Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Михтеева Елена Юрьевна

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по авторской программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Реализация рабочей программы способствует:

-пониманию роли музыки в жизни человека; музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.

Программа разработана с УУД.; в  каждом уроке выражена  художественно-педагогическая идея с решаемыми проблемами и задачами.

Реализация данной программы опирается на различные методы музыкального образования (метод игры, Метод эмоциональной драматургии, метод перспективы и ретроспективы и другие). 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая  учебная  программа

МУЗЫКА

5  КЛАСС

1час  в  неделю (всего  35 часов)

Составитель:

учитель музыки

МОУ Лицей г. Фрязино

Михтеева Е.Ю.

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Музыка» для ___5____ класса

№/п

Название раздела

Содержание раздела

Общая характеристика

предмета «Музыка»

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по авторской программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

В программе рассматривается взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, кино).

Изучение предмета построено по концентричности, т.е. возвращение к изученным темам в начальной школе, но каждый раз с новыми задачами.

Цели и

задачи предмета «Музыка»

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Через музыку сформировать достойного человека. «Музыка – это не Бах, и не Бетховен, а консервный нож для открывания души» (Генри Миллер).


Реализация рабочей программы способствует:

-пониманию роли музыки в жизни человека; музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

-развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

-развитию творческих способностей в разных видах деятельности;

-умению познавать мир через музыкальные образы, жанры, стили, формы;

-воспитанию любви к своей культуре, своему народу, а также уважению и интереса к культуре других народов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

-приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры через вечные темы искусства (добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть и.т.д.)

-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активность творческого мышления, воображения, которое способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

-усвоение культурно-исторических, семейных ценностей и музыкальной культуры региона.

-формирование интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного  досуга.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов в Базисном плане – 35 часов,

(1 час неделю).

Планируемые результаты

изучения предмета

Учащиеся научатся, узнают:

-эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

-узнают специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

-как музыка взаимодействует с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

-какова роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

-стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

-научатся находить ассоциативные связи между художественными образами     музыки и другими видами искусств;

-размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);


^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Технологии преподавания предмета «Музыка»

1.Технология развития процессов восприятия.

2.Технология формирования певческой культуры;

3.Технология детского музицирования;

4.Технология арттерапевтического воздействия музыки;

5.технология развития ассоциативно-образного мышления;

6.Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;

7.Информационно-коммуникационные технологии;

8.Технология преподавания по учебно-методическим комплектам (УМК);

9.Технология развития познавательных интересов школьников: исследовательский проект.

Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками, творческими объединениями учащихся. Проводятся открытые уроки-концерты, праздничные выступления для родителей. Работа кружков создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Осуществляется связь с музыкальной школой.

Внеурочная деятельность отображает последовательное развитие идеи начальной школы и направление на расширение художественного кругозора учащихся, которое способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки;

Учащиеся полнее получают знания о музыке, музыкантах, исполнителях. Эти уроки включают в себя экранизацию видеофильмов  о композиторах, фрагментов  из опер, балетов, мюзиклов. Учащиеся выступают  с песенным репертуаром на классных и школьных  праздниках. Внеурочная деятельность может осуществляться различными формами проведения, это могут быть конкурсы, викторины, проекты, ролевые игры, выставки, часы общения и.т.д.


Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Использование аудиозаписей, фрагментов фильмов, опер, балетов (DVD), мультимедийных презентаций, проектов.

Интернет-сайт: viki.rdf.ru

Критская Е. Д. Музыка. Основная школа. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Компьютерная программа «Музыкальная энциклопедия». Издательство «Большая Российская Энциклопедия», М.,2006.

Компьютерная обучающая программа «Путешествие в страну знаний». «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», М. 2003-2005.

Сергеева Г. П.. Мир музыки: Программно-методический комплекс для интерактивной доски, М.,2008

«Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы» Л.В. Золиной, М.; Глобус, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «музыка», интернет - сайт: http://www.school-collection.edu.ru/.

Структура тематического планирования

Раздел 1. Музыка и литература. (17 часов)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор русских композиторов.  Жанры инструментальной и вокальной музыки. вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в музыке и живописи тема защиты Отечества  в музыке и изобразительном искусстве.

Материально-техническое обеспечение предмета

1.Музыкальные инструменты.

2.Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).

3.Магнитная доска.

4.Персональный компьютер.

5.Мультимедийный проектор.

6.Экспозиционный экран.

7.DVD-проигрыватель.

8.Музыкальный центр.

Методическое обеспечение предмета «Музыка»

Программа «Музыка 5- 7классы; М., Просвещение, 2012г.

Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 20012г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г

Фонохрестоматия для 5 класса

Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012г.

учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г.

«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Концепция ФГОС общего образования  «Школа России» и УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.

Класс 5

№ п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Художественно-педагогические идеи

(решаемые проблемы, задачи)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Раздел 1. Музыка и литература. 17 часов.

1.

Что  роднит  музыку   с  литературой. (с. 6-9)

(вводный урок; урок-экскурсия)

Какими чувствами наполнена музыка П. И. Чайковского?  Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь? (Познакомить с музыкой П. Чайковского, научить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.) Выполнять задания в творческой тетради с. 4.

Композитор, мелодия, песенность, интонация, музыкальная речь, песня, романс, лирический образ.

Узнают,  что такое мелодия и аккомпанемент, назовут музыкальные жанры.

Научатся размышлять о музыке, какую она рисует картину на примере музыки  П.И. Чайковского(«Во поле берёза стояла» и Симфония №4), М.Глинки («Жаворонок»), Э.Грига (Сюита «Пер Гюнт»),

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации, различать звучание отдельных инструментов.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир.

2.

Вокальная  музыка.

 (с. 10-13)

Звучащие картины. (с.14-15)

(изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие по родному краю).

«Россия, Россия, нет слова красивей… Вся Россия просится в песню».

 О чём рассказала музыка? Какие картины русских художников созвучны знакомым вам песням? (Познакомить с песнями, сравнивать их, определять  и находить отличие.) Выполнять задания в творческой тетради.

Жанра народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Узнают смысл понятий: Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. Научатся слушать песни, выразительно исполнять отдельные фразы и песни целиком, раскрывать содержание и эмоциональный строй стихотворного текста, выполнять задания в рабочей тетради на развороте «Стань музыкою, слово».

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Чувство гордости за культурное наследие своего народа.

3-4.

Вокальная  музыка.  (с. 16-17)

(расширение и углубление знаний.)

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…В каком характере исполняется романс? Сходны ли интонации музыки и речи? (Знать особенности исполнения романсов),  выполнять задания в творческой тетради с. 6-9.

Романс, дуэт, музыкальная форма, интонации музыки и речи.

Узнают понятия: романс, песенность. 

Научатся слушать и исполнять романсы, научатся выразительно исполнять хором песни отмечать характер русских народных песен, сравнивать песни с романсами, находить сходство и отличие на примере романсов А.Варламова и А.Рубинштейна «Горные вершины», выполнять задания в творческой тетради с. 6-9

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, петь хором, вести диалог, слушать собеседника.

Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа.

5.

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов 

Анатолий Константинович Лядов. Народное сказание «Кикимора» (с.18-19)

«Стучит, гремит Кикимора…

Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа? Какие из приёмов музыкального развития – контраст, повтор, вариационность – помогут создать своё произведение? Что хотел сказать композитор окончанием оркестровой миниатюры? (Знакомить с содержанием произведения, главными героями и его музыкальной характеристикой), выполнять задания.

Народное сказание, симфоническая миниатюра.

Узнают понятия: народное сказание, симфоническая миниатюра.

Научатся представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, находить особенности музыкальной речи, которые помогли композитору изобразить сказочные события (На примере музыки А.Лядова «Кикимора»), создавать своё музыкальное произведение, выполнять задания: находить музыкальный ряд к волшебной сказке, легенде своего народа, пользуясь Интернетом или библиотекой.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Наличие эмоционального отношения к искусству, активного интереса к музыке, эстетического взгляда на мир.

6.

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов

 (с.20-21)

(Расширение и углубление знаний. Урок-путешествие в сказку.)

Что за прелесть эти сказки…

(Определить жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов.

Программная музыка, симфоническая сюита.

Узнают понятия: Программная музыка, симфоническая сюита.

Научатся определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов, какие особенности музыки придают темам Шахриара и Шехеразады восточный колорит (На примере симфонической сюиты «Шехеразады» Н. Римского-Корсакова.), сочинять свою сказку и мелодии для каждого персонажа своей сказки, используя восточные интонации.

Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий, использовать известные средства музыкальной выразительности.

Познавательные:

Выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Эмоционально-ценностное отношение к музыке, расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

7.

