Рабочая программа по музыке. 1 класс.
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Лия Валерьевна Золотарева

Данная рабочая программа предназначена для работы в 1- классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной  "Музыка". Включает в себя: пояснительную записку, структуру учебного курса, материально-техническое обеспечение, календарно-тематическое планирование. Все разделы подробно раскрывают направления работы по ФГОС.



 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные результаты

План

Факт

1 четверть (9 ч.)

1

Урок-игра

«И Муза вечная со мной!»

1

Научатся: слушать музыку на примере произведения

П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;

правилам поведения, слушания и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения

задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Адекватная мотивация учебной

деятельности.

Я - слушатель

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. 

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

05.09

2

Урок-игра

Хоровод муз

1

Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой, воспроизводить элементы танцев.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу

в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре.

Чувство сопричастности и гордости за культурное

наследие своего

народа, уважительное отношение к культуре других народов

12.09

3

Урок-экскурсия

Повсюду музыка слышна

1

Научатся: сочинять песенки - попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен -попевок;

принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой ин-

формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

Наличие эмоционального отношения к искусству,

эстетического

взгляда на мир

в его целостности,

художественном и самобытном разнообразии

19.09

4

Урок-игра

Душа музыки - мелодия

1

Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш

деревянных солдатиков»,

«Вальс» П. И. Чайковского);

сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей по их характерным особенностям

Регулятивные: формировать

и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения

исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении

различных творческих, музыкальных задач

26.09

5

       Урок-экскурсия

Музыка осени

1

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины: мелодия

и аккомпанемент, мелодия —

главная мысль музыкального произведения

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

03.10

6

Урок-игра

Сочини мелодию

1

Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные

признаки предмета и объединять их по общему признаку.

Регулятивные: выполнять

учебные действия в качестве

композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.

Мотивация учеб-

ной деятельности.

Уважение к чувствам и настроениям

другого человека

10.10

7

Урок-путешествие

«Азбука, азбука каждому нужна...»

1

Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений

жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве

слушателя и  исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую

информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках

Наличие эмоционального отношения к искусству,

интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

17.10

8

Урок-игра

Музыкальная

азбука

1

Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм;

исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе»

Д. Кабалевского, Г. Струве

«Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач

Принятие образа

«хорошего ученика». Понимание

роли музыки

в собственной

жизни

24.10

9

Урок-путешествие

Музыкальные

инструменты.

Народные

инструменты

1

Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-

поэтическом творчестве,

в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов

Регулятивные: использовать

установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения

Наличие эмоционального отношения к искусству,

интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

31.10

2 четверть (7 ч.)

1

Урок-сказка

«Садко».

Из русского

былинного

сказа

 

1

Научатся: определять

на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)

Регулятивные: составлять план и последовательность

действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой ин-

формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Формирование

уважительного

отношения к истории и культуре.

Осознание своей

этнической принадлежности

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Пение по нотам.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. 

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

14.11

2

Урок-игра

Музыкальные

инструменты

1

Научатся: определять выразительные и изобразительные

возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов

(на примере русского народного наигрыша «Полянка»,

«Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты

№ 2 «Шутка» И. С. Баха)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Развитие мотивов

музыкально-учебной деятельности

и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа

21.11

3

Урок-экскурсия

Звучащие

картины

1

Научатся: выделять принадлежность музыки к народной

или композиторской, сопоставлять и различать части:

начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с постав-

ленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Наличие эмоционального отношения к искусству,

развитие ассоциативно-образного

мышления

28.11

4

Урок-игра

Разыграй песню 

1

Научатся: выразительно исполнять песню, составлять

исполнительское развитие

вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного

текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс

и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Этические чувства, доброжелатель-

ность и эмоционально-нравственная отзывчивость

05.12

5

Урок-концерт

Пришло Рождество, начинается торжество

1

Научатся: выразительно исполнять рождественские пес-

ни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере

песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу.

Познавательные: понимать

содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Этические чувства, чувство сопри-

частности истории

своей Родины

и народа

12.12

6

Урок-игра

Родной обычай старины.

1

Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.

Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления

окружающей действительности.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Укрепление культурной, этнической

и гражданской

идентичности

в соответствии

с духовными традициями семьи и народа

19.12

7

Урок-игра

Добрый

праздник

среди зимы

1

Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое

сопровождение, дирижировать (на примере «Марша»,

«Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Развитие духов-

но-нравственных

и  этических чувств,

эмоциональной

отзывчивости,

продуктивное сотрудничество со

сверстниками при

решении музыкальных и творческих задач

26.12

3 четверть (9 ч.)

1

Урок-путешествие

Край, в котором ты живешь

1

Научатся: различать понятия Родина, малая Родина;

исполнять песню с нужным настроением, высказываться

о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные: строить

монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам

жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг

16.01

2

Урок-концерт

Поэт, художник, композитор

1

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды

искусства имеют собственные средства выразительности

(на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева)

Регулятивные: выполнять

учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой ин-

формации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Развитие эмоционального восприятия произведений

искусства, определение основного

настроения и характера музыкального произведения

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Пение по нотам.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. 

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

23.01

3

Урок-игра

Музыка утра

1

Научатся: проводить интонационно-образный анализ

инструментального произведения - чувства, характер,

настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского

«Доброе утро»)

Регулятивные: использовать

речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи

30.01

4

Урок-игра

Музыка вечера

1

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки

B.        Гаврилина «Вечерняя»,

C.        Прокофьева «Вечер»,

В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная

Регулятивные: использовать

речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

06.02

5

Урок-экскурсия

Музыкальные

портреты

1

Научатся: проводить интонационно-образный анализ

на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба

Яга», передавать разговор - диалог героев, настроение

пьес

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять героев

музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Развитие эмоционального восприятия произведений

искусства, интереса к отдельным

видам музыкально-практической

деятельности

13.02

6

Урок-театр

Разыграй

сказку.

«Баба Яга» - русская народная сказка

1

Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные

интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с постав-

ленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении

функций и ролей в совместной

деятельности

Развитие мотивов

музыкально-учебной деятельности

и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

27.02

7

Урок-игра

У каждого

свой музыкальный инструмент

1

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах,

понимать характер музыки, сочетание

песенности с танцевальностью

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении

различных творческих, музыкальных задач

06.03

8

Урок-концерт

Музы не молчали

1

Научатся: объяснять понятия: солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни

(на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов»)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную

задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Этические чувства, чувство сопри-

частности истории

своей Родины и на-

рода. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека

13.03

9

Урок-игра

Музыкальные

инструменты

1

Научатся: проводить интонационно-образный анализ

музыкальных произведений, обобщать, формулировать

выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха)

Регулятивные: составлять

план и последовательность

действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка

результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

20.03

4 четверть (8ч.)

1

Урок- игра

Музыкальные

инструменты.

У каждого

свой музыкальный инструмент

1

Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух

звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано

(на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании

Развитие мотивов

музыкально-учебной деятельности

и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Пение по нотам.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. 

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

03.04

2

Урок-сказка

Чудесная

лютня

(по алжирской сказке).

Звучащие

картины

1

Научатся: понимать контраст эмоциональных со-

стояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему

виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их

Регулятивные: моделировать,

выделять, обобщенно фиксировать группы существенных

признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Развитие эмоционального восприятия произведений

искусства, интереса к отдельным

видам музыкально-практической

деятельности

10.04

3

Урок-путешествие

Музыка в цирке

1

Научатся: проводить интонационно-образный анализ

музыкальных сочинений,

изображать цокот копыт, передавать характер звучания

пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Ду-

наевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони»)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Эмоциональное

отношение к искусству. Восприятие

музыкального про-

изведения, определение основного

настроения и характера

17.04

4

Урок-экскутсия

Дом, который звучит

1

Научатся: определять понятия: опера, балет, различать

в музыке песенность, танцевальность, маршевость

(на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкун-

чик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Гор-

бунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха»)

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить

и формулировать проблему,

ориентироваться в информационно материале учебника,

осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие духовно-нравственных

и этических чувств,

эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

24.04

5

Урок-театр

Опера-сказка.

1

Научатся: определять понятие опера, выразительно

исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Развитие чувства

сопереживания

героям музыкальных произведений.

Уважение к чувствам и настроениям другого человека

01.05

6

7

Урок-концерт

«Ничего

на свете лучше нету...»

1

Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора

Г. Гладкова;

определять значение музыки в мультфильмах

Регулятивные: ставить новые

учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Эмоциональная

отзывчивость на яр-

кое, праздничное представление. Понимание роли

музыки в собственной жизни.

08.05

15.05

8

Урок-концерт

Музыкаль-ная

 афиша.

1

Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель - слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных об-

разах

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эта-

лона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе

Наличие эмоционального отношения к искусству,

развитие ассоциативно-образного

мышления. Оценка результатов

собственной музыкально-исполнительской деятельности.

22.05

33



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа  учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России», на основе авторской   программы  «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.Шмагиной.

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.

2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).

3.  «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г.

№ 2021/11-13).

4.  «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).

5.  «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).

6.  «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

7.  «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

8.  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

9.  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821-10 —  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189)

10. Учебный план образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год;

11. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующей цели:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

     Исходя из цели, сформированы задачи:

- развитие музыкального мышления через эмоциональное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Достижение цели и задач музыкального образования возможно через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Структура курса

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество - начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали...». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету...». Обобщающий урок. Урок-концерт.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры   (народному и профессиональному музыкальному творчеству ) направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора -   исполнителя - слушателя, "тождество и контраст", интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Результаты изучения учебного курса

                                                                                                Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа, чувство гордости за свою Родину;
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

                                                                                               Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

                                                                                          Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя  конкретные учебные предметы, должны отражать:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли  в духовно-нравственном развитии человека;

-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации;

- овладение начальными навыками смыслового прочтения содержания "текстов" различных музыкальных жанров.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • петь по нотам простые музыкальные предложения;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Музицирование по нотам.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.



Предварительный просмотр:

Структура учебного курса  «Музыка»

Раздел

Кол-во часов

1

Авторская программа

Рабочая программа

Раздел 1: Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной.

Хоровод муз.

Повсюду музыка слышна.

Душа музыки - мелодия.

Музыка осени.

Сочини мелодию.

Азбука, азбука каждому нужна.

Музыкальная азбука.

Музыкальные инструменты.

«Садко».

Народные инструменты.

Звучащие картины.

«Разыграй песню».

«Пришло Рождество - начинается торжество».

Добрый праздник среди зимы.

16

16

2

Раздел 2: Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь.

Поэт, художник, композитор.

Музыка утра.

Музыка вечера.

Музыкальные портреты.

«Разыграй сказку».

«Музы не молчали...».

Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты.

Звучащие картины.

Урок-концерт.

Музыка в цирке.

Дом, который звучит.

«Ничего на свете лучше нету...».

Обобщающий урок. Урок-концерт.

17

17

Итого:

33

33



Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение.

1. Дополнительная литература для учителя.

  • Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст]: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Интернет-ресурс.
  • Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.

 Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по музыкальному искусству.

2. Информационно-коммуникативные средства.

  • Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс]: методическое пособие/Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://prosv.ru/metod/musl-4/ index.htm
  • Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_l- 4kl/index.html

 Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей "Русский балет. выпуски 1, 2".

3.Наглядные пособия.

  • Портреты композиторов.
  • Альбомы с демонстрационным материалом.
  • Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

4.Интернет-ресурсы.

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://sch.ool-collection.edu.ru
  • Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/urok

5.Технические средства обучения.

  • Музыкальные инструменты.
  • Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер, мультимедийный проектор.

         Экспозиционный экран.

  • DVD-проигрыватель.
  • Домашний мини-кинотеатр.

6.Учебно-практическое оборудование.

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
  • Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
  • Шкаф для хранения карт.
  • Шкаф для хранения таблиц.

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Учебная дисциплина

Музыка

Класс

1

Программа

Музыка 1 - 4 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. -  М., «Просвещение», 2011.

Тип  программы

(государственная, авторская)

Авторская

Кол-во часов: в неделю, общее

1 час  в неделю, 33 часа в год

Базовый учебник

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1 класс» - М., Просвещение, 2012.

Методическое обеспечение

Максимова Т.С. «Музыка. Поурочные планы»- Волгоград. «Учитель», 2010.

Дидактическое обеспечение

Технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), компьютер, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...