конспект открытого занятия по "сольфеджио" - "Все ноты как одна семья"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме

Назарова Елена Александровна

 

Основная цель открытого занятия:  Развитие мелодического слуха при выполнении творческих заданий. Использование авторских стихов, распевов и песен Светланы Науменко и Елены Назаровой в изучении песенного материала на занятиях по "сольфеджио"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по программе: эстрадно-вокальная студия «Модерн»

предмет «сольфеджио» (1 год обучения)

ТЕМА:        «Все ноты как одна семья»

ЦЕЛЬ:        

Развитие мелодического слуха при выполнении творческих заданий.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Познакомить учащихся с историей улиц города Ломоносова, используя музыкально-песенный материал.
  2. Научить учащихся правильно пропевать  и проговаривать  названия нот в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях.
  3. Отработать и закрепить пройденный материал под фортепиано с пением по нотной партитуре сольфеджио (с названием нот).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Развитие мелодического слуха в комплексном подходе.
  2. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.
  3. Развитие творческих навыков.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 

  1. Формирование бережного отношения к Родине.
  2. Формирование любви и интереса к музыке и в частности к предмету «сольфеджио».

Конспект открытого занятия.

(Сольфеджио 1 год обучения – 45 минут.)

Вступительное слово. Приветствие. (3 минуты)

Здравствуйте, дорогие ребята, учащиеся студии «Модерн». Мы приветствуем вас на уроке занимательного сольфеджио. Сегодня наше занятие мы посвящаем 300-летию нашего города Ломоносова. Ломоносов поистине музыкальный город. Здесь жили цари, творили художники, писали свои музыкальные произведения композиторы. И хотя мы с вами не композиторы, а только учимся, всё равно мы гордимся тем, что живём в нашем замечательном городе, городе, который отмечает в этом году юбилей. На нашем занятии сегодня присутствуют гости – это педагоги и администрация ДДТ «Ораниенбаум».

Стихотворение «Учи сольфеджио, дружок!» (Е.Назарова)

Учи сольфеджио, дружок,

Чтоб песни сочинять ты мог

И разные мелодии,

А может быть рапсодии.

                Тебе всё в жизни пригодиться,

                Вот только нужно потрудиться!

Домашнее задание. Повторение пройденного материала. (5 минут)

Мы приступаем к домашнему заданию.

Семь нот, семь апельсинов,

Семь улиц самых длинных.

В восемнадцатых веках

        Жили цари во дворцах.

                Дворцы в Ораниенбауме

                Князьями озаглавлены.

                И герб у нас, какой!

                Смотри и вспоминай со мной. (Е.Назарова)

Давайте ещё раз посмотрим на герб нашего города и назовём семь улиц Ораниенбаума (ныне Ломоносова), которые существовали 300 лет назад.

(См.картинку).

В основе герба – апельсиновое дерево, которое выращивали у нас в оранжереях в 18 веке и якоря – символы города порта.

(Дети перечисляют названия семи улиц)

«Семь улиц Ораниенбаума 300 лет назад»

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете историю своего города.

Упражнения на развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата. (3 минуты)

(Отработать гласную букву «А» с правильной постановкой артикуляционного аппарата. Повторить стихотворение несколько раз с целью закрепления правильного произношения.)

Стихотворение «Апельсиновые ноты» (Е.Назарова)

Апельсиновые ноты,

Апельсиновый куплет,

Апельсиновые песни –

С Днём Рождения - 300 лет!

Славим наш Ораниенбаум,

Ноты, песни все поют.

Музыкальное сольфеджио -

Апельсиновый салют!

Упражнения на развитие мелодического слуха.  (7 минут)

Чтобы песни исполнять

Ноты нужно твёрдо знать!

Видео - фрагмент «Семь нот»

Будьте внимательны, пожалуйста, посмотрите на видео сюжет, который расскажет вам о нотах и где они живут.

  1. Упражнение «Семь нот по-порядку»

(Музыка в упражнении звучит по восходящей мелодии от «До» до «Си» и в нисходящей мелодии от «Си» до «До».)

Все ноты как одна семья

Сыграй и музыка слышна

Тут много ноток: До, Ре, Ми,

И пляшут: Фа, Соль, Ля и Си.

