ, песня без слов, баркарола. Научатся сравнивать музыкальные темы и исполнять вокализы и песни без слов. Научатся передавать характер музыки и настроение, подбирать определение, передающее эмоциональное состояние, особенности мелодии, сопровождения, ритма, темпа, лада, которыми композитор подчёркивает поэтичность стихотворного образа Италии, определять форму-композицию романса на примере «Вокализа» С.Рахманинова, «Романса» Г.Свиридова, «Песни венецианских гондольеров» и «Песни без слов» Ф.Мендельсона, «Баркаролы» из «Времён года» П.Чайковского, романса «Венецианская ночь» М.Глинки, романса «Баркарола» Ф.Шуберта. Выполнять задания в творческой тетради на развороте «Музыкальное творчество» | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, составлять план и последовательность действий, использовать известные средства музыкальной выразительности. Познавательные: ставить вопросы, формулировать проблемы, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, слушать собеседника. рассказывать о содержании произведения, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Наличие стремления к красоте и гармонии, эстетического взгляда на мир. | |
8-9. | Вторая жизнь песни. (с. 28-29) (расширение и углубление знаний) | «Живительный родник творчества» Каким песням дали новую жизнь сочинения П.Чайковского и Э.Грига? Какие приёмы музыкального развития использованы, какие черты появились у песен: «Во поле берёза стояла» и «Песня Сольвейг»? (Раскрыть и осмыслить понятия: интерпретация, обработка, трактовка). | Интерпретация, обработка, трактовка. | Узнают, что такое интерпретация, обработка, трактовка. Научатся, но и обращать внимание на динамические оттенки, музыкальную интонационную выразительность на примере музыкальных произведений П.Чайковкого и Э.Грига. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять этапы выполнения заданий, различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель, понимать содержание произведения. Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. | Продуктивное сотрудничество, общение, реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |
10. | Всю жизнь мою несу родину в душе… Звучащие картины. (с.30-35) | «Перезвоны». «Скажи, откуда ты приходишь, красота? О чём рассказали в своих музыкальных произведениях В.Гаврилина и Г.Свиридова? Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают характер каждой части музыкальных фрагментов из симфонии-действа "Перезвоны»? Почему хоровое произведение В.Гаврилин назвал симфонией? Какие картины созвучны настроению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина? Какие интонации роднят музыку и живописные полотна? Какой музыкальный образ создан Г.Свиридовым? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени? (Научить определять средства музыкальной выразительности, какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, в каком ладу звучит музыка.) Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Война колоколов», «И несётся над землёю колокольный звон», «Поэтические страницы». | Программная симфония, симфония действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. | Узнают понятия: программная симфония, симфония действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. Научатся находить сходство и различие музыкальных пьес, живописных и литературных произведений, отмечать понравившиеся поэтические строки, выполнять задания в творческой тетради. | Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа. Коммуникативные: Ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении. | Развитие ассоциативно-образного мышления, позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. | |
11-12. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (с. 36-47) | «Слово о мастере». «Гармонии задумчивый поэт». Что роднит, а что различает две мелодии Г.Свиридова из кантаты «Снег идёт» на стихи Б.Пастернака и хора «Запевка» на стихи И.Северянина? Почему творчество Г.Свиридова часто сравнивают с песнью о России? Почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом? Какие особенности музыкального языка композитора наиболее ярко раскрываются в фортепианных сочинениях? «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…» Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела музыка В.-А.Моцарта «Маленькая ночная серенада»? В какой форме написано это произведение? Какие средства выразительности усиливают характер печали, скорби, безысходности фрагмента из «Реквиема» «Лакримоза»? (Научить сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины художников. Найти стихи, рассказы, повести о музыке и музыкантах. Подобрать к ним музыкальный ряд и подготовить сообщения для одноклассников.) | Хор, оркестр, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, хор из оперы, реквием, контраст интонаций. | Узнают понятия: программная симфония, симфония действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. Научатся сопоставлять образы музыки, высказывать своё отношение к ней, сравнивать содержание и средства выразительности, исполнять главные темы музыкальных произведений Г.Свиридова из кантаты «Снег идёт» на стихи Б.Пастернака и хора «Запевка» на стихи И.Северянина, фрагментов из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель», мелодии хора из оперы «Волшебная флейта» и фрагмента из «Реквиема» «Лакримоза» В.-А.Моцарта. Выполнять задания в творческой тетради «Тайна запечного сверчка» Г.Цыферова. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. Выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений. Познавательные: Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, свободно ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. | |
13. | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (с. 48-57) (Закрепление нового материала, урок-путешествие). | Какие особенности характера литературных персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах своих опер? Какие средства художественной выразительности картин и музыкальной выразительности раскрывают характеры главных героев оперы-былины «Садко»? Как симфонический оркестр участвует в создании ярких сценических образов? (Находить самое яркое звучание в песнях, дирижировать хором. Объяснить и подтвердить значение терминов музыкальными примерами, выполнить задание в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М.Глинки.). | Опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет, хор. | Узнают понятия: опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет, хор. Научатся слушать и выразительно исполнять песни, главные мелодии Садко и Волховы из опера Н.Римского-Корсакова «Садко», инсценировать фрагменты опер «Руслан и Людмила» М.Глинки и «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, использовать вокализацию и пластические импровизации, выполнять задания в творческой тетради, подбирать литературные фрагменты к картинам на стр.54-55, находить с помощью Интернета в фольклоре своего края сказки, легенды, песни, в которых воплощаются образы народных музыкантов-сказителей, былинных героев. | Регулятивные: Соотносить свои действия с поставленной целью. Оценивать музыкальные образы людей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника и в Интернете. Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения. Коммуникативные: Выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности, участвовать в коллективном музицировании. | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа. | |
14. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (с. 58-63) (урок-путешествие, расширение и углубление знаний) | Какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение? Какие средства выразительности использовал П.Чайковский в музыке балет «Щелкунчик»? В чём заключается развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами? (Найти в Интернете информацию об известных хореографах и солистах балета, подготовить рассказ о них для одноклассников. Исполнить пластические композиции на музыку П.Чайковского, выполнить задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица») | Балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца. | Узнают понятия: балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца. Научатся сравнивать характер и настроение музыкальных фрагментов балета П.Чайковского «Щелкунчик», исполнять пластические композиции, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица», находить информацию в Интернете об известных хореографах и солистах балета, готовить рассказ о них для одноклассников. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника и в Интернете. Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения. Коммуникативные: Рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению. | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа. Развитие духовно-нравственных и этических чувств. | |
15. | Музыка в театре, кино, на телевидении. (с. 64-67) (урок-путешествие) | Какие сюжетные линии пьесы Г.Ибсена «Пер Гюнт» удалось подчеркнуть композитору Э.Григу своей музыкой? (Продолжить знакомство с музыкально-литературными композициями, положенными в основу фильмов выполнять задания в творческой тетради). | Литературный сценарий, музыкальный фильм. | Узнают понятия: былина, фольклор, песня в народном стиле. Научатся называть и исполнять полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач, выполнять задания в творческой тетради, делать книжку-малютку. | Регулятивные: Формировать замысел и реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу. Понимать важность планирования работы, адекватно оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: Использовать общие приёмы решения исполнительской задачи, осуществлять поиск необходимой информации, отмечать характер песен, устанавливать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств. Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. | Продуктивное сотрудничество, общение, реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | |
16-17. | (Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.(урок-путешествие) Мир композитора. | Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы? (Найти сходство и различие предлагаемых мелодий. Разучить и спеть полюбившиеся мелодии мюзикла, исполнить их с выразительными танцевальными движениями, передающими характеры персонажей спектакля. Выявить многосторонние связи музыки и литературы). | Мюзикл, либретто, выразительность. | Узнают понятия: мюзикл, выразительность. Научатся исполнять мелодии песен с танцевальными движениями, передающими характеры персонажей спектакля на примере мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера. | Регулятивные: Самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал, сравнивать музыкальные образы разных композиторов. Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству, реализация творческого потенциала в процессе музицирования. | |
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. 18 часов. | |||||||