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки. (с.22-27)

(расширение и углубление знаний; урок-путешествие в музыкальный театр)

«Мелодией одной звучит печаль и радость…»

Какие чувства возникают при слушании и исполнении музыки? Какими чувствами и настроениями наполнена музыка, какие черты песен на воде можно выявить в ней? Как вы понимаете смысл выражения: «Музыкальный язык не терпит перевода, он понятен всем»? Каково восприятие природы у поэта? (Подобрать определения, передающие эмоциональное состояние поэта, сравнить стихотворения И.Козлова и М.Лермонтова. Продолжить знакомить с образами произведений С.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, П.Чайковского, М.Глинки, Ф.Шуберта, научить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.), выполнить задания в творческой тетради «Музыкальное творчество».

Вокализ, песня без слов, романс, баркарола.

Узнают понятия: вокализ, песня без слов, баркарола. Научатся сравнивать музыкальные темы и исполнять вокализы и песни без слов. Научатся передавать характер музыки и настроение, подбирать определение, передающее эмоциональное состояние, особенности мелодии, сопровождения, ритма, темпа, лада, которыми композитор подчёркивает поэтичность стихотворного образа Италии, определять форму-композицию романса на примере «Вокализа» С.Рахманинова, «Романса» Г.Свиридова, «Песни венецианских гондольеров» и «Песни без слов» Ф.Мендельсона, «Баркаролы» из «Времён года» П.Чайковского, романса «Венецианская ночь» М.Глинки, романса «Баркарола» Ф.Шуберта.

Выполнять задания в творческой тетради на развороте «Музыкальное творчество»

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, составлять план и последовательность действий, использовать известные средства музыкальной выразительности.

Познавательные:

ставить вопросы, формулировать проблемы, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, слушать собеседника. рассказывать о содержании произведения, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Наличие стремления к красоте и гармонии, эстетического взгляда на мир.

8-9.

Вторая  жизнь  песни. (с. 28-29) (расширение и углубление знаний)

«Живительный родник творчества»

Каким песням дали новую жизнь сочинения П.Чайковского и Э.Грига? Какие приёмы музыкального развития использованы, какие черты появились у песен: «Во поле берёза стояла» и «Песня Сольвейг»? (Раскрыть и осмыслить понятия: интерпретация, обработка, трактовка).

Интерпретация, обработка, трактовка.

Узнают, что такое интерпретация, обработка, трактовка. 

Научатся, но и обращать внимание на динамические оттенки, музыкальную интонационную выразительность на примере музыкальных произведений П.Чайковкого и Э.Грига.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять этапы выполнения заданий, различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель, понимать содержание произведения.

Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Продуктивное сотрудничество, общение, реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

10.

 Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе… Звучащие картины. (с.30-35)

«Перезвоны». «Скажи, откуда ты приходишь, красота? 

О чём рассказали в своих музыкальных произведениях В.Гаврилина и Г.Свиридова? Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают характер каждой части музыкальных фрагментов из симфонии-действа "Перезвоны»? Почему хоровое произведение В.Гаврилин назвал симфонией? Какие картины созвучны настроению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина? Какие интонации роднят музыку и живописные полотна? Какой музыкальный образ создан Г.Свиридовым? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени? (Научить определять средства музыкальной выразительности, какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, в каком ладу звучит музыка.)

Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Война колоколов», «И несётся над землёю колокольный звон», «Поэтические страницы».

Программная симфония, симфония действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта.

Узнают понятия: программная симфония, симфония действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта.

Научатся находить сходство и различие музыкальных пьес, живописных и литературных произведений, отмечать понравившиеся поэтические строки, выполнять задания в творческой тетради.

Регулятивные:

Понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа.

Коммуникативные:

Ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении.

Развитие ассоциативно-образного мышления, позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

11-12.

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах. (с. 36-47)

«Слово о мастере». «Гармонии задумчивый поэт». Что роднит, а что различает две мелодии Г.Свиридова из кантаты «Снег идёт» на стихи Б.Пастернака и хора «Запевка» на стихи И.Северянина? Почему творчество Г.Свиридова часто сравнивают с песнью о России? Почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом? Какие особенности музыкального языка композитора наиболее ярко раскрываются в фортепианных сочинениях?

