конспект внеклассного мероприятия "Бардовская песня"
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме

конспект внеклассного мероприятия "Бардовская песня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon творчество бардов60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цели: формировать у учащихся теоретические знания о жанре «бардовской» песни, применять имеющиеся и полученные знания, умения в повседневной жизни, воспитывать эстетические и нравственные чувства детей, развивать учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество, содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование:  мультимедийная доска, портреты и аудиозаписи композиторов

                                                 Содержание.

1. Ведущий: Сегодня мы все собрались на вечер авторской песни,

которая существует более четверти века и к настоящему моменту достойно представлена по меньшей мере, четырьмя поколениями людей самых разнообразных профессий, для которых песня - и увлечение, и еще одно жизненное призвание.

Для обозначения их творчества используется множество определений: самодеятельные песни, гитарные, авторские...

Что же такое авторская песня? Это по преимуществу те произведения, где и слова, и мелодия, и исполнение, и музыкальное сопровождение - словом все, что только может быть в песни, принадлежит одному человеку.

История этого жанра началась еще в конце 30-ых годов.

За последнее 35-летие авторская песня знала разное к себе отношение: и потеплее - в 60-ых годах, и похолоднее - в 70-ых. Однако развитие этого вида русского городского фольклора не прерывалось, и сегодня можно перечислить имена более двух десятков русских бардов, создавших каждый свой неповторимый песенный мир, насчитывающий сто, двести и более песен.

Открывают наш вечер песни Булата Окуджавы  

(учащиеся рассказывают биографию Б. Окуджавы)

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка.

В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал про своих предков и о своей судьбе, лишь к концу жизни он написал автобиографический роман «Упразднённый театр», где рассказывает о невзгодах своей семьи.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи.

В 1954 году, после встречи писателя Владимира Кобликова и поэта Николая Панченко с читателями в Высокиничском районе, Булат подошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».[1]

В 1956 году после реабилитации родителей и XX съезда вступил в КПСС.

В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Звучит песня «Сентиментальный марш»

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Звучит песня из к/ф «Женя, Женечка и „катюша“» «Капли датского короля»

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

Звучит песня «Ваше благородие»

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

Ведущий: В последствии появилось много авторов-исполнителей песен, которые, как в одной кем-то пропетой песенке, могли про себя заявить: «Ведь один из Окуджав». Вот и Владимир Высоцкий на своих концертах замечал, что понял, как можно усилить стихи ритмической основой, задаваемой гитарой, лишь после того, как услышал песни Окуджавы.

Учащиеся рассказывают о творчестве В.С Высоцкого

Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве".

Мама - Нина Максимовна Серегина. Отец - Семен Владимирович Высоцкий.

". В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика - наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. Однако он не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.

Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Звучит песня «О правде и лжи»

 Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".

Звучит песня «Спасите наши души»

После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени А.С. Пушкина затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал.

В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...

Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья "застоя", выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.

До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.

 Песни Владимира Высоцкого популярны и актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: "русский шансон". . Многие его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, "любезны народу".

Ты так велик и так правдив -

Какие мне найти слова?

Мечте своей не изменив

Твоя склонилась голова.

Не может быть двух разных мнений: -

Ты просто наш Советский гений!

Звучит  « Песня о друге»

Ведущий: Родившийся и стремительно развивающийся на наших глазах новый вид искусства проще всего обозначить цепочкой имён. Юрий Визбор, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Галич, Александр Дольский.

Творчество этих людей объединяет одно ценное качество: все они искренни. Почему? Всё очень просто: потому что авторская песня не терпит фальши. Она не навязывается слушателям телевидением и радио, а насильно слушать враньё у костра никого не заставишь. В авторской песне искренни не только те, кто сочиняет их, но и те, кто выбирает эти песни для исполнения.

Учащиеся рассказывают о творчестве Ю. Визбора

     Детство Юрия Визбора пришлось на суровое военное время и не менее тяжкие послевоенные годы, которые, несомненно, оказали решающее влияние на становление его личности. Отношение к войне, верность долгу памяти, преемственность и связь поколений займут потом важное место и в его творчестве: песнях, прозе, документальном кино - творчестве представителя «на войну опоздавшей юности». Осмысливая истоки своего мировоззрения, Визбор скажет в пьесе «Березовая ветка» устами одного из ее героев: «В байдарочном походе по реке Жиздре, протекающей в брянских лесах, мы натолкнулись на удивительный след войны. Четверть века назад какой-то солдат повесил на березу винтовку Четверть века она висела на этой березе. Сталь ствола съел ржавчина, ремень сгнил. Но ложе приклада приросло к березе стало ее частью, и сквозь этот бывший приклад уже проросли пробились к солнцу молодые веселые ветки. То, что было орудие* войны, стало частью мира, природы. И я тогда подумал, что это » есть - я, мы, мое поколение, выросшее на старых, трудно затягивающихся ранах войны... Война убила не только тех, кто пал на поле боя. Она была суровым рассветом нашего послевоенного поколения. Оставила нам в наследство раннее возмужание, жидкие школьные винегреты, безотцовщину, ордера на сандалии, драки в школьных дворах за штабелями дров. Война была моим врагом- личным врагом».

     Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Фатьянову), наконец, дворовые песни.

     Нельзя не сказать в этой связи и о человеке, сыгравшем существенную роль в песенной судьбе Визбора, о его сверстнике, близком друге Владимире Красновском.  «Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя. В школе он обучил меня играть на гитаре. В институт, и именно в этот, я поступил только из-за него, поддавшись его нехитрым аргументам. Он научил меня любить музыку, песни. Он, а не мифическая «учительница славная моя» обучил меня любить и понимать литературу», - писал о нем Визбор в 1982 году.

     В Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина, куда поступил Визбор, уже учились Максим Кусургашев, Юрий Ряшенцев, Вячеслав Онищенко, Игорь Мотяшов, Всеволод Сурганов, Семен Богуславский, Петр Фоменко, Юрий Коваль - сегодня это достаточно известные в литературных кругах люди. Именно они закладывали определенные традиции: занимались футболом, волейболом, боксом, легкой атлетикой, коньками. В пединституте, типично женском, где ребята были наперечет, Визбору пришлось на первом курсе выступать за свой литературный факультет по одиннадцати видам спорта и по шести-семи - за институт. Но, как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась.

     Этой любовью стали горы. Они же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток сочинительства музыки в то время не предпринималось. Первую свою песню, «супер романтическое произведение», Визбор написал в 1952 году. Называлась песня «Мадагаскар», хотя к известному острову никакого отношения не имела. В то время увлекались Киплингом, экзотикой далеких стран, когда все казалось романтичным. Ну а музыка песни была заимствована из спектакля Кукольного театра С. Образцова «Под шорох твоих ресниц».

Звучит песня «Мадагаскар»

      Походная туристская тематика, горы стали определяющими темами песенного сочинительства Визбора до конца 50-х годов.

   По окончании МГПИ в 1955 году Визбор едет по распределению в поселок Кизема Архангельской области. Там в маленькой одноэтажной деревянной школе-восьмилетке он преподает русский язык и литературу, географию, английский язык, физкультуру. А потом была  армия.

Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Юрия Визбора. Вот отрывок из одного стихотворения, написанного в армии:

      Ветер в сопках. Синева долин.

      Белый, замороженный залив.

      Здесь учился жизни боевой:

      Песни петь, чеканить строевой.

      Как же расплатиться мне с тобой

      Край мой, бесконечно голубой?

      Я - не гость, считающий часы,

      Я, москвич, представь себе, - твой сын.

     Север для москвича Визбора - часть Родины, часть жизни. Армия - пора становления и мужания, время утверждения тех человеческих качеств, которые затем определяли его жизненную позицию.

     Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодежной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова активные занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по «песенному цеху».

 К тому времени туристская, студенческая песня (тогда еще не было устоявшегося сегодня термина «самодеятельная песня», хотя и он не вполне соответствует содержанию этого явления) развивалась бурно. В свой репертуар Визбор включает лучшее, что было создано самодеятельными авторами.

      Растет песенный диапазон и самого Визбора: разъезжая по заданиям редакций по стране, бывая там, где совершаются великие дела, он из всех этих поездок привозит песни. Вот только некоторые из них: «Любовь моя, Россия», «Охотный ряд», «Астрономы», «Подмосковная зима», «На плато Расвумчорр», «Ищи меня сегодня», «Спокойно, дружище, спокойно», «Да обойдут тебя лавины», «Если я заболею» - на несколько переделанные стихи Ярослава Смелякова. «Самое большое признание для поэта, - говорил потом Смеляков в своем выступлении по радио, - когда его стихи становятся народной песней». Путевку к этой народности песни дал Визбор.

Ведущий:  А закончим мы наш вечер песней Юрия Визбора «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Песни о любви на английйском языке"

Внеклассное мероприятие . Песни о любви на английском языке. Учитель Бебик Ирина Анатольевна Участники  : учащиеся 9- 11 классовЦели Ознакомить с культурой и  искусством стран...

Внеклассное мероприятие "Песни военных лет" с презентацией

От того, как относится человек в       годы детства  к  героическому...

Внеклассное занятие "Песни войны".

Цели: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне, развивать интерес к истории своей страны,  воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.Оборудование: звук...

Внеклассное мероприятие "Песни военных лет"

Внеклассное мероприятие «Песни военных лет»Цели:   Развивать интерес к истории нашей страныВоспитывать интерес к песням военных летВоспитывать патриотические чувстваОборудование: мультимедий...

Внеклассное мероприятие "Песни Джо Дассена"

Внеклассное мероприятие "Песни Джо Дассена"...

Конспект урока "Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта" 6 класс

Конспект урока "Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта" 6 класс...

Конспект внеклассного мероприятия «Встреча с французской песней

    План-конспект внеклассного мероприятия по французскому языку      «Встреча с французской песней»       Цель: озн...