Их все по слуху узнают

И в песенках они живут. (Е.Назарова)

Вопрос учителя: Ребята, скажите, пожалуйста, а кто сочиняет песни?

Ответ детей: Композитор.

Совершенно верно, композитор. И сейчас я тоже попробую придумать какую-нибудь мелодию с названием нот, а вы, друзья мои, повторяйте за мной.

  1. Упражнение «Эхо»

(Упражнение на внимание и музыкальную память. В упражнении учащиеся должны повторить за учителем музыкальные последовательности с названием нот.)

  1. Песня – распев «Два музыкальных домика» (1 куплет) (сл. и муз. Е.Назаровой)

Скрипичный и басовый – два домика живут

И вместе дружно пляшут и песенки поют.

Припев:

                До, Ля, Фа, Соль, Ми, До,

                До, Ля, Фа, Ля, Соль, До.

                И вместе дружно пляшут, и песенки поют.

Басовый пел нам низко, скрипичный высоко.

Мелодию такую запомнить нам легко.

Стихотворение: «Чудеса тут, да и только!» читает Мельничук Елена, 7 лет

( Отрывок из стихотворения А. Плещеева "Из жизни")

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имён лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

- Видишь чёрных клавиш ряд

  Их то две, то три подряд,

Лишь две чёрненьких нажмёшь,

Между ними РЕ найдёшь.

Слева - ДО, а справа - МИ,

По порядку их нажми:

ДО, РЕ, МИ.

Рядышком теперь смотри.

Видишь чёрных клавиш три?

От них слева ФА живёт,

Песенку свою поёт.

Возле ФА - СОЛЬ, ЛЯ сидят

И вдвоём на СИ глядят

Ну, а СИ совсем несложно,

Нам её найти возможно:

Справа от трёх чёрных клавиш

Дома ты её застанешь.

А теперь произнеси:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Новый материал «Все ноты как одна семья». (15 минут)

Задание в тетради и  на доске.

Сейчас мы открываем наши тетрадки и записываем по порядку семь музыкальных нот. Помните, что делать мы это должны простым карандашом и после того как напишем скрипичный ключ на нотном стане.

(Запись в тетради по сольфеджио - октава от «До» до «Си» и в обратной последовательности.)

Теоретическая часть «Все ноты как одна семья».

Звуки складываются в музыку, а как же сохранить музыку, чтобы через много лет другие люди смогли ее сыграть? Для этого придуманы ноты. Они одинаковые во всем мире. Музыкант любой страны сыграет мелодию записанную нотами.

Наглядное пособие – 4 шт.

        Ноты, друзья мои, придуманы уже много веков назад. А профессионально записывать их стали с 16 века. Посмотрите, пожалуйста, на картинки – это старинные записи нот в музыке (картинка 1, 2, 3). На этой картинке уже современные ноты по которым мы с вами учимся петь (картинка 4).

Нот всего семь, зато музыки так много и вся такая разная. Почему?

Потому что ноты бывают разные по высоте: высокие и низкие. Поэтому их получается не семь, а гораздо больше. А их комбинаций еще больше. Вот и получается так много разной непохожей музыки из одних и тех же нот!

Итак, мы с вами выяснили, что ноты - это знаки, которые показывают нам высоту и длительность звука.

Стихотворение «Что такое ноты?»  читает Мельничук Елена

Семь кружочков - малышат

На линеечках сидят.

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют.

Очень заняты работой

Эти радостные НОТЫ.

Песня «Песенка летит по свету» сл и муз Е.Назаровой

(Разучивание мелодических оборотов в песне по фразировкам.)

  1. Музыка как конфетти разлетается по свету.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – мир услышит песню эту.

Припев:

Миру – мир все ноты вторят

Ты нам тоже подпевай.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –

Всё время повторяй.

  1. С песней в мире интересней, музыкальнее ключи,

Ноты, паузы и звуки - ты сольфеджио учи!

Песня «Радужный дом» (1 куплет) (сл. и муз. Светланы Науменко),

исполняет солистка Зайка Дарья, 9 лет.

Раздать карточки с апельсиновыми нотами- наглядное пособие!!!

