Методическая разработка урока по теме: "Выразительные возможности натюрморта"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Насонова Наталья Анатольевна

Урок изобразительного искусства предназначен для обучающихся 6 класса. Относится к разделу программы «Мир наших вещей. Натюрморт». На данном уроке закрепляются знания учащихся о жанре натюрморта, о  предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника,  душевных представлений и  представлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_vyrazitelnye_vozmozhnosti_natyurmorta.docx166.17 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\урок натюрморт\1.jpg

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

Урок изобразительного искусства

6 класс

Тема: « Выразительные возможности натюрморта».

Автор:  Насонова Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства «Салемальская школа-интернат среднего /полного/ общего образования», Ямальский район

Разработка  урока  по  изобразительному искусству в 6 классе.

Раздел программы: «Мир наших вещей. Натюрморт».

Тема: «Выразительные возможности натюрморта»

Цели:

Образовательная - углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о  предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника,  душевных представлений и  представлений окружающего мира.

Развивающая - развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; развивать навыки работы карандашом, наблюдательность, внимание, зрительную память.

 Воспитательная - воспитывать художественный вкус, любовь к музыке,               литературе, изобразительному искусству.

Продолжительность урока:  40 минут.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, таблицы «Окружность в перспективе», «Построение основных геометрических тел» музыкальный центр, доска, мел, заготовки для натюрморта из цветной бумаги, видоискатель, бумага, карандаш. 

 Зрительный ряд: Я.Ван Хейсум. Натюрморт с цветами, К..Коровин. Рыбы, вино и фрукты, И..Грабарь. Неприбранный стол, И.Хруцкой. Цветы и плоды, М.Сарьян. Натюрморт. Виноград.

Литературный ряд: стихи о натюрморте, синквейн.

Музыкальный ряд: музыка-релаксация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка рабочих мест
  2. Сообщение темы урока.

Слайд 1,2,3,4,5,6..

Чтение стихов. Показ слайдов.      

Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем.

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой,        2

Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.        

А еще и так бывает: нарисована там дичь.                                                          

В завершение положим спелых персиков и слив.

А еще в картине может нарисованным быть торт

И поэтому картина  называется…натюрморт.

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

- О натюрморте.

-Да, будем говорить о натюрморте, но больше внимания уделим его выразительным возможностям.

-Давайте вспомним, что обозначает слово «натюрморт»? А поможет нам в этом Валя.

-Я обратилась к словарю и там говорится, что произошло оно от французского слова «nature morte» в переводе «неживая натура».

-Что изображают в натюрмортах?

-Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.

Роскошные натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни.

Сейчас я представлю вашему вниманию работы двух художников. Давайте их рассмотрим, сравним и постараемся определить выразительные возможности натюрморта.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 7. 

Первое произведение «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого. Натюрморт написан с подлинным мастерством, он очень эффектен. Полотно наполнено пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но ярко и поэтично передают живые фактуры – нежность персика, прозрачность винограда, сверкание бликов стекла. Все предметы в картине подобраны очень продуманно, они расположены вдоль края мраморного стола, на переднем плане.

-Давайте внимательно всмотримся и попробуем определить центр композиции.

-Да это ваза с цветами.

-Как вы это определили?

-Художник выделил центр светом.

-Какие по окраске преобладают изображенные цветы?

 -Светлой, особенно желтой.        

-Но кроме переднего плана художник выразительно показывает нам и глубину картины.

-За счет чего, как вы думаете?

-С огромной тыквы свисают кисти винограда, в правом углу поблескивает стеклянный графин.

Хруцкой великолепно сопоставляет грубоватую кожуру тыквы, матовую поверхность груши и блестящую яблок.

Совсем по-другому решил свой натюрморт «Виноград» Мартирос Сарьян.

-Как вы думаете, ребята, похожи они по своей технике исполнения?                     3  

-Нет, они совершенно разные. У Хруцкого все предметы изображены фактурно, а у Сарьяна декоративно.                                                                                    

Живопись Сарьяна смотрится как часть красочного ковра, как бы случайно попавшая в поле зрения художника.

-Что изображено на картине?

-Кисти винограда, кувшин, яблоки, груша. На первый взгляд, кажется, что все предметы натюрморта расположены в хаотичном порядке по сравнению с картиной Хруцкого. Но на самом деле композиция сложнее. Сарьян собрал предметы в группы, расположив, их друг за другом, таким образом, передавая глубину пространство натюрморта.

-Ребята, скажите, что общего в этих работах?

-В натюрмортах художники используют яркие цвета, передавая этим какое настроение?

-Художники передают веселое, радостное настроение.

Сегодня на уроке мы вспомним, что обозначает слово «натюрморт», узнаем о выразительных возможностях натюрморта, будем учиться понимать внутренний мир предметов.

-Итак, какими выразительными средствами пользуются художники? 

