рабочая программа по музыке 3 кл ФГОС
рабочая программа по музыке по теме

Титова Елена Олеговна

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. 1-4 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_fgos_2013g.doc244 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 МАОУ «СОШ№12»

_________  Тиханская О.Д.

 Протокол № ___  от

 «__»______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по НМР МАОУ

 «СОШ №12»

_________ Лазарева О.Н.

«____»________2013 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ№12 с УИОП»

_________ Псарева Л.В.

Приказ № ___ от «__»_________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке в 3А, 3Б, 3В, 3Г классах

                                                                                                     

 

                                                                                                       Титовой Елены Олеговны

2013г.

Пояснительная   записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. 1-4 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3

Рабочая программа ориентирована

на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс».
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

        Задачи музыкального образования младших школьников:

- Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувственного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

                               Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового художественного искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

        Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

        В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 3 класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

                                Место учебного предмета в учебном плане.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 3 классе в объеме 34 часов, в том числе 2 обобщающих урока.( «Образы народных сказителей и певцов в русских операх. (обощающий урок), «Прославим радость на земле. Жанровая общность оды, канта, гимна. Обобщающий урок.»

               Так как в данной рабочей программе для  3А класса количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, не совпадает с количеством часов, проведенных фактически по школьному расписанию, в связи с праздничными днями, установленными правительством Российской Федерации, находящиеся рядом темы совмещаются. А именно темы   « Люблю я грусть твоих просторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова» и «Мир композиторов: Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева, особенности стиля композиторов» совмещаются и проводятся  02.05.2014 года. Также в 3А классе совмещаются темы «Детские образы композиторов М.П. Мусоргского и П.И.Чайковского» и «Образы вечерней природы»  26.10.2013 года

Личностные, метапредметные

 и предметные результаты освоения учебного предмета.

                В результате изучения курса «Музыка» в 3 классе должны быть достигнуты результаты.

                Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

            - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

           - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

           - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

           - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей. Ценностей и чувств;

           - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

           - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

           - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимания и сопереживания чувствам других людей;

          - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

             Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

          - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в различных формах и видах  музыкальной деятельности;

          -  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

          -  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

           -  продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной  и внешкольной  музыкально-эстетической деятельности;

           - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

           - овладение навыком смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

          - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

          - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

           - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

           - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

                Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально- творческой деятельности:

            - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

            - формирование общего представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

            - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

            - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

            - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

            - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

             -умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

             - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  Содержание программы первого года делится на   7  разделов:  «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм»,  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», . «В музыкальном театре» ,  «В концертном зале»,    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ...»

Раздел 1. «Россия - Родина моя» ( 5 ч)

Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины.

Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата. опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Раздел 2. «День, полный событий» (4 ч)

Утро. Портрет в музыке. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита. Балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ)

Раздел 3 . « О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки, Святые земли Русской

Раскрываются следующие содержательные линии.  Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси. Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

Настою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морской царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодия и ритмика былин). Образы билинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)

Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. Океан – море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.

Раскрываются следующие содержательные линии.  Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения

Раздел 6. «В концертном зале» (6 ч)

Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Сюита «Пер Гюнт» Э. Грига. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Л.Бетховена.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности (И.С.Бах, К.В.Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ...»( 5 ч)

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.  

Раскрываются следующие содержательные линии.  Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство 20 века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж.Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты и исполнители. Певцы родной природы: П.Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта и гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Учебно-тематический план  предмета  «Музыка»

3 класс (А,Б,В,Г,Д)

34 часа.

п/п

Наименование разделов и тем

Часы учеб-

ного време-

ни

Плановые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

Раздел 1. Россия – Родина моя

5

3Б, 3В,3Г,3Д

1

Мелодия – душа музыки.

1

07.09.

03.09.

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради.

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

1

14.09.

10.09.

3

Виват, Россия! Наша слава – русская держава.

1

21.09.

17.09.

4

Кантата «Александр Невский».

1

28.09.

24.09.

5

Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет вовеки веков сильна…

1

05.10.

01.10.

Раздел 2. День, полный событий.

4

6

 Образы утренней природы в музыке..

1

12.10.

08.10.

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, .поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

7

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».

1

19.10.

15.10.

  8

Детские образы композиторов М.П. Мусоргского и П.И.Чайковского

1

26.10.

22.10.

9

Образы вечерней природы.

1

29.10.

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм.

4

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

1

16.11.

12.11.

Обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

11

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

1

23.11.

19.11.

12

Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Образ матери в современном искусстве.

1

30.11.

26.11.

13

Праздники православной церкви. Вербное воскресенье. Святые земли Русской

1

06.12.

02.12.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

4

14

Былина как древний жанр русского фольклора.

1

13.12.

09.12.

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессио-нального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении  фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей

15

Певцы русской старины.

1

20.12.

16.12.

16

Образы народных сказителей и певцов в русских операх. Обобщающий урок.

1

27.12.

23.12.

17

Масленица – праздник русского народа.

1

17.01.

20.01.

В музыкальном театре.

6

18

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

1

24.01.

27.01.

Понимать значение дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).

Понимать смысл и значение вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или в пластическом интонировании сценические образы.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

19

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка.

1

31.01.

03.02.

20

Опера «Снегурочка» Н.А.Римского –Корсакова.

1

07.02.

10.02.

21

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко».

1

14.02.

17.02.

22

Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

1

21.02.

24.02.

23

В современных ритмах. Мюзиклы.

1

28.02.

03.03.

В концертном зале.

6

24

Музыкальное состязание. Инструментальный концерт.

1

07.03.

10.03.

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Знать исполнительские коллективы и имена известных исполнителей

25

Музыкальные инструменты: флейта.

1

14.03.

17.03.

26

Музыкальные инструменты: скрипка.

1

21.03.

31.03.

27

Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига. Странствия Пера Гюнта.

1

04.04.

31.03.

28

«Героическая» Л. Бетховена. Призыв к мужеству.

1

11.04.

07.04.

29

Мир Л.Бетховена.

1

18.04.

14.04.

Раздел 7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

5

30

Острый ритм – джаза звуки.

1

25.04.

21.04.

Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки.

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

31

Люблю я грусть твоих просторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова.

1

02.05.

28.04.

32

Мир композиторов:

Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева, особенности стиля композиторов

1

16.05.

05.05.

33

Певцы родной природы: Э. Григ, П.И. Чайковский.

1

12.05.

34

Прославим радость на земле. Жанровая общность оды, канта, гимна. Обобщающий урок.

1

23.05.

19.05.

Учебно–методическое обеспечение

Данная программа создана на основе учебного издания   Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.  

Учебное издание отмечено грифом «Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерным программам по музыке для начальной школы.

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Учебник.

 «Музыка. 3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

Пособия для учителей.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».

Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

                                 

                                             MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

6.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

8.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

9.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

10.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

11.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

Основная:

                  1.Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.

              2. Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-09-024333-9

Дополнительная:

3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

6. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

 «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

              8. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. – М. : Мнемозина, 1998. – 48 с.:нот. ISBN 5-87441-106-2

        9. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4

10. Музыка. 1 кл.I часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0

11. Музыка. 1 кл.II часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0

12. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина.-  Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с. ISBN 978-5-91651-087-4

13. Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич,  2000. – 240 с.(«Веселый урок») ISBN 5-8138-0031-х

14. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

15. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9

16. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная  продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Примерная программа начального общего образования по музыке

            Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.  

Д

Программы по музыке

            Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.  

Купр   Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4

Д

Хрестоматии с нотным материалом

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 2 кл.» хрестоматия нотного материала,  Москва, 2001 – 105 с.

Д

Сборники песен и хоров

 «Молодые композиторы- детям» песни для детей младшего школьного и среднего школьного возраста. Выпуск второй. Сов. Композитор, 1983. – 63 с.

«Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 43. Изд.Сов. композитор. 1990 – 72 с.

«Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 44. Изд.Сов. композитор. 1990 – 75 с.

«Веселая зима» песни и стихи для детей младшего возраста. Изд.»Музыка», 1978 – 40 с.

«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 5. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1988-130 с.

«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 6. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1989-98 с.

Музыкальный театр. Театрализованные представления с музыкой для детей младшего и среднего школьного возраста. Выпуск 2. Москва «Музыка» 1989 – 82 с.«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 8. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1990-90 с.

Муха – цокотуха» музыкально-плясовое представление для детей младшего школьного возраста .Ленинград. Музгиз.1990-35 с.

Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников, Волгоград, изд. Учитель -2001 – 76 с.

«Солнечный рисунок» песенник пионера на стихи М.Садовского мелодии и тексты песен.Москва. «Музыка» 1988 – 63 с.

Русские народные песни песенник выпуск 8.Москва «Советский композитор» 1989. – 39 с.

Русские народные песни песенник выпуск 7.Москва «Советский композитор» 1987. – 32 с.

Люблю тебя, Россия! Песни на стихи М.Ножкина. Москва «Музыка», 1986. – 78 с.

Это было недавно… популярные песни прошлых лет в переложении для баяна выпуск 1. Москва «Музыка» 1995.-223 с.

«Фольклор в школе» для уроков музыки в общеобразовательной школе. Всероссийское музыкальное общество, Москва. 1999.-23 с.

«Музыкальный фольклор и дети» учебное пособие Москва 1997 – 46 с.

Хоровод круглый год. Народные праздники и обряды. Выпуск 6 , 1999 – 174 с.

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре( с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия: Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

 Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9

Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9

Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:2 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0

Д

Методические журналы по искусству

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

Д

Учебно-методические комплексы к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2008.

Ф

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

10.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1989г.

11.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

Д

Справочные пособия, энциклопедии

Краткий музыкальный словарь

Популярный справочник – песенник издание четвертое. Москва «Музыка» 1991 – 256 с.

Д

2. Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

-

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров,

-

Транспарант: нотный и поэтический  текст Гимна России

Д

Портреты композиторов

Д

Портреты исполнителей

Д

Атласы музыкальных инструментов

Д

Дидактический раздаточный материал

Д

Карточки с признаками характера звучания

Д

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

-

Театральный реквизит

Народные костюмы

Венки для обряда «Троица»

Обрядовые куклы (закрутки, кукушка, ниточные)

3.Цифровые образовательные ресурсы

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

4. Экранно-звуковые пособия

Аудио и фонохрестоматии по музыке

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С , МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МП3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С,  МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс»,  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс»,  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» по Д. Б. Кабалевскому

Аудио приложение к учебнику Музыка сост. Надолинская 1. 2 кл.

 Минусовки детских песен МР3(диск)

5. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

 Фортепиано

Аккордеон

детские музыкальные инструменты:

блок-флейта

бубен

барабан

треугольник

кастаньеты

Народные инструменты:

Трещотки

Деревянные ложки

Свистульки

Проигрыватель компакт дисков

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки третьеклассник научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

   -  совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);

   - развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  - совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

 - освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

 - развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;

 - развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Обучение музыкальному искусству в 3 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке по ФГОС, 5 класс

Рабочая программа составлена на основе  ФГОС  ООО с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак ( М.: Дрофа, 2012)...

Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС

Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...