Учебно- Методическое пособие ТЕМА: «Работа над гаммой на ксилофоне в классе ударных инструментов»
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Плющай Ирина Валентиновна

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства.

Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых  движений, координацию движений в  обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД

ДМШ им В.В. Андреева.

Московского района.

Санкт – Петербурга.

Учебно- Методическое пособие

Преподавателя  класса «Ударные инструменты»

Плющай И.В.

ТЕМА:

«Работа над гаммой на ксилофоне  в классе ударных инструментов»

2013

       Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства. Гамма для поступенного звукоряда придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых  движений, координацию движений в  обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно.

         Художественные способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука.  Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

         Необходимо, чтобы ученик осознавал, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, кистевых движений рук. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои исполнительские  движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

                            Основные  задачи при игре гамм.

  1. Начальный период игры гамм, знакомство учащихся с гаммой.

  1. Техническое освоение гамм

  1. Недостатки учащихся при игре гамм

  1. Художественные задачи при игре гамм, динамические нюансы

         Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности исполнительского  движений.

       Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается. В данной работе будет рассмотрена игра исключительно гамм, а не всего гаммового комплекса.  

                                Начальный период игры гамм

         Когда мы начинаем знакомить учащихся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей, объясняя их художественный смысл. Тональные сегмент  мы связываем с разными жизненными переменами: вечер сменяет день, после лета наступает осень. Меняются настроения человека: за весельем может быть грусть.

      Все это в музыке передается разными тональностями и ладами. Как различна цветовая гамма у художника, так меняются тональные "краски" в музыке. У некоторых композиторов было даже цветовое видение тональностей (А. Скрябин, Н. Римский - Корсаков). У Римского - Корсакова, например, тональность Ми мажор была "синей" и связывалась с образами синего моря, а у Л.Бетховена и В. Моцарта Си минор ассоциировалась с черным цветом, был символ трагедии, смерти.

    В начальный период обучения закладывается фундамент исполнительской  техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.

      Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным. Учиться слышать в гамме мелодическую линию  звучания. Играть выразительным звуком. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.

                            Техническое освоение гамм

        По формуле мажора (чередование тонов и полутонов) строим мажорную гамму. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы  фа мажор и ля минор. Хороший и чистый звук извлекается ударом палочек по центру пластины. Следует избегать ударов по краю пластины, так как качество звука будет более не качественным.

     Удары производятся движением кисти. Палочки держать одинаково как правой, так и левой рукой, прямо перед собой, и параллельно один другому. Палочка лежит между первым и вторым фалангам указательного пальца, а большой палец слегка поддерживает палочку, кончик палочки от конца примерно 10 см. Для обозначения удара той или иной руки на первом году учебы применяется специальная аппликатура.

При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

  1. Палочки  не должны "вязнуть" в пластинах.  Удар по пластине  должен  быть активным   и точным. Для этого  кисти рук должны быть легкими, свободными.
  2. Не "выколачивать" удары по пластине, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
  3. Резкие удары это зажатость, не чувствует свободы в кистях, в предплечье, плечах, спины, ногах.
  4. Утомление, непривычное долгое стояние, руки прижимают, ноги прямые, корпус не ровный. До первых утомлений прекратить играть до полного восстановления.

      В этот период продолжается закрепление игровых навыков, идет поиск ощущения удобства в игре, отрабатывается пластика  движений. В это время ставим  перед учеником уже больше художественных задач: динамические и артикуляционные, а также задачи на координацию движений обеих рук в различных динамических и артикуляционных соотношениях. Играя и выполняя данные задачи, учащиеся, учатся связывать качество звука с определенными движением: продолжает закрепляться звуко-двигательная связь.

          ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ

                            Динамические задачи

 Сыграть гамму форте (f)

 Необходимо сразу настроить ученика на правильное звукоизвлечение forte , объявив его техническую сторону. Иначе ученик может применить сам неправильный прием, что приведет к перенапряжению, к зажимам. Играть звуком forte - это не значит стучать, выколачивать, играть грубо, жестко, форсировать звук. Звук должен быть громким, но глубоким, мягким,  и благородным.

      Ученику надо подсказать, как добиться желаемого звучания. В игре должна участвовать вся рука от плеча, свободная во всех сочетаниях. Вся рука - это "шланг", по которому свободно "течет вода" - сила от плеча в кончики пальцев и палочек. Эта упругость смягчает резкость звука. Нужен легкий удар, отскок палочки  от  пластины ксилофона.

       Но кроме объяснения технической стороны извлечения звука f, педагог должен обратиться к музыкально-слуховым представлениям учащихся. Ведь не двигательно-моторный фактор стоит на первом месте в исполнении музыки, а прежде всего мысленное представление звукового образа, осознание художественной цели. А уже слуховые представления помогают ученику найти необходимое движение для воплощения на инструменте своего звукового "прообраза".

       Играя гамму f, маленький ученик будет представлять, как "шагает большой, грузный слон", но "надев мягкие тапочки". Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким, а мягким, благородным.

Сыграть гамму пиано (р)

       Играя гамму piano, Важно не "шептать", не "прятаться". Звук должен быть свободный, пронизывающий. Чтобы добиться нужного качества звука ученику подсказывается прием: мышцы верхней части руки удерживают ее в подвешенном состоянии, рука легкая, воздушная. Движение руки легкое, отрывистое, прозрачное. Ученики представляют образ "росинок на цветах на утреней заре". Тихое звучание соответствует образу

       Играем гамму "звуковысотной динамикой": вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Ученики сами придумывают и настраиваются на образ: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и силы удара рук на пластины ксилофона. От вершины спускаемся вниз - опять в темноту, в подземелье, в глубокое и насыщенное звучание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по изучению темы "Текстовый редактор". 6 класс.

В данном учебно-методическом пособии разработан полный цикл уроков по изучению темы "Текстовый редактор" в 6 классе....

Учебно-методическое пособие "Тесты по информатике и ИКТ" . 5 класс

Тест по информатике – 5 класс итоговый. Время работвы 45 минут....

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"

Данное учебно-методическое пособие предназначено  для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...

Учебно-методическое пособие "Языковая игра для учащихся 7-8 классов"

Во Франции очень популярна лексическая игра под названием "Jeu de l\'oie" (Гусиная игра)Эта игра является интерпретацией Гусиной игры на двух языках французском и английском.Подходит для учащихся школ ...

Учебно - методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках немецкого языка на основе текстов домашнего чтения

Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке является необходимым видо...