Проектная технология как средство формирования слушательской музыкальной культуры ребят подросткового возраста.
статья по музыке по теме

Рыбянцева Ольга Михайловна

Рыбянцева Ольга Михайловна, учитель музыки МОУ СОШ №49.

Проектная технология как  средство формирования слушательской

музыкальной  культуры  ребят  подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx24.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рыбянцева Ольга Михайловна, учитель музыки МОУ СОШ №49.

Проектная технология как  средство формирования слушательской

музыкальной  культуры  ребят  подросткового возраста.

         Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют иных подходов к преподаванию музыки в старших классах. Хочется  отметить, что из внимания музыкального школьного образования  выпадают важнейшие процессы, происходящие в сфере взаимодействия молодежи с музыкой. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки.

Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. С другой стороны, теле - и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора и  занимает  лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. Тревожным остается тот факт, что для большинства школьников подросткового возраста наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда и откровенно низкопробная, а развитие их слушательской культуры идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами музыкального искусства.

Программное  содержания 8 – го итогового класса в курсе предмета музыки, на мой взгляд,  недостаточно  отвечает социальному запросу современного подростка и той информационной среде, в которой он живет. Именно по этому,  учитель так остро чувствует дисбаланс педагогического пространства на своих уроках в старших классах.  С одной стороны -  позиция   учителя с ведущей  образовательной целью  обобщения учебного материала в итоговом 8 классе. С другой – психологические особенности подросткового возраста, когда учебная деятельность уходит на второй план, а вопросы личностной  значимости становятся приоритетными. К тому же в этом возрасте проявляется  неудержимый интерес к современной массовой музыкальной культуре, где очень нелегко найти музыкальный «островок», достойный того, чтобы занять частичку сердца ребенка. И как результат – потухший взгляд ученика на  совсем еще недавно любимом уроке…

Как активизировать мотивацию ребят к обучению? Как повлиять на формирование их музыкальных вкусов и предпочтений? Один из путей я вижу в использовании проектной технологии, которая выявляет активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в освоении предмета музыки,  а так же  может стать одним из  инструментов  воздействия на формирование слушательской музыкальной культуры подростков.

Учебный, творческий  проект в структуре уроков музыки в 7- 8 классе – это возможность для подростка осваивать содержание предмета самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить свои музыкальные вкусы и предпочтения, публично представить достигнутый результат.

Использование на уроках  проектной технологии создает условия для сотрудничества учителя и обучающихся,  дает возможность исподволь воздействовать на формирование музыкальных вкусов и предпочтений подростков, обращая их внимание на  смысловое  оценивание  произведений поп - и рок - культуры на основе критериев единых как для музыкальной классики, так и для  явлений  современного музыкального творчества.

Одним из успешных творческих проектов в своей педагогической практике считаю проект  «Музыка моей души», который был рожден в совместном обсуждении с ребятами 8-Х классов в начале учебного года и постепенно вышел за рамки урока во внеурочную деятельность, став межпредметным, так как потребовал применения  умений и навыков по  информатике.

Результатом проекта стал электронный музыкальный журнал «Музыка моей души», в котором каждый ученик в течение года  имел  возможность  представить свои музыкальные вкусы и предпочтения в форме слайдовой  презентации с музыкальными примерами.

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса обучающихся, осознание и  предъявление собственных музыкальных вкусов и предпочтений.

Задачи: 

- расширение музыкального кругозора;

- формирование компетенций, связанных с опытом их пременения в практической деятельности (умение аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников);

- реализация ведущего принципа обучения -  «связи музыки с жизнью».

При планировании проектной деятельности ребятами  были сформулированы и  выделены следующие этапы:

1 Этап.  Организационный.

Создание в классе «творческих лабораторий» по музыкальным  интересам и предпочтениям.  Ребятами  были выбраны три направления: «Рок», « R&B»  и «Рэп».

2  Этап.  Исследовательский. Поиск информации.

В каждой лаборатории были определены :

-«музыкальные редакторы», отвечающие за анализ и отбор  музыкального материала;

- группа «музыкальных теоретиков», в задачу которых входил сбор  информации о представленных исполнителях и группах, музыкальных стилях и направлениях, работа с интернет-ресурсами;

-  «web- дизайнеры», которые оформляли весь материал в слайдовую презентацию.

 Именно на этом этапе работы возникли определенные сложности, так как здесь потребовались  консультации учителя информатики для грамотного оформления страничек музыкального  журнала.

Много вопросов вызвало и обсуждение критериев отбора музыкального материала. В группе рэп – исполнителей одним из главных критериев стал текст, его содержательная сторона и обязательный перевод с иностранного языка. Рок и популярная музыка должны были  отвечать в первую очередь единым музыкальным критериям:  собственные яркие средства музыкальной выразительности, хороший вокал, интересная и оригинальная  аранжировка.

 В процессе работы критерии отбора  становились более четкими и определенными. Одним из подводных камней данного этапа стало недостаточное умение ребят выслушивать и  принимать точку зрения оппонента, желание самостоятельно принимать решение, без обсуждения в группе.

3 Этап.  Разработка содержания  главных страничек журнала.

Побывав в роли « главных музыкальных  редакторов», каждый из учеников предложил свое видение содержания музыкального журнала. Были заполнены анкеты, из которых  группа «музыкальных теоретиков» выбрала оптимальный вариант, куда вошли следующие страницы:

- «Я так живу…» (Молодежные субкультуры и их музыкальные предпочтения).

- « Хочу все знать!» ( Музыкальный словарь современных стилей и направлений).

- «Музыкальный олимп». (Новости мира современной музыки, шоу- бизнеса).

-«Голос эпохи». (Страничка классической музыки).

- «Музыкальный клуб». (Презентации любимой музыки.)

Был проведен конкурс на самое оригинальное название и слайд – обложку журнала.

4 Этап.  Презентация созданного продукта.

В течение года на  уроках в рамках пятиминутной презентации « новая волна» (такое название придумали ребята для своих выступлений) каждый имел возможность  представить свой музыкальный материал с комментариями для  музыкального журнала. Дальнейшая работа по обработке и оформлению содержания страничек журнала проходила в «творческих лабораториях» вне урока.

Общая презентация журнала «Музыка моей души» состоялась  в День самоуправления на  школьном празднике «Звездный путь…».

Наблюдение за ребятами в ходе работы над проектом позволяет говорить об определенных сдвигах в развитии их творческих и коммуникативных качеств.  Хотя для многих обучающихся ведущими ценностными ориентациями в области современной  музыки являются удовольствие, мода и  китч. Ребята зачастую  оценивают музыку преимущественно по критериям престижности, шлягерности, разрекламированности. Результатом  работы над проектом «Музыка моей души» стало стремление учащихся к осмыслению современной музыки, размышлению о ней, самостоятельному приобретению знаний, мнений и суждений, что безусловно повлияет на формирование их слушательской музыкальной культуры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.

Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....