Слайд 8

Для, того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сыграем в игру «Составь слово». Каждая группа составит слова из слогов, которые будут появляться на слайдах. Победителем будет самая быстрая команда. ( Работа в группах.)

Это:        

  1. Композиция
  2. Рисунок
  3. Цвет

Слайд 9.

Хорошо, молодцы.

А сейчас давайте обратимся к нашему натюрморту. Как мы можем его назвать?

-Осенний натюрморт.                

-Из каких предметов он состоит?

-Из вазы с осенними веточками, фруктов (яблоки и груша).

Прежде, чем начать рисовать, мы рассмотрим и разберем форму всех предметов.

-Какие геометрические тела они напоминают?

-Яблоко – шар, груша – шар и усеченный конус, ваза имеет сложную форму – верхняя часть – цилиндр, нижняя состоит из двух усеченных конусов.

-Какая плоская фигура лежит в основании вазы?

-Круг.

-Как изменяется круг в зависимости от линии горизонта? Давайте проследим (демонстрация превращения круга в овал и линию)

-Что мы будем рисовать в основании вазы?        

-Овал.

-Ребята, возьмите свои видоискатели и определите композиционное расположение натюрморта на листе.                                                                    4

-Как расположим альбомный лист и почему?

-Вертикально, потому, что высота натюрморта больше, чем его ширина.      

-А сейчас давайте определим основные пропорции предметов и их соотношение, пространственное положение  по отношению к вам. Я не зря вас разбила на группы. Каждая группа определят пространственное расположение предметов, и рисует со своей точки зрения. В конце урока мы с вами сравним рисунки.

Показ на доске последовательности выполнения работы.

  1. Выбор формата.
  2. Общее расположение на листе.
  3. Расположение отдельных предметов.
  4. Прорисовка простых форм.
  5. Прорисовка деталей.

-У меня есть условно вырезанные предметы нашего натюрморта, я раздам каждой группе, а вы постарайтесь составить композицию. (Работа по группам, разбор каждой работы на доске).

 -Давайте посмотрим и определим правильную композицию, какие ошибки в остальных?

-В одной работе слишком большие предметы, а в другой слишком маленькие.

-Молодцы! Постарайтесь избегать таких ошибок в своих работах. Мы с вами хорошо поработали, а сейчас отдохнем.

Физкультминутка.

Встать, закрыть глаза и нарисовать сначала руками большое яблоко и грушу, потом маленькие фрукты. То же самое проделать указательными пальцами, носом.

Итак, сегодня на уроке каждый из вас попробует нарисовать натюрморт, используя какие выразительные средства?

-Композицию и правильное построение рисунка и конечно постараться передать красоту предметов нашего натюрморта.

  1. Практическая работа. Звучит музыка. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  4. Контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Итог урока.

        

Выставка и обсуждение работ.

-Какие выразительные средства использовали вы в своих работах?

-Композицию и рисунок.

-Внимательно посмотрите, видите вы какие-нибудь ошибки в работах по компоновке и рисунку?                                                                                         5

-Все работы выполнены, верно.        

-Вам понравился урок?

-Да!

-А что понравилось больше всего?

-Понравилось работать на уроке, понравилась атмосфера урока, сейчас мы будем больше замечать красоту обыденных предметов.

Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции.

Картины, написанные художниками, дарят нам радость запечатленного момента, открывают дорогу в мир прекрасного. А я хочу подарить синквейн, посвященный вам:

-Ученики

Способные, талантливые

Рисуют, пишут, лепят

Любимые мои ученики

Спасибо!        

И свои впечатления от урока я попрошу вас выразить в форме синквейна.

1группа:

-Учитель

Добрый, любящий

Учит, заботится, оберегает

Любимый наш учитель

Спасибо Вам!

-Спасибо, урок окончен, до свидания.

 

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Изо 6 класса "Натюрморт в технике коллажа".

В конспекте урока указаны цели и задачи; какие наглядные пособия использованы для урока. Знакомство учащихся с техникой коллажа. Поэтапная разработка практической работы. Выставка детских работ: натюр...

Методическая разработка урока с мультимедийным приложением на тему: "Выразительные и изобразительные интонации"

Урок разработан для 3 класса во 2 четверти  (УМК В. О. Усачева, Л. В. Школяр). Цель урока - осознание интонации как выразительно-смысловой и изобразительной частицы в музыке....

Урок по теме "Выразительные возможности натюрморта".

Урок по теме "Выразительные возможности натюрморта" для 6 класса....

Открытый урок по теме: "Выразительные возможности графики (образ дерева)" с презентацией

Материал может быть использован при проведения урока в 5 классе. На уроке ребята расширяют свои представления о графике, учатся работать различными графическими материалами....

Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".

Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.Приводимый здесь материал может быть...

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...

Разработка урока по теме "Выразительные возможности наречия"

Самостоятельная часть речи-наречие как средство выразительности в художественных текстах. ...