Обряд Масленицы как образец народного творчества в современном обществе
классный час по музыке по теме

Рассмотрение обряда Масленицы через призму современности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме «Обряд Масленицы как образец народного творчества в современном обществе»

на курсах повышения квалификации по ИОЧ,

вариативный блок

(17.01-21.01.2011)

Выполнил

учитель дополнительного

 образования (фортепиано)

МБОУ ДОД ДМХШ №2

Куйбышевского района г.о. Самары

Афанасьева Елена Владимировна

Самара - 2011

Введение

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни. Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Она проходила в соответствии с народным календарём. Точками и ориентирами отсчёта годового времени служили христианские праздники. В его основе лежал церковный календарь – святцы. Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. Праздничная сторона жизни русского народа была священна, и русские относились к ней как к главному событию в круговерти человеческой жизни.

Из года в год мы празднуем Масленицу, Пасху и т.д. и совсем не задумываемся, как же праздновали наши предки, в чем заключается смысл празднования, происхождение этих праздников, обряды, традиции. А ведь все это очень интересно и, можно даже сказать, таинственно.

         Цели:

        1. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

        2. Развивать творческое воображение у учащихся.

        3. Пробудить эмоциональное отношение к жизни. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

        4. Ознакомить учащихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядами.

        Наглядные пособия:

        Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т. д. ).

        Плакаты “Весёлая ярмарка”, рисунки детей с изображением проводов Масленицы, рецепты блинов; статьи, иллюстрации о Масленице.

        

        Методы урока: 

        словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.

        

        Форма урока:

        нетрадиционная.

        

        Тип урока: 

        урок-праздник.

        

        Вид урока: 

        комбинированный.

История праздника

Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она была древнейшим истинно народным праздником, отразившим двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как и любое значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества.

Масленица (Масленка, Масленичная неделя,  Мясопуст, Сырная неделя, Сырница, Белая Мясоедь). Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть народного календаря. Срок её проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели, предшествовавшей началу Великого поста. Это соответствовало второй половине февраля - началу марта. Первое упоминание  о Масленице известно с XVI в., хотя мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 г.

Время проведения Масленицы, однако, не соответствовало тому времени года, которому она посвящалась. Так, символическая встреча весны, которую обрядовые действия должны были приближать, приходилась на время, когда зима не утратила окончательно своей силы и до действительного прихода весны было сравнительно далеко. Вероятно, это объяснялось тем, что первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося по лунному календарю на март, и празднования продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения природы. Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Череда постов, введенная христианской церковью до и после Пасхи, принудила вынести древние языческие ритуальные действия, предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, перед запретным временем постов. Таким образом, период проведения Масленицы сократился до одной недели, и она оказалась передвинутой на первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название «сырной» или «мясопуста» и предстоящую времени Великого поста с его многочисленными ограничениями, распространявшимися на употребление скоромной пищи, запрещавшими всякого рода развлечения и увеселения, затрагивавшими различные сферы семейных отношений,  но кроме того требовавшими от крестьянина очищения души и отказа от всех мирских соблазнов.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.

 Обряды.

Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам

Во время празднования Масленицы — накрывали обильные сытные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а так же яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом и вином. Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня нового года. Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение специальных обрядов, направленных на благополучие крестьянской общины.

Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам

Масленица вобрала в себя целый пласт разнообразных и разновременных традиций, обрядовых действий и развлечений. В ней переплелись аграрные и семейные обряды, отголоски языческих и христианских представлений  о человеческом существе и устройстве окружающего мира. Наиболее важными были следующие:

  1. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.
  2. Поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста.
  3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.
  4. Обычаи, связанные с молодоженами: смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.

К Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей; собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было принято поминать умерших родителей. Для них пекли блины и клали их на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на кладбище на могилах, раздавали в церквях нищим и монашкам. В воскресенье на заговенье перед Великим постом последний раз ели мясо. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу умерших родственников, оставляли для них на всю ночь накрытые столы.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».

На основной территории России встреча Масленицы, как правило, не отмечалась специальными ритуалами и не всегда даже происходила в первый день праздника. Но «прихода» ее ждали и к нему тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, качели, на ярмарках сооружали балаганы.

С наступающим праздником связывалось много ожиданий, поэтому и встретить его старались как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же. Дорогую гостью приветствовали; все действия сопровождались песнями-причитаниями: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе. Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и главными исполнителями всех последующих обрядов.

В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал почетного ввоза специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в сопровождении односельчан. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними двигалась целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками.

После того, как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом Масленицы под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» — съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках. С этого момента считалось, что Масленица встречена, а праздник — начался. В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали все виды работ, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, ездить по ярмаркам. К этому времени приурочивалось исполнение инициационных обрядов, связанных в основном с чествованием «новоженов» — молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли «выкупать» друг друга у веселящихся односельчан. Дети и подростки ходили по домам, где жили молодые, распевая колядки и требуя от хозяев угощения:

В деревнях и на ярмарках проводились своеобразные «смотры молодоженов», на которых молодые должны были продемонстрировать любовь и привязанность друг к другу, тем самым символически как бы закрепляя в глазах односельчан свой статус взрослых семейных людей. Эту цель преследовали и обязательные «гостевани молодоженов» в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон.

Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках. В это время в деревнях и на ярмарках устраивались «съездки». На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму. Разгорались многолюдные спортивные состязания, «кулачные бои», в которых в определенной последовательности принимало участие все мужское население деревни, за исключением немощных, убогих и стариков, и когда одна деревня сражалась с другой. Проливавшаяся здесь кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю. Воскресенье было последним днем праздника. В этот день происходило много значимых ритуальных действий.

Хождение в гости и поглощение всевозможной жирной масляной пищи, присутствие в масленичной трапезе в качестве обязательного ее компонента блинов, одаривание родственников подарками являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника.

Не последнюю роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, цель которых — избавить жителей деревни от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. В северных регионах кульминацией праздника являлось возжигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра. В его сооружении участвовали все жители деревни, приносившие старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей. В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.

Во время Масленицы допускалось то, что было неприемлемым в повседневной обыденной жизни. Это находило свое отражение в костюмах, поведении и выступлениях участников. Фантастические костюмы ряженых, применение масок-личин, гримирование лиц сажей, фривольные шутки и действия, производимые ими, шум и веселье — все это создавало картину присутствия на празднике представителей чуждого человеку мира. Разыгрываемые сцены часто носили мистический характер, но исполнялись и представления, подвергавшие осмеянию реальные события.

В проводы Масленицы представляли сложное действие с участием специального масленичного поезда, составленного из лодок, саней. Главным лицом в нем являлось одетое в традиционный крестьянский костюм масленичное чучело из соломы или дерева либо изображавший его человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием представлений. Исполнителями были участники шествия, а зрителями все остальные. После объезда деревни Масленицу увозили за околицу и там либо разрушали и разбрасывали по полям, либо топили в реке, либо поджигали. Все участники переодевались в обычную одежду, и возвращались к привычной жизни. Праздник считался законченным, все его участники расходились по домам для заключительного обрядового действия, благодаря которому последний день праздника и получил название Прощеный день.

В этот день посещали кладбище и могилы умерших родственников, а также всех родственников, друзей и знакомых и просили у них прощение. Последними прощали друг друга члены одной семьи. Это происходило уже дома после последнего обильного ужина и вечерней молитвы. Все оставшиеся после празднования Масленицы скоромные угощения подлежали уничтожению или сожжению в предверии Великого поста. Однако, как правило, их старались срочно доесть. «Бойся Маслена горькой редьки, да пареной репы»; «Пируй-гуляй баба на Маслену, а про пост вспоминай!» — гласили русские поговорки.

В отдельных местностях в понедельник после масленичной недели принято было справлять «тужилку по честной госпоже Масленице», на которой ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом.

 Приметы.

Присутствие в гостях молодоженов повышало социальную значимость последних в глазах окружающих, так как репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности жителям всей деревни.

Зарождение в нового месяца в Масленицу, когда он «окунул рог в масло», по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего года. Если же в этот день мела метель, то такой ожидалась и вся последующая неделя: «Помело метлой на Масленицу; придет Государыня Масленица Метельная».

Веселье как обязательная часть ритуального действия, вероятно, должно было обеспечить всем участникам развлечений и представлений благополучное, сытое, безбедное существование в продолжение всего приближавшегося нового аграрного  года.

Для сытого существования людей в наступающем году следовало «потешить масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить: «Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи», «Масленица объедуха, деньгам прибируха». Кто не отдавал дани празднику, подвергался всеобщему порицанию; кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой беде и нужде.

В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно.

Ход урока-праздника

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Новый материал.

Вступительное слово учителя: Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

“Вот вам румяная и жирная богиня,

Обжорства и питья и драк всех героиня,

Шатается по городам, по сёлам, деревням…”

Этот праздник отмечали ещё с языческих времён, в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием “сырная” или “мясопустная неделя”. А с XVI века стал называться Масленицей.

Это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, а главное блюдо – блины.

“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.

Основная часть урока. Ролевая игра, в которой принимают участие Ведущая, Масленица и учащиеся класса.

Входит Масленица.

Ведущая: Здравствуй Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?

Масленица: Здравствуйте люди добрые, а пришла я к вам на семь дней.

Ведущая: Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла. Мы думали на семь недель, оказалось на семь дней.

Учащиеся: А мы знаем, как называются эти дни.

Понедельник – “Встреча”.

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших.

Вторник – “Заигрыши”.

С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.

Среда – “Лакомка”.

В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.

“Широкий четверг”.

Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни, пили пиво.

Пятница – “Тёщины посиделки”.

В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.

Суббота – “Золовкины посиделки”.

Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

“Прощёное воскресение” или “Заговенье”.

Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, “блин – не клин, брюха не расколет”, - смеялся народ. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.

Масленица: Какие вы молодцы! Тогда встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.

Ведущая: Мы встречаем тебя хороводом. (Дети танцуют русский народный танец).

Рассказ учителя о праздновании Масленицы в городе:

а). Торговали товарами, сладостями, предметами народных промыслов, в том числе Павловскими платками.

Давайте представим себе, как же создавалось это чудо народными мастерами. Здесь у нас две “артели художников”, которые на наших глазах не только выполнят эскизы платков, но и попытаются расхвалить “свой товар”.

б). Строили ледяные горы.

в). Катались на санях.

г). Имелись развлечения: балаганы, балконные зазывалы, “петрушечники”, вожаки с качели, карусели, самокаты.

д). Хороводы, игры, угощения и, конечно, пекли блины.

Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя оказывался вовлечённым в праздничный, ярмарочный водоворот. И уж, конечно, на Масленице водили хороводы.

Девочки танцуют танец “Сударушка”.

Группа девочек идет выпекать блины, другая – начинает изготавливать в технике “аппликация” из цветной бумаги на ватмане - эскизы Павловских платков.

Ведущая: Ребята, давайте попросим у Масленицы угощения?

Учащиеся:

Тинка, тинка, подай блинка,

Оладышка – подзабавышка.

Масленица, не скупися,

Блинком поделися.

Масленица:

Блины печь - дело сложное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на столбушке,

Будет моя квашенка полным полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда, всходит месяц, да приговаривать:

Месяц ты месяц, золотые рожки,

Выгляни в окошко, подуй на опару.

Ведущая: Ждали мы тебя, Масленица, готовились.

Учащаяся: Раньше блины пеклись из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: гречишная, ячменная, пшеничная, просяная и даже гороховая. Сегодня мы используем пшеничную муку.

Масленица: А если мне очень захочется блины из гречихи, они считаются самыми вкусными. Где вы возьмёте такую муку?

Учащаяся: Очень просто. Гречневую крупу перемелем на кофемолке, вот вам и мука! Блины из такой муки вкусные, пышные, обладают очень приятным, слегка кисловатым привкусом.

Масленица: Я знаю такую поговорку: “Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, а четвёртый мне”.

А у вас бывает первый блин комом?

Учащиеся: Чтобы ни первый, ни второй блин не были “комом”, нужно запомнить основные правила и приёмы замешивания теста. Кроме дрожжей в тесте можно использовать в качестве разрыхлителя кислое молоко, соду и яичные белки. (Девочки рассказывают особенности приготовления дрожжевого теста).

Конечно, лучше всего печь блины в русской печи, протопив её мелкими, сухими берёзовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник - невидимка, усеивает тесто многочисленными дырочками, румянит его, делает его особенно привлекательным. А что дух стоит на кухне, когда пекутся блины! И нет уж терпения дождаться первого блина.

Ведущая: Современные хозяйки успешно выпекают блины на газовых и электрических плитах.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа А. П. Чехова “О бренности” момент вкушения блинов. Какие блины ел Подтыкин, как ел, с чем ел, с чем пил и с каким аппетитом.

Девочки, а вы с чем любите есть блины? (девочки отвечают).

Учащиеся:

Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько:

С блинами, с каравайцами, с вареничками, с сыром,

Маслом, калачом и с печёным яйцом.

Масленица: Весна – начало земледельческих работ. Люди обрабатывают землю, сеют семена. А вы знаете пословицы о труде?

Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы заканчиваете.

- Труд человека кормит, а лень…

- Делу время, а потехе…

Подходите, подходите,

На товар наш поглядите,

Вот висит платок цветной,

Весь в узорах, расписной.

Покупайте, покупайте,

И зазнобу наряжайте,

Больше денег нам давайте,

Но цену не занижайте…        Давай, подходи,

И других приводи,

У дядюшки Демьяна

Торговля без обмана.

Хоть я сам не пригож,

А товар привез хорош.

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте…

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу мне приготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани.

Пела и плясала, больно я устала,

Кончилось весельице - а теперь за дельице,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Ведущая:

Масленицу провожали – весну встречали,

Гостья погостилася, с зимушкой простилася,

С крыши капели, грачи прилетели,

Воробьи чирикают, они весну кликают.

Выходят девочки с блинами:

Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных…

- Кушайте, питайтесь, в тоску не ударяйтесь, на нас не обижайтесь…

- Оладьи, оладушки для деда и бабушки,

Для малых дитяток на гривну десяток.

4. Заключительный этап.

а). Сервировка стола. Дегустация приготовленных блинов. Чаепитие.

б). Заключительное слово учителя о возрождении добрых традиций.

- Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица – рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.


Рецепт праздничных блинов

Что нужно:
100 г кукурузной муки
4 г пекарских дрожжей
300 г творога
150 мл молока
2 яйца
1 ст. л. сливочного масла
1 лимон
1 большой пучок пряных трав по вкусу (мята, базилик и др.)
5 зубчиков чеснока
3 ст. л. кедровых орешков
1 ст. л. мака
1 ст. л. растительного масла, соль, перец
Что делать:
Дрожжи развести в 1 ст. л. теплого молока. Кукурузную муку смешать с оставшимся холодным молоком. Ввести разведенные дрожжи, затем – яйца. Посолить и поперчить. У зелени удалить толстые стебли, вымыть ее, обсушить, мелко нарезать. Чеснок очистить и мелко порубить. Кедровые орешки измельчить. Орешки и чеснок поджарить на сливочном масле в течение нескольких секунд на среднем огне. Снять с огня, полить соком лимона, посолить и поперчить. Смешать с творогом, поставить в холодильник. В тесто для блинов ввести нарезанную зелень. В смазанной растительным маслом сковороде испечь толстые блины.

Подать теплые блины с очень холодным творогом, посыпав сверху маком.

Пылающие блинчики

мука - 1/2 стакана
молоко - 1 стакан
яйцо - 1
растительное масло - 1 столовая ложка
щепотка соли
щепотка сахара
начинка:
грецкие орехи - 2 столовые ложки (молотого)
изюм - 2 столовые ложки (мелко нарезанного)
миндаль - 1 столовая ложка (молотого)
сахарная пудра - 2 столовые ложки
ром - 2 столовые ложки
соус:
шоколад - 50 г
молоко - 1/4 стакана
желток - 1
ром - немного для поджигания блинчиков

Заключение

Цель урока - показать красоту и самобытность праздника встречи Масленицы. Праздник игрет очень большую роль в жизни русского народа и имеет отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества

Праздник способствовал укреплению родственных связей, так как обычно собирал всю ближнюю и дальнюю родню. Общение с прибывшими на праздник дальними родственниками, ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами позволяло узнать новости о событиях в стране, получить знания о далёких странах и народах, удивляться заморским чудесам и обычаям. Обсуждение новой информации способствовало осознанию общих интересов не только жителями одного села, но и помогало развитию духа солидарности во всероссийском масштабе.

Праздник позволял людям сделать передышку в череде тяжёлых крестьянских работ, отвлекая их от семейных проблем, и давал психологическую разрядку. А совместное время провождение вызывало иллюзию равенства всех людей, снимало социальную напряжённость в обществе. С помощью обрядовых действий люди обращались к тем силам, от которых как они считали, зависело их жизненное благополучие.

Необходимо отметить уважительное отношение русского народа к празднику, который они считали едва ли не главным событием в круговерти жизни, воспринимая его как дело святое, угодное Богу. Праздничный день требовал преображения не только внешнего, но и внутреннего состояния человека. Люди в эти дни относились друг к другу подчёркнуто уважительно, проявляли гостеприимство ко всем прибывшим на праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние творчества Э.А. Асадова на развитие личности в современном обществе»

Исследовательская работа «Влияние творчества Э.А. Асадова на развитие личности в современном обществе»...

Конспект урока "народные традиции и обряды масленица"

конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...

Сценарий занятия "Проводы обряда Масленицы"

Проводы Зимы — мероприятие очень веселое и народное, поэтому этот праздник нужно проводить очень весело и ярко, с песнями, танцами и блинами. Предлагаю  сценарий проведения этого замеч...

Сценарий конкурса обрядов I окружного фестиваля детского народного творчества "Все краски Ямала"

Проведение Скоморохами и Петрушкой конкурса народных обрядов (между обрядами - загадки, потехи. забавы)....

Фестиваль народного творчества, традиционных и современных ремесел "Город Мастеров"

В фотоотчете представлен фестиваль, целью которого является сохранение и популяризация народных художественных ремесел, промыслов, традиционного и современного творчества....

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...