18. | Что роднит музыку с изобразительным искусством. ( с. 76-79) | Можно ли увидеть музыку? Какую музыку можно назвать живописной? Можно ли услышать живопись? Как рисунок рассказывает о душевных переживаниях его создателя? (Знакомить с жанрами, характерными для изобразительного искусства. Находить сходство и различие в интонации музыки и живописного рисунка.) | Живописная музыка, музыкальная живопись, мелодическая линия, звуковысотный, ритмический рисунок, рисунок, колорит, композиция. | Узнают жанры изобразительного искусства, используемые в музыке: бытовой, исторический портрет, пейзаж, натюрморт. Научатся находить сходство и различие в интонации музыки и изобразительного искусства, вслушиваться в музыкальное сочинение, передавать пластическими движениями мелодию музыки и рисунка, выступать в роли художника и композитора («Если бы я был художником…» «Если бы я был композитором…»). | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания, адекватно оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: Использовать общие приёмы решения исполнительской задачи, осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, музицировании, работать в паре, группе. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству, реализация творческого потенциала в процессе музицирования. Развитие ассоциативно-образного мышления, позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей | |
19. | Небесное и земное в звуках и красках. (с. 80-89) | «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье… Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» Что роднит пейзаж И.Остроухова, размышления Д.Лихачёва с мелодией древнего песнопения? Что сближает художественные образы музыкальных произведений И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля? В чём выражается общность языка различных видов искусств? (Найти сходства и различия музыкальных образов, определить средства музыкальной выразительности, выполнить задания в творческой тетради на развороте «Мира заступница, Матерь всепетая…» Найти в Интернете народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы). | Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор, орган. | Узнают понятия: Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор, орган. Научатся: сравнивать музыкальные и живописные образы, находить общность языка различных видов искусств, находить информацию в Интернете и книгах, выполнять задания в творческой тетради на примере музыки П.Чайковского (обращение к Богородице), Концерта № 3 С.Рахманинова, мелодии хора «Любовь святая» Г.Свиридова, «Аве, Мария» И.-С. Баха –Ш. Гуно, Дж. Каччини, Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковского, С.Рахманинова, стихотворения В.Жуковского и А.Толстого о картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» | Регулятивные: Планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, , планировать действия по устранению недостатков, оценивать музыкальные образы персонажей оперы. Выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. Ориентироваться на нотную запись в учебнике, исползовать приём свободного дирижирования; делиться на группы: дирижёр и оркестр. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации, проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы (фразы, выразительность интонаций). Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы, выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника. Рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе. | Понимание содержания музыкального произведения, эмоциональный отклик, самооценка своих творческих возможностей. | |
20-21. | Звать через прошлое к настоящему. (с. 90-97) (изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в историю. | Александр Невский. «За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище. После побоища». Как вы думаете, почему трёхчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»? (Придумать названия левой и правой частям триптиха, сравнить с названиями, которые дал художник П. Корин.) Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа в кантате «Александр Невский»? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт контрастные образы кантаты? (Определить форму музыки, приёмы развития. Привлечь внимание учащихся к произведению крупных музыкальных форм, заинтересовать детей этим жанром). | Кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор: тенор, басы, сопрано, альты. Выразительность,изобразительность, контраст, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано. | Узнают понятия: Кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор: тенор, басы, сопрано, альты. Выразительность, изобразительность, контраст, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано. Научатся сопоставлять и сравнивать образы музыки и картины определять музыкальную форму, приём развития музыки, передавать настроения музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла, выступать в роли дирижёра, дирижировать хором «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, находить в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества, отмечать, что роднит творения композитора С. Прокофьева, художников П. Корина, В. Серова и кинорежиссёра С. Эйзенштейна. Исполнять песни о подвигах героев, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Александр Невский – святой земли Русской», «На земле родной не бывать врагу!» | Регулятивные: Планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке, характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц кантаты. Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать вопросы об уточнении непонятного, работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям. | Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа. Наличие эмоционального отношения к искусству, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | |
22-23. | Музыкальная живопись и живописная музыка. (с. 98-107) (изучение и обобщение полученных знаний) | «Ты раскрой мне, природа, объятья…» «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» «И это всё – весенних дней приметы!» «Фореллен-квинтет». «Дыхание русской песенности» Какими словами можно передать настроение живописных полотен В. Борисова-Мусатова? Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой, тишину, уравновешенность? Какие краски нужно выбрать, чтобы передать картину весеннего пробуждения? Как развивается музыка в «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта? Какие инструменты солируют? (Передать словами настроение живописных полотен. Найти в Интернете стихи поэтов, созвучные картинам художника. Исполнить песни о Родине, её природе. Сравнить язык, настроение произведений двух видов искусства. Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Звучащие картины» и «Весна, весна! Как воздух чист!» Разучить пеню «Форель Ф. Шуберта. Сравнить выразительные средства прелюдий С. Рахманинова, сопоставить музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов.) | Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, квинтет, выразительность, изобразительность, прелюдия. | Узнают понятия: мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, квинтет, выразительность, изобразительность, прелюдия. Научатся: слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть наименование произведения и автора, передавать словами настроение живописных полотен В. Борисова-Мусатова, находить в Интернете стихи поэтов, созвучные картинам художника, исполнять песни о Родине, её природе, сравнивать язык, настроение произведений двух видов искусства, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Звучащие картины» и «Весна, весна! Как воздух чист!» Научатся выразительно исполнять пеню «Форель Ф. Шуберта, сравнить выразительные средства – мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску, динамику, форму, которые усиливают контраст двух образов прелюдий С. Рахманинова, сопоставлять музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов А. Майкова и А. Пушкина, исполнять пластические импровизаци на музыку прелюдий. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям. Познавательные: Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Формировать замысел и использовать и реализовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам, участвовать в создании композиций, работать в паре, группе. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | |
24. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (с. 108-111) (изучение и обобщение полученных знаний). | «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко…» Какому празднику посвятил своё произведение композитор С. Рахманинов? Какой жанр русского фольклора положен в основу части симфонии «Фрески Софии Киевской» В. Кикты «Орнамент»? Какие особенности музыкального языка можно отметить в части «Скоморохи»? (Назвать колокольные звоны, выполнить задания в творческой тетради. Назвать жанры русского фольклора, найти сходство и различие воплощения образов в фресковой живописи и в музыке, отметить особенности музыкального языка.) | Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония. | Узнают понятия: мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония. Научатся: слушать и исполнять музыкальные темы, ориентируясь на нотную запись, называть колокольные звоны, выполнять задания в творческой тетради. Называть жанры русского фольклора, находить сходные и различные черты воплощения образов в фресковой живописи и в музыке, отмечать особенности музыкального языка на примере музыки С. Рахманинова (Сюита для двух фортепиано) и Валерия Кикты (Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…». | Регулятивные: Планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы. | Понимание содержания музыкального произведения, эмоциональный отклик, самооценка своих творческих возможностей. Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа. | |
25-26. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (с. 112-117) Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. (с. 118-121) (изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в концертный зал) | «Звуки скрипки так дивно звучали…» Как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён? Какие свойства тембра скрипки использовали разные композиторы для передачи музыкальных образов в своих пьесах? Где можно услышать скрипку? Как звучит музыка в виртуозной скрипичной пьесе Н. Паганини «Каприс»? Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передаёт настроение услышанной музыки? (Назвать средства музыкальной выразительности пьес разных композиторов. Найти образы в музыке, соответствующие образам в картинах художников. Выполнить задание в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»). Найти в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и подготовить сообщение для одноклассников, выполнить задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок»). | Композитор, исполнитель, слушатель, скрипач-виртуоз. Страдивари. Гварнери. Амати. Никколо Паганини. Скрипка соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка), симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижёр. | Узнают понятия: концертный зал, тема, тембр, партитура, скрипка соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка), симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижёр.. Научатся: слушать и исполнять музыку, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять жанр инструментального концерта, называть средства музыкальной выразительности пьес разных композиторов, находить образы в музыке, соответствующие образам в картинах художников, выполнять задание в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»), находить в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и делать сообщение для одноклассников, выполнять задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». Научатся слушать музыкальные произведения, называть имена дирижёров мира: К.-М. Джулини, В. Спиваков, Е. Светланов, Л.Бернстайн, Г. Караян, следить за работой дирижёров и выступать в роли дирижёра.(Игра «Если бы я был дирижёром…») | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. Контролировать свои действия в коллективной работе, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | Развитие эмоционального восприятия произведений, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | |
27. | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (с. 122-125) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал и парки мира) | «О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!» «Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…» Какими словами можно выразить общий смысл симфонии № 5 Л. Бетховена? Что общего в образах преодоления, победы, торжества, выраженных в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена? Как рождается художественная мысль композитора? (Сравнить образы в скульптуре и в музыке, выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр – единое целое») | Эскиз, этюд, набросок, зарисовка. | Узнают понятия: эскиз, этюд, набросок, зарисовка. Научатся слушать музыку, сравнивать образы в скульптуре и в музыке, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр – единое целое»), дирижировать фрагментами главных тем Симфонии № 5 Л. Бетховена, рассказывать о памятниках защитникам Отечества. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу. Контролировать действия и сравнивать результат с заданным эталоном. Познавательные: Выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. | |
28-29. | Застывшая музыка. (с. 126-131) Полифония в музыке и живописи. (с. 132-133) (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие) | «Содружество муз в храме.» «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…» Какие переживания выражает музыка? Как звучит музыка, созвучная образам храмов? Какие музыкальные произведения, написанные для церковного богослужения могут звучать в католическом соборе, а какие в православном храме? Почему? Что роднит образ архитектурного сооружения Кёльнского собора с органной музыкой И.-С. Баха? (Определить музыку, созвучную образам храмов, определить, что общего между произведениями «Аве, Мария» Дж. Каччини, знаменным распевом, хорами «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и С. Рахманинова, отметить сходство и различие, выбрать слова, которые наиболее точно передают характер и чувства органной музыки И.-С. Баха.) | Органная музыка, хор a capella, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга. | Узнают понятия: органная музыка, хор a capella, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга. Научатся объяснять смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…» Научатся определять музыку, созвучную образам храмов, определять, что общего между произведениями «Аве, Мария» Дж. Каччини, знаменным распевом, хорами «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и С. Рахманинова, отмечать сходство и различие, выбирать слова, которые наиболее точно передают характер и чувства органной музыки И.-С. Баха. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие эмоционального восприятия произведений, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. | |
30. | Музыка на мольберте. (с. 134-139) (изучение и закрепление новых знаний). | «Композитор-художник.» «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…» «Вселенная представляется мне большой симфонией…» Как вы понимаете высказывание А. Швейцера, известного исследователя творчества И.-С. Баха: «Любая баховскя тема – всё равно, выражает ли она радость или скорбь, - звучит возвышенно». Какими средствами композитор М. Чюрлёнис передаёт ощущение огромного пространства? Какими средствами композитор К. Дебюсси предал своё впечатление от картины моря? (Сравнить особенности музыкального языка сочинений И.-С. Баха. Ощутить свои возможности в качестве слушателей и исполнителей, осознать значение средств музыкальной выразительности). | Композиция, форма, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, allegro (скоро), andante (не спеша). | Узнают понятия: . композиция, форма, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, allegro (скоро), andante (не спеша). Научатся слушать и понимать музыку, сравнивать образы сочинений, сравнивать особенности музыкального языка сочинений И.-С. Баха и М. Чюрлёниса, ощущать свои возможности в качестве слушателей и исполнителей, осознавать значение средств музыкальной выразительности. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию | Этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | |
31. | Импрессионизм в музыке и живописи. (с. 140-143) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-путешествие). | «Музыка ближе всего к природе…» «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». Какие чувства и настроения близки музыке, в какой форме она написана? Какими средствами композитор передал своё впечатление от картины моря? Как вы понимаете высказывание о творчестве К. Дебюсси: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?» (Сравнить «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси с морскими пейзажами Н. Римского-Корсакова. Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку.»). | Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы. | Узнают понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы. Научатся: слушать и сравнивать музыкальные фрагменты, определять средства музыкальной выразительности, синкопированный ритм джаза, сравнивать «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси с морскими пейзажами Н. Римского-Корсакова, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку.,.», исполнять ритмические импровизации на музыку «Кукольный кек-уок» из сюиты «Детский уголок» К. Дебюсси с помощью ударных инструментов, хлопков, называть фрагменты из знакомых сюит русских и зарубежных композиторов. | Регулятивные: Использовать общие приёмы решения задач. Познавательные: Ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, находить общее решение при работе в группе, участвовать в коллективном музицировании. | Развитие восприятия произведений искусства, эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственных и этических чувств. | |
