Методическая разработка урока с мультимедийным приложением на тему: "Выразительные и изобразительные интонации"
методическая разработка по музыке по теме

Зайчук Марина Николаевна

Урок разработан для 3 класса во 2 четверти  (УМК В. О. Усачева, Л. В. Школяр). Цель урока - осознание интонации как выразительно-смысловой и изобразительной частицы в музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зайчук Марина Николаевна

учитель музыки

МБОУ СОШ № 15

округ Муром

Методическая разработка урока в 3 классе по теме:

«Выразительные и изобразительные интонации»

Цель урока: Осознание интонации как выразительно - смысловой и изобразительной частицы в музыке.

Задачи:

  • Закрепить  понятие  выразительной интонации
  • Подвести к пониманию изобразительности в  интонации
  • Закрепить название длительностей нот – четверти и восьмой
  • Закрепить название групп инструментов симфонического оркестра: струнно – смычковые и духовые.
  • Развить  музыкальные способности – чувство  ритма и внутренний  слух.
  • Пробудить интерес к серьезной музыке Л.Бетховена.

Музыкальный материал: «Марш» Э. Грига, «Перепелочка» бел.нар.песня, «Экспозиция 3 части симфонии № 5» Л.Бетховена, «Кукушка» швейцарская нар. песня, фрагмент «Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленям» П.Уинтера, пасхальный звон Свято-Троицкой лавры, фрагмент «Рассвет на Москве –реке» М.П. Мусоргского, тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева.

Дополнительный материал: компьютерная презентация, нотные фрагменты.

Ход урока:

Вход детей под «Марш» Э. Грига

1. Вступительное слово учителя.

- Вспомните, о чем говорили на прошлых уроках?

- Что необходимо для того, чтобы получилась музыкальная интонация? Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое произведение вырастают из одной, двух или нескольких интонаций. В интонации зарождается самое главное – мелодия, ритм и характер музыки.

2. Работа по теме урока.

- А все ли нам известно о музыкальных интонациях? (проблемный вопрос)

- Какие характеры могут выражать интонации?

- Как называются интонации, которые выражают характер, чувства?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об интонациях.

Показ слайда «Выразительные интонации»

- На доске примеры таких выразительных интонаций. Посмотрите внимательно на первый пример, знакома вам эта интонация?

 Это главная интонация белорусской народной песни «Перепелочка».

Слайд

- Обратите внимание на длительности нот. Какие ноты показывают долгие, а какие короткие звуки? (учебное задание)

- Как называются в нотной грамоте долгий звук? А как короткий звук?

- Прохлопайте ритм этой интонации. А теперь споем с названием нот. Назовите их.

Исполнение.

Какая здесь была сильная доля? Выделите ее.

- Что выражает эта интонация? (жалость, печаль, грусть)

- Подумайте, ребята, а характер исполнения песни будет зависеть от характера интонации? (проблемный вопрос)

- Давайте споем запев песни.

- Чтобы интонация получилась еще более выразительной, к какому слову нужно подвести мелодию, какое слово выделить?

- А в припеве,  какие слова или слоги выделим ярче?

- А теперь споем все три куплета напевно, ласково, с сопереживанием.

Исполнение песни «Перепелочка»

- Молодцы, трогательное, душевное получилось исполнение.

- Теперь попробуйте определить эту выразительную интонацию.

На доске нотный пример главной мелодии экспозиции 3 части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

- Как движется мелодия, вверх, вниз или на одной высоте?

- Назовите эту ноту. Обратим внимание на ритм, какие звуки долгие, какие короткие.

- Кто хочет попробовать прохлопать ритм этой интонации? (творческое задание)

- А теперь все вместе. Пропоем ее.

- Какая по характеру эта выразительная интонация?

- Какая может получиться музыка, которая вырастет из этой интонации? (регулятивные УУД – прогнозирование)

- Эту мужественную, героическую музыку сочинил немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен. Он жил 200 лет тому назад. Это был великий композитор.

Из этой выразительной интонации Бетховен развил большое музыкальное произведение – симфонию. Кто, по-вашему, будет исполнять эту симфонию, один музыкальный инструмент или целый симфонический оркестр?

Показ слайда с изображением симфонического оркестра.

- Давайте послушаем, как звучит эта мужественная, героическая интонация в симфонии.

Слушание

- Какое произведение выросло по характеру из этой выразительной интонации? Понравилась вам эта героическая и мужественная музыка?  (личностные УУД – нравственно – этическое оценивание)

- Бетховен и сам был очень мужественным человеком. У него много мужественной и героической музыки, с которой мы будем знакомиться на уроках в старших классах.

- А кто услышал, какие инструменты подчеркнули героическую интонацию в симфонии?

Показ слайдов

- А что еще можно показать с помощью инструментов, как вы думаете? Инструменты могут подчеркивать не только выразительные интонации, они способны воспроизводить разнообразные звуки, шумы и явления окружающего мира.

Звучит фрагмент шума волн моря.

- Вы узнаете, что это за звуки?

- А это знакомо?

Звучит  фрагмент колокольного звона

- Композиторы иногда включают эти звуки в свои сочинения, чтобы музыка была более интересна и правдива. Послушайте.

Звучит фрагмент «Рассвет на Москве - реке» М. П. Мусоргского.

- А это что за звуки?

Звучит фрагмент с голосами птиц

- Такая изобразительность может быть заложена в самой интонации. Послушайте.

Звучит фрагмент темы птички из симфонической сказки «Петя и волк»

- Что изображено в этой интонации? (наиграть интонацию кукушки)

- Вот такие интонации, которые изображают разнообразные звуки, явления окружающего мира или даже какие-либо движения, как мы можем назвать? Попробуйте ответить.

Показ слайда с названием изобразительные интонации

- Эта изобразительная интонация из швейцарской народной песни, которая так и называется «Кукушка». Я вам ее исполню.

3. Вокально – хоровая работа

 Разучивание начнем с изобразительной интонации. Повторяйте за мной.

Разучивание песни.

Выяснить с детьми значение слова беспечно, значит, легкомысленно, ни о чем не задумываясь.

Показ слайда с изображением кукушки

 - А теперь обыграем этот припев. Как мы можем разнообразить здесь пение, предложите? (творческое задание)

- Где кукушка поет? А в лесу,  что может раздаваться? (эхо). Делимся на две группы: одна поет за кукушку, а другая – эхо. Кто должен петь тише?

Исполнение.

- Мы продолжим разучивание этой песни на следующем уроке, а сейчас подведем итоги.

3. Итог урока.

- Что главное, важное было сегодня на уроке? С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились? О чем говорили? Какие бывают интонации? Что изображают изобразительные интонации? Что могут выражать выразительные интонации?

 

Использованная  литература:

  1. Программа по музыке. Под руководством Д. Б. Кабалевского – Москва: Просвещение, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока по теме: "Выразительные возможности натюрморта"

Урок изобразительного искусства предназначен для обучающихся 6 класса. Относится к разделу программы «Мир наших вещей. Натюрморт». На данном уроке закрепляются знания учащихся о жанре натюрм...

методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"

Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....