(Песня с мелодической линией у солиста. Ансамбль должен чётко произносить текст по памяти и слушать правильность распевов)

  1. Есть у музыки высокой в небе сказочный свой дом.

В нём живут, поют красиво нотки радуги с ключом.

Фиолетовый дом с красным под оранжевым зонтом.

Желто – солнечно - зелёный в небе сине - голубом.

Припев:

        До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До,

        До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.

Музыкальная разминка.

Игра «Нотки все звучат по кругу»

Под музыку дети передают игрушку. Музыка остановилась и у кого в руках игрушка, тот должен пропеть ноты в музыкальной последовательности.

Закрепление пройденного материала. (7 минут)

  • Загадка 

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки (Ответ детей - ноты)

  • Музыкальный ребус «Угадай-ка»
  • Рисунок  в тетради «Апельсин с ноткой».

Воспитанники рисуют цветными карандашами  музыкальный рисунок в тетради с картинки - наглядного пособия.

Домашнее задание. (2 минуты)

Нарисовать дома музыкальный герб нашего сказочного королевства под названием «Сольфеджио». На гербе должны быть изображены ноты и музыкальные ключи (скрипичный и басовый).

Поздравление воспитанников с 300-летием города Ломоносова.

(3 минуты)

Вручение апельсинов.

Если каждый житель нашего города сделает творческий подарок своему родному городу, то наш город расцветёт и станет  ярче и привлекательнее.

До новых встреч, дорогие друзья!

Список используемой литературы по сольфеджио и теории музыки:

Андреева. От примы до октавы.(4кл сольфеджио) (1978)

Блюм. Гармоническое сольфеджио (1991)

Бражников. Древнерусская теория музыки.

Браудо. Артикуляция (1961).

Бритва. Пособие по теории музыки и сольфеджио 2-е изд (1997)

Варламова, Семченко. 2-класс - Сольфеджио (2004)

Вахромеев. Элементарная теория музыки (1961)

Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио (2004)

Виноградов, Красовская. Занимательная теория музыки (1991)

Гурулев, Низяев. Теория музыки.

Давыдова, Запорожец. Сольфеджио для 3 класса ДМШ (1981)

Далматов. Музыкальная грамота и сольфеджио 2ч (1965)

Драгомиров. Учебник сольфеджио.

Калмыков, Фридкин. Сольфеджио. Одноголосие (1981)

Кирюшин. Упражнения для слуха.

Косовский. Азбука ритма. (1997)

Котляревская, Крафт. Сольфеджио 1кл (1991)

Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов (1968)

Ладухин. 1000 примеров музыкального диктанта (1981)

Ладухин. Одноголосное сольфеджио (1998)

Леонова. Полифоническое сольфеджио (1990)

Серебряный. Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки (1987)

Способин. Элементарная теория музыки (1963)

Струве. Хоровое сольфеджио.

Фридкин. Музыкальные диктанты (1965)

Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте (1962)

Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие по сольфеджио для учащихся подготовительных групп и первых классов (2002)

Шульгин. Программа сольфеджио для ВУЗов (Музпед 2004)

Юсфин. Сольфеджио на материале советской музыки (1975)

Интернет-ресурсы.

(Запасная минутка)

Разучивание песни.

Песня «Любимый город» сл. и муз. Назаровой

Здесь всё ликует и поёт и красотой сверкает,

Хрустальный водопад течёт и звоном вдохновляет.

Припев:

Ломоносов, любимый город с детских лет,

Ломоносов, нет роднее на земле.

Наш родной, любимый город красотой блистает вновь.

Мы подарим тебе город нашу вечную любовь.

Припев:

Ломоносов, любимый город с детских лет,

Ломоносов, нет роднее на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ»

 Цель:  Познакомить детей с целебными и вкусовыми  свойствами лука....

Конспект открытого занятия по разделу Сенсорное развитие, тема: «Рассматривание одного и множества предметов».

Конспект открытого занятия по разделу Сенсорное развитие, тема: "Рассматривание одного и множества предметов"....

План – конспект открытого занятия Тема: «Формула крепкой семьи»»

Формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях...

Конспект открытого занятия "У каждой семьи свой бюджет"

Занятие "У каждой семьи свой бюджет" проведет в разновозрастной семейной группе детского дома....