32. | О подвигах, о доблести и славе... Звучащие картины. (с. 144-147) (повторение и обобщение полученных знаний, урок-путешествие) | «О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!» Как выразительность музыки «Реквием» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р. Рождественского? Что роднит строки из поэмы Р. Рождественского «Реквием» и фрагменты «Реквиема» композитора Д. Кабалевского? ( Исполнить песни, посвящённые героям Великой Отечественной войны. Подготовить сообщение о памятниках героям войны, выполнить задания в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»), найти в Интернете, словарях, энциклопедиях по искусству информацию о графике – одном из видов изобразительного искусства, подобрать стихи, музыкальные сочинения, которыми можно озвучить художественные образы на графических рисунках С. Красаускаса из циклов «Реквием» и «Вечно живые») | Реквием. Графика. | Узнают понятия: Реквием. Графика. Научатся слушать музыку, исполнять песни, посвящённые героям Великой Отечественной войны, делать сообщение о памятниках героям войны, выполнять задания в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»), включать произведения о защитниках Отечества в исследовательский проект « О подвигах, о доблести, о славе…», находить в Интернете, словарях, энциклопедиях по искусству информацию о графике – одном из видов изобразительного искусства, подбирать стихи, музыкальные сочинения, которыми можно озвучить художественные образы на графических рисунках С. Красаускаса из циклов «Реквием» и «Вечно живые»), петь мелодии военных лет, принимать участие в конкурсах-смотрах «Строя и песни», концертах, посвящённых «Дню Победы». | Регулятивные: Вносить необходимые дополнения и изменения в план, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат действия. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, находить общее решение при работе в группе, участвовать в коллективном музицировании. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа | |
33-34. 35 (р) | В каждой мимолетности вижу я миры… (с. 148-151) Мир композитора. С веком наравне. (с. 152-157) Исследовательский проект. Темы проектов. «Стань музыкою, слово…» «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» «Распахни мне, природа, объятья…» «О подвигах, о доблести, о славе…» «Небесное и земное в звуках и красках» «Музыкальный театр: содружество муз» «Что сердце заставляет говорить…» «В каждой душе звучит музыка…» «Музыка и литература в залах картинной галереи» | «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…» «Музыкальная живопись Мусоргского». Какое впечатление производят художественные произведения «Мимолётности» С. Прокофьева и картины В. Кандинского – современника композитора? В чём перекличка средств выразительности музыки и живописи? Что отличает почерк композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева? Какие особенности музыкального языка раскрывают замысел композитора М. Мусоргского? Какие картины рисует музыка? (Слушать музыку композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева, найти сходство и различие музыкального языка, перекличку средств выразительности. Закрепить понятия, полученные на уроках, вспомнить произведения различных музыкальных жанров, обобщить особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева. Определить выразительность и изобразительность пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки, сравнить их с образами картин В. Гартмана.). | Фортепианная миниатюра, язык искусства, интерпретация. Кантата, симфония, реквием, сюита, фуга, прелюдия. Портрет, пейзаж, батальная картина, икона, храм, фреска, орнамент. | Узнают понятия: фортепианная миниатюра, язык искусства. Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей, слушать на уроках музыкальные сочинения в современной интерпретации, называть их авторов, определять музыкальные жанры и обобщать особенности музыкального «почерка» композиторов, закреплять понятия, полученные на уроках, вспомнят произведения различных музыкальных жанров, обобщат особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева. Научатся определять выразительность и изобразительность пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки, сравнивать их с образами картин В. Гартмана.). | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий, выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, сравнивать результат творческой деятельности с эталоном. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения исполнительской задачи, осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: Предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности, работать в группе. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. Этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям, эмоциональное отношение к искусству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...