Рабочая программа по музыке по ФГОС, 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Гималова Татьяна Михайловна

Рабочая программа составлена на основе  ФГОС  ООО с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак ( М.: Дрофа, 2012) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_po_muzyke_5_klass.docx91.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

«Кустаревская средняя общеобразовательная школа »

«Принято»

на заседании педагогического совета

Протокол № _ от ______2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________

Хрусталева Н.А.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Кустаревская СОШ»

________________

Пузырева О.А.

Приказ №__     от ______2015г.

Рабочая программа

Предмет:  музыка

                                                                               Класс:      5

Общеобразовательный уровень

Срок реализации 1 год

/ 2015-2016 учебный год/

Составитель:    Гималова Т.М.,  учитель музыки

2015 год

                                                     

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак ( М.: Дрофа, 2012),

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2014.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Рабочая программа имеет целