Разработка урока по теме "Выразительные возможности наречия"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Четверикова Елена Ивановна

Самостоятельная часть речи-наречие как средство выразительности в художественных текстах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_narechiyu_ch.e.i.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Урок  русского языка в 10  классе

                                                                                           Учитель: Четверикова Елена Ивановна

Тема:  урок по теме «Выразительные возможности наречий»

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.

                               

Цели по содержанию.

Образовательные: - способствовать формированию лингвистических знаний с одновременным

                                 совершенствованием интеллектуальных качеств личности ученика;

Развивающие:     - развивать учебно-познавательную компетенцию (умение предопределять виды и содержание своей учебной деятельности).

                              -  продолжить  развитие информационной и коммуникативной компетенций (умений всех видов речевой деятельности учащихся: слушания, чтения, говорения, письма; навыков работы со словарями, учебником, справочной  литературой).

Воспитательные: - способствовать формированию у учащихся представления о прекрасном в языке и

                                речи ( на примере богатства употребления наречий в романе - эпопее Л.Н.Толстого  

                                «Война и мир».

                              -  стимулировать воспитание любви к языку и желание заниматься его изучением.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Методы:  частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства  обучения.

 1). Литература:

  • Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык». Автор-составитель  

Н.Г.Гольцова.-«Русское слово»,2013.

2). Дидактический материал:

  • Записи в рабочих тетрадях по русскому языку.
  • Записи на доске.
  • Карточки-задания для самостоятельной работы.

                                                    Ход урока.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

Приветствует детей.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

 2.   Этап актуализации.

Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать предложения, написанные на доске, ответить на вопросы:

О какой части речи говорит А.С.Пушкин? Что значит живописует?

Кто автор последнего предложения?

Читают предложения, записанные на доске. Делают вывод: речь идет о наречии. Живоописать - значит описать живо, ярко, образно. Определяют авторство последнего предложения. Отвечают.

3.

Мотивация и целеполагание

Просит, отталкиваясь от задания, которое  выполнили, сформулировать тему  и цель урока, учитывая, что это последний урок в теме.

 

Самостоятельно формулируют тему и цель урока.

4. Применение знаний в знакомой ситуации (этап проверки домашнего задания)

Предлагает учащимся вспомнить, в каком разделе науки о языке изучается наречие как часть речи и предлагает рассказать о наречии по плану

Обобщает материал

 Предлагает вспомнить о словообразовании и характерных свойствах наречий

Предлагает творческим группам познакомить класс с результатами домашнего задания.

Подводит к выводу  об использовании наречий в художественной речи

Учащиеся отвечают

Формулируют характерные свойства наречий в зависимости от способа образов

Творческие группы представляют  результаты домашнего задания (исследовательская работа) Как работают наречия в разных типах речи (повествование, описание и рассуждение) по роману- эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Подводят итог: как «работают» наречия в художественном тексте

5. Применение знаний в новой ситуации

Организует работу с текстом.

Организует работу по комплексному  анализу текста (тема, идея, стиль и тип речи, средства выразительности, словообразование, фонетика, орфография и пунктуация)

Работают с публицистическим текстом: записывают его в тетрадь, анализируют, комментируют правописание наречий, объясняют особенности употребления в речи.

6. Домашнее задание.

Дает домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру  «Муки творчества»

Записывают домашнее задание.

7.Итог урока.

Подводит итог урока.

Предлагает вернуться к целям занятия.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

.

8.Рефлексия.

Предлагает ученикам, оценивая свою работу на уроке, работу по тексту 

Обдумывают результаты своей работы на уроке, оценивают свою деятельность

Урок русского языка в10 классе.

Тема: «Выразительные возможности наречий»

Учитель – Четверикова Елена Ивановна

Ход урока:

1.Организационное начало учебного занятия.

2.Этап актуализации.

На доске два высказывания.

«…- особенная часть речи, и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол» А.С.Пушкин

- О какой части речи говорит Пушкин?

- Что значит «живописует»? (образно, ярко, живо описывает)

- Кто автор этой цитаты?

«Чтобы жить честно, надо больше рваться, путаться, полжизни биться, ошибаться, вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» (Л.Н.Толстой)

- Какой частью речи являются выделенные слова? (наречия)

3)Мотивация и целеполагание.

- Отталкиваясь от выполненного задания сформулируйте тему и цель урока. (цель: выяснить, какую роль играют наречия в художественной речи)

4)Применение знаний в знакомой ситуации.

- В каком разделе о языке мы изучаем наречие? (морфология)

- Расскажите о наречии по плану:

а) часть речи

б) разряды наречий

 в) степени сравнения

 г) функции в предложении?

Вывод:

 а) обозначает признак действия, состояния, качества

б) в предложении занимают позицию обстоятельства, примыкающего к глаголу, прилагательному, редко- существительному

в) выполняют изобразительную функцию

- Что значит выполняют изобразительную функцию? ( роль в речи)

- От каких частей речи образуются наречия и какими свойствами обладают в зависимости от образования?

(- наречия, образованные от качественных прилагательных, являются стилистически окрашенными

- наречия, образованные от сущ, числит.,наречий, обладают меньшими стилистическими возможностями

- степени сравнения образуют только качественные наречия, обладающие наибольшей живописностью.)

5)Этап проверки домашнего задания

1 группа представляет наречия в тексте, где тип речи описание.

Вывод: наречия в художественном тексте в описании выступают в роли эпитетов, эмоционально окрашивают действие. Без них утрачивается живописность, выразительность

2 группа- повествование

Вывод: наречия… придают особую точность действию, дополняя изобразительность других частей речи…

?

3 группа- рассуждение

Вывод: наречия… указывают на последовательность действия, на связь мыслей, служат средством связи предложений в тексте.

Общий вывод:

- в художественной речи наречия дополняют изобразительность других частей речи

- наиболее выразительными являются наречия образа действия, сравнительно- уподобительные, наречия совместности действий

-наречия в степени сравнения обладают выразительностью и живописностью

- характеризуя действие или признак, наречия способствуют точности описания и служат средством связи предложений в тексте.

6) Применение знаний в новой ситуации

- Посмотрим на «работу» наречий в тексте другого стиля.

       - Определить стиль текста.

Редко можно найти среди европейских и, в частности,  русских писателей соперника Толстому в упорном труде над своими произведениями. Толстой много напечатал, но больше написал, почти всегда предваряя окончательный текст длинной цепью черновых набросков. Десятки, сотни листов забраковывались им, и работа начиналась сызнова.

«Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, трудно, сложно, и всегда чувствуешь, что не далеко достиг того, что должно и можно,»- читаем в его дневниках.

«Странная вещь - работа, - писал он Фету. – Нужно писать начерно, не обдумывая правильности выражения мыслей. Второй раз переписать, исключая все лишнее и давая место каждой мысли. Третий раз переписать набело, обрабатывая правильность выражений».

 Николай Каллинович Гудзий

(публицистика)

- Запись текста

- Работа с записанным текстом:

1) основная тема текста

2) как можно озаглавить?

3)тип речи? Доказать…

4) найдите наречия. С какой целью они употреблены?

(помогают выразить основную мысль, способствуют точности описания действия, служат средством связи предложений в тексте)

5)как образованы наречия – редко? сызнова?

Подберите синоним к наречию сызнова ( сначала)

Какие наречия еще образованы приставочно- суффиксальным способом? ( начерно- набело АНТОНИМЫ)

6)Какое средство выразительности встретилось в тексте?

а) сравнение

б) эпитет

в)гипербола

г)метафора

д)литота

е)перифраз  ( метафора)

7) какие типы предложений использованы преимущественно в цитате из письма Толстого Фету? (безличные)

8) в последнем предложении найти слово, где зв>б( обрабатывая)

9)найдите предложения с обособленными обстоятельствами

10) орфография

-Проверка текста

7)Этап подведения итогов урока

- Вернемся к эпиграфу. К какому выводу мы пришли?( наречие живописует глагол в худ. и публ. стилях)

8)Информация о домашнем задании

Написать мини- сочинение по тексту Н.К.Гудзия «Муки творчества», используя упр. 533.

9)Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".

Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

Разработка урока по теме "Наречие. Категория состояния"

Разработка к уроку -обобщению. Традиционная форма проведения....

Разработка урока по информатики "Возможности графического редактора Paint"

Данный урок может быть использован при изучении темы "Растровые графические редакторы"....

Разработка урока по крымскотатарскому языку "Наречие" 7класс

На уроке учащиеся знакомятся снаречием,умение правильно использовать в предложении....

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме "В мире изученных наречий"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "В мире изученных наречий"...

Разработка урока "Повторение по теме "Наречие"

Урок с использованием технологии АМО (активных методов обучения)....