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…»

Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела музыка В.-А.Моцарта «Маленькая ночная серенада»? В какой форме написано это произведение? Какие средства выразительности усиливают характер печали, скорби, безысходности фрагмента из «Реквиема» «Лакримоза»? (Научить сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины художников. Найти стихи, рассказы, повести о музыке и музыкантах. Подобрать к ним музыкальный ряд и подготовить сообщения для одноклассников.)

Хор, оркестр, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, хор из оперы, реквием, контраст интонаций.

Узнают понятия: программная симфония, симфония действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. 

Научатся сопоставлять образы музыки, высказывать своё отношение к ней, сравнивать содержание и средства выразительности, исполнять главные темы музыкальных произведений Г.Свиридова из кантаты «Снег идёт» на стихи Б.Пастернака и хора «Запевка» на стихи И.Северянина, фрагментов из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель», мелодии хора из оперы «Волшебная флейта» и фрагмента из «Реквиема» «Лакримоза» В.-А.Моцарта. Выполнять задания в творческой тетради «Тайна запечного сверчка» Г.Цыферова.

Регулятивные:

Понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

Выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, свободно ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

13.

Первое путешествие  в музыкальный театр. Опера. (с. 48-57) (Закрепление нового материала, урок-путешествие).

Какие особенности характера литературных персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах своих опер? Какие средства художественной выразительности картин и музыкальной выразительности раскрывают характеры главных героев оперы-былины «Садко»? Как симфонический оркестр участвует в создании ярких сценических образов? (Находить самое яркое звучание в песнях, дирижировать хором. Объяснить и подтвердить значение терминов музыкальными примерами, выполнить задание в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М.Глинки.).

Опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет, хор.

Узнают понятия: опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет, хор. Научатся слушать  и выразительно исполнять песни, главные мелодии Садко и Волховы из опера Н.Римского-Корсакова «Садко», инсценировать фрагменты опер «Руслан и Людмила» М.Глинки и «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, использовать вокализацию и пластические импровизации, выполнять задания в творческой тетради, подбирать литературные фрагменты к картинам на стр.54-55, находить с помощью Интернета в фольклоре своего края сказки, легенды, песни, в которых воплощаются образы народных музыкантов-сказителей, былинных героев.

Регулятивные:

Соотносить свои действия с поставленной целью. Оценивать музыкальные образы людей.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника и в Интернете. Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.

Коммуникативные:

Выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности, участвовать в коллективном музицировании.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

14.

 Второе  путешествие 

в  музыкальный  театр. Балет. (с. 58-63) (урок-путешествие, расширение и углубление знаний)

Какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение? Какие средства выразительности использовал П.Чайковский в музыке балет «Щелкунчик»? В чём заключается развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами? (Найти в Интернете  информацию об известных хореографах и солистах балета, подготовить рассказ о них для одноклассников. Исполнить пластические композиции на музыку П.Чайковского, выполнить задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица»)

Балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.

Узнают понятия: балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца. 

Научатся сравнивать характер и настроение музыкальных фрагментов балета П.Чайковского «Щелкунчик», исполнять пластические композиции, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет «Спящая красавица», находить информацию в Интернете об известных хореографах и солистах балета, готовить рассказ о них для одноклассников.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника и в Интернете. Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.

Коммуникативные:

Рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

15.

Музыка  в   театре,  кино, 

на  телевидении. (с. 64-67) (урок-путешествие)

Какие сюжетные линии пьесы Г.Ибсена «Пер Гюнт» удалось подчеркнуть композитору Э.Григу своей музыкой? (Продолжить знакомство с музыкально-литературными композициями, положенными в основу фильмов выполнять задания в творческой тетради).

Литературный сценарий, музыкальный фильм.

Узнают понятия: былина, фольклор, песня в народном стиле.

Научатся называть и исполнять полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач, выполнять задания в творческой тетради, делать книжку-малютку.

Регулятивные:

Формировать замысел и  реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу. Понимать важность планирования работы, адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные:

Использовать общие приёмы решения исполнительской задачи, осуществлять поиск необходимой информации, отмечать характер песен, устанавливать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств.

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Продуктивное сотрудничество, общение, реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

16-17.

 (Третье  путешествие  в 

  музыкальный 

театр.  Мюзикл.(урок-путешествие)

Мир композитора.  

 Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы? (Найти сходство и различие предлагаемых мелодий. Разучить и спеть полюбившиеся мелодии мюзикла, исполнить их с выразительными танцевальными движениями, передающими характеры персонажей спектакля. Выявить многосторонние связи музыки и литературы).

Мюзикл, либретто, выразительность.

Узнают понятия: мюзикл, выразительность.

Научатся исполнять  мелодии песен с танцевальными движениями, передающими характеры персонажей спектакля на примере мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера.

Регулятивные:

Самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал, сравнивать музыкальные образы  разных композиторов.

Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, реализация творческого потенциала в процессе музицирования.

                                                                             Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. 18 часов.

18.

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

( с. 76-79)

Можно ли увидеть музыку? Какую музыку можно назвать живописной? Можно ли услышать живопись? Как рисунок рассказывает о душевных переживаниях его создателя? (Знакомить с жанрами, характерными для изобразительного искусства. Находить сходство и различие в интонации музыки и живописного рисунка.)

Живописная музыка, музыкальная живопись, мелодическая линия, звуковысотный, ритмический рисунок, рисунок, колорит, композиция.

Узнают жанры изобразительного искусства, используемые в музыке: бытовой, исторический портрет, пейзаж, натюрморт. Научатся находить сходство и различие в интонации музыки и изобразительного искусства, вслушиваться в музыкальное сочинение, передавать пластическими движениями мелодию музыки и рисунка, выступать в роли художника и композитора («Если бы я был художником…» «Если бы я был композитором…»).

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания, адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные:

Использовать общие приёмы решения исполнительской задачи, осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, музицировании, работать в паре, группе.

Эмоционально-ценностное отношение к искусству, реализация творческого потенциала в процессе музицирования.

Развитие ассоциативно-образного мышления, позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей

19.

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

(с. 80-89)

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…

Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

Что роднит пейзаж И.Остроухова, размышления Д.Лихачёва с мелодией древнего песнопения?

Что сближает художественные образы музыкальных произведений И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля? В чём выражается общность языка различных видов искусств? (Найти сходства и различия музыкальных образов, определить средства музыкальной выразительности, выполнить задания в творческой тетради на развороте «Мира заступница, Матерь всепетая…» Найти в Интернете народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы).

Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор, орган.

Узнают понятия: Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор, орган.

Научатся:  сравнивать музыкальные и живописные образы, находить общность языка различных видов искусств, находить информацию в Интернете и книгах, выполнять задания в творческой тетради на примере музыки П.Чайковского (обращение к Богородице), Концерта № 3 С.Рахманинова, мелодии хора «Любовь святая» Г.Свиридова, «Аве, Мария» И.-С. Баха –Ш. Гуно, Дж. Каччини, Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковского, С.Рахманинова, стихотворения В.Жуковского и А.Толстого о картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Регулятивные:

Планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, , планировать действия по устранению недостатков, оценивать музыкальные образы персонажей оперы. Выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам. Ориентироваться на нотную запись в учебнике, исползовать приём свободного дирижирования; делиться на группы: дирижёр и оркестр.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации, проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы (фразы, выразительность интонаций).

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы, выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника. Рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе.

Понимание содержания музыкального произведения, эмоциональный отклик, самооценка своих творческих возможностей.

20-21.

Звать через  прошлое 

 к  настоящему. (с. 90-97) (изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в историю.

Александр Невский.

«За отчий дом, за русский край…

Ледовое побоище.

После побоища». Как вы думаете, почему трёхчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»? (Придумать названия левой и правой частям триптиха, сравнить с названиями, которые дал художник П. Корин.) Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа в кантате «Александр Невский»? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт контрастные образы кантаты?

(Определить форму музыки, приёмы развития. Привлечь внимание учащихся к произведению крупных музыкальных форм, заинтересовать детей этим жанром).

Кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор: тенор, басы, сопрано, альты. Выразительность,изобразительность, контраст, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано.

Узнают понятия: Кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор: тенор, басы, сопрано, альты. Выразительность, изобразительность, контраст, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано.

Научатся сопоставлять и сравнивать образы музыки и картины определять музыкальную форму, приём развития музыки, передавать настроения музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла, выступать в роли дирижёра, дирижировать хором «Вставайте, люди русские»  из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, находить в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества, отмечать, что роднит творения композитора С. Прокофьева, художников П. Корина, В. Серова и кинорежиссёра С. Эйзенштейна. Исполнять песни о подвигах героев, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Александр Невский – святой земли Русской», «На земле родной не бывать врагу!»

Регулятивные:

Планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке,  характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц кантаты.

Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать вопросы об уточнении непонятного, работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям.

Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа. Наличие эмоционального отношения к искусству, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

22-23.

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка. (с. 98-107) (изучение и обобщение полученных знаний)

«Ты раскрой мне, природа, объятья…»

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

«И это всё – весенних дней приметы!»

«Фореллен-квинтет».

«Дыхание русской песенности»

Какими словами можно передать настроение живописных полотен В. Борисова-Мусатова? Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой, тишину, уравновешенность? Какие краски нужно выбрать, чтобы передать картину весеннего пробуждения?

Как развивается музыка в «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта? Какие инструменты солируют? (Передать словами настроение живописных полотен. Найти в Интернете стихи поэтов, созвучные картинам художника. Исполнить песни о Родине, её  природе. Сравнить язык, настроение произведений двух видов искусства. Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Звучащие картины» и «Весна, весна! Как воздух чист!» Разучить пеню «Форель Ф. Шуберта. Сравнить выразительные средства прелюдий С. Рахманинова, сопоставить музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов.)

Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, квинтет, выразительность, изобразительность, прелюдия.

Узнают понятия: мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, квинтет, выразительность, изобразительность, прелюдия.

Научатся: слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть наименование произведения и автора, передавать словами настроение живописных полотен В. Борисова-Мусатова, находить в Интернете стихи поэтов, созвучные картинам художника, исполнять песни о Родине, её  природе, сравнивать язык, настроение произведений двух видов искусства, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Звучащие картины» и «Весна, весна! Как воздух чист!» Научатся выразительно исполнять пеню «Форель Ф. Шуберта, сравнить выразительные средства – мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску, динамику, форму, которые усиливают контраст двух образов  прелюдий С. Рахманинова, сопоставлять музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов А. Майкова и А. Пушкина, исполнять пластические импровизаци на музыку прелюдий.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу, анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.

Познавательные:

Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Формировать замысел и использовать и реализовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию,  рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе;

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам, участвовать в создании композиций, работать в паре, группе.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

24.

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве. (с. 108-111)  (изучение и обобщение полученных знаний).

«Весть святого торжества».

«Древний храм златой вершиной блещет ярко…»

Какому празднику посвятил своё произведение композитор С. Рахманинов? Какой жанр русского фольклора положен в основу части симфонии «Фрески Софии Киевской» В. Кикты «Орнамент»? Какие особенности музыкального языка можно отметить в части «Скоморохи»? (Назвать колокольные звоны, выполнить задания в творческой тетради. Назвать жанры русского фольклора, найти сходство и различие воплощения образов в фресковой живописи и в музыке, отметить особенности музыкального языка.)

Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.

Узнают понятия:  мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.

Научатся: слушать и исполнять музыкальные темы, ориентируясь на нотную запись, называть колокольные звоны, выполнять задания в творческой тетради. Называть жанры русского фольклора, находить сходные и различные черты воплощения образов в фресковой живописи и в музыке, отмечать особенности музыкального языка на примере музыки С. Рахманинова (Сюита для двух фортепиано) и Валерия Кикты (Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…».

Регулятивные:

Планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы.

Понимание содержания музыкального произведения, эмоциональный отклик, самооценка своих творческих возможностей. Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа.

25-26.

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве. (с. 112-117)

Волшебная   палочка  

дирижера. Дирижёры мира.

(с. 118-121)

(изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в концертный зал)

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён? Какие свойства тембра скрипки использовали разные композиторы для передачи музыкальных образов в своих пьесах? Где можно услышать скрипку? Как звучит музыка в виртуозной скрипичной пьесе Н. Паганини «Каприс»?  Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передаёт настроение услышанной музыки? (Назвать средства музыкальной выразительности пьес разных композиторов. Найти образы в музыке, соответствующие образам в картинах художников. Выполнить задание в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»). Найти в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и подготовить сообщение для одноклассников, выполнить задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок»).

Композитор, исполнитель, слушатель, скрипач-виртуоз.

Страдивари.

Гварнери. Амати.

Никколо Паганини. Скрипка соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка), симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижёр.

Узнают понятия: концертный зал, тема, тембр, партитура, скрипка соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка), симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижёр..

Научатся: слушать и исполнять музыку, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять жанр инструментального концерта, называть средства музыкальной выразительности пьес разных композиторов, находить образы в музыке, соответствующие образам в картинах художников, выполнять задание в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»), находить в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и делать сообщение для одноклассников, выполнять задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». Научатся слушать музыкальные произведения, называть имена дирижёров мира: К.-М. Джулини, В. Спиваков, Е. Светланов, Л.Бернстайн, Г. Караян, следить за работой дирижёров и выступать в роли дирижёра.(Игра «Если бы я был дирижёром…»)

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Ставить вопросы, обращаться за помощью. Контролировать свои действия в коллективной работе, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.

Развитие эмоционального восприятия произведений, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

27.

Волшебная  палочка 

дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве. 

(с. 122-125) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал и парки мира)

«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

«Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…»

Какими словами можно выразить общий смысл симфонии № 5 Л. Бетховена? Что общего в образах преодоления, победы, торжества, выраженных в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена? Как рождается художественная мысль композитора? (Сравнить образы в скульптуре и в музыке, выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр – единое целое»)

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Узнают понятия: эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Научатся слушать музыку,

сравнивать образы в скульптуре и в музыке, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр – единое целое»), дирижировать фрагментами главных тем Симфонии № 5 Л. Бетховена, рассказывать о памятниках защитникам Отечества.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу. Контролировать действия и сравнивать результат с заданным эталоном.

Познавательные:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

28-29.

Застывшая  музыка. 

(с. 126-131)

Полифония  в  музыке  и  живописи.

(с. 132-133)

(изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие)

«Содружество муз в храме.»

«В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»

Какие переживания выражает музыка? Как звучит музыка, созвучная образам храмов? Какие музыкальные произведения,  написанные для церковного богослужения могут звучать в католическом соборе, а какие в православном храме? Почему? Что роднит образ архитектурного сооружения Кёльнского собора с органной музыкой И.-С. Баха? (Определить музыку, созвучную образам храмов, определить, что общего между произведениями «Аве, Мария» Дж. Каччини, знаменным распевом, хорами «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и С. Рахманинова, отметить сходство и различие, выбрать слова, которые наиболее точно передают характер и чувства органной музыки И.-С. Баха.)

Органная музыка, хор a capella, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга.

Узнают понятия: органная музыка, хор a capella, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга. Научатся объяснять смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…»

Научатся определять музыку, созвучную образам храмов, определять, что общего между произведениями «Аве, Мария» Дж. Каччини, знаменным распевом, хорами «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и С. Рахманинова, отмечать сходство и различие, выбирать слова, которые наиболее точно передают характер и чувства органной музыки И.-С. Баха.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации. Использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие эмоционального восприятия произведений, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

30.

Музыка   на  мольберте. 

(с. 134-139)

(изучение и закрепление новых знаний).

«Композитор-художник.»

«Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…»

«Вселенная представляется мне большой симфонией…»

Как вы понимаете высказывание А. Швейцера, известного исследователя творчества И.-С. Баха: «Любая баховскя тема – всё равно, выражает ли она радость или скорбь, - звучит возвышенно». Какими средствами композитор М. Чюрлёнис передаёт ощущение огромного пространства? Какими средствами композитор К. Дебюсси предал своё впечатление от картины моря?

(Сравнить особенности музыкального языка сочинений И.-С. Баха. Ощутить свои возможности в качестве слушателей и исполнителей, осознать значение средств музыкальной выразительности).

Композиция, форма, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, allegro (скоро), andante (не спеша).

Узнают понятия: . композиция, форма, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, allegro (скоро), andante (не спеша). 

Научатся слушать и понимать музыку, сравнивать образы сочинений, сравнивать особенности музыкального языка сочинений И.-С. Баха и М. Чюрлёниса, ощущать свои возможности в качестве слушателей и исполнителей, осознавать значение средств музыкальной выразительности.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию

Этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

31.

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи. 

(с. 140-143) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-путешествие).

«Музыка ближе всего к природе…»

«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе».

Какие чувства и настроения близки музыке, в какой форме она написана? Какими средствами композитор передал своё впечатление от картины моря? Как вы понимаете высказывание о творчестве К. Дебюсси: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?» (Сравнить «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси с морскими пейзажами Н. Римского-Корсакова. Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку.»).

Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.

Узнают понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы. Научатся: слушать и сравнивать музыкальные фрагменты, определять средства музыкальной выразительности, синкопированный ритм джаза, сравнивать «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси с морскими пейзажами Н. Римского-Корсакова, выполнять задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку.,.», исполнять ритмические импровизации на музыку «Кукольный кек-уок» из сюиты «Детский уголок» К. Дебюсси с помощью ударных инструментов, хлопков, называть фрагменты из знакомых сюит русских и зарубежных композиторов.

Регулятивные:

Использовать общие приёмы решения задач.

Познавательные:

Ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, находить общее решение при работе в группе, участвовать в коллективном музицировании.

Развитие восприятия произведений искусства, эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственных и этических чувств.

32.

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

Звучащие картины.

 (с. 144-147)

 (повторение и обобщение полученных знаний, урок-путешествие)

«О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Как выразительность музыки «Реквием» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р. Рождественского? Что роднит строки из поэмы Р. Рождественского «Реквием» и фрагменты «Реквиема» композитора Д. Кабалевского? ( Исполнить песни, посвящённые героям Великой Отечественной войны. Подготовить сообщение о памятниках героям войны, выполнить задания в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»), найти в Интернете, словарях, энциклопедиях по искусству информацию о графике – одном из видов изобразительного искусства, подобрать стихи, музыкальные сочинения, которыми можно озвучить художественные образы на графических рисунках С. Красаускаса из циклов «Реквием» и «Вечно живые»)

Реквием. Графика.

Узнают понятия:  Реквием. Графика.

 Научатся слушать музыку, исполнять песни, посвящённые героям Великой Отечественной войны, делать сообщение о памятниках героям войны, выполнять задания в творческой тетради (К. Паустовский «Струна»), включать произведения о защитниках Отечества в исследовательский проект « О подвигах, о доблести, о славе…», находить в Интернете, словарях, энциклопедиях по искусству информацию о графике – одном из видов изобразительного искусства, подбирать стихи, музыкальные сочинения, которыми можно озвучить художественные образы на графических рисунках С. Красаускаса из циклов «Реквием» и «Вечно живые»), петь мелодии военных лет, принимать участие в конкурсах-смотрах «Строя и песни», концертах, посвящённых «Дню Победы».

Регулятивные:

Вносить необходимые дополнения и изменения в план, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, находить общее решение при работе в группе, участвовать в коллективном музицировании.

Наличие эмоционального отношения к искусству.

Чувство сопричастности истории России и гордости за свою страну, укрепление гражданской эдентичности в соответствии с традициями семьи и народа

33-34.

35 (р)

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры… 

(с. 148-151)

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

(с. 152-157)

Исследовательский проект.

Темы проектов.

«Стань музыкою, слово…»

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

«Распахни мне, природа, объятья…»

«О подвигах, о доблести, о славе…»

«Небесное и земное в звуках и красках»

«Музыкальный театр: содружество муз»

«Что сердце заставляет говорить…»

«В каждой душе звучит музыка…»

«Музыка и литература в залах картинной галереи»

«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…» «Музыкальная живопись Мусоргского».

Какое впечатление производят художественные произведения «Мимолётности» С. Прокофьева и картины В. Кандинского – современника композитора? В чём перекличка средств выразительности музыки и живописи? Что отличает почерк композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева? Какие особенности музыкального языка раскрывают замысел композитора М. Мусоргского? Какие картины рисует музыка? (Слушать музыку композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева, найти сходство и различие музыкального языка, перекличку средств выразительности.  

Закрепить понятия, полученные на уроках, вспомнить произведения различных музыкальных жанров, обобщить особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева. Определить выразительность и изобразительность пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки, сравнить их с образами картин В. Гартмана.).

Фортепианная миниатюра, язык искусства, интерпретация.

Кантата, симфония, реквием, сюита, фуга, прелюдия.

Портрет, пейзаж, батальная картина, икона, храм, фреска, орнамент.

Узнают понятия: фортепианная миниатюра, язык искусства.

Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей,  слушать на уроках музыкальные сочинения в современной интерпретации, называть их авторов, определять музыкальные жанры и обобщать особенности музыкального «почерка» композиторов, закреплять понятия, полученные на уроках, вспомнят произведения различных музыкальных жанров, обобщат особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева. Научатся определять выразительность и изобразительность пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки, сравнивать их с образами картин В. Гартмана.).

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий, выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, сравнивать результат творческой деятельности с эталоном.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения исполнительской задачи, осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности, работать в группе.

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. Этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям, эмоциональное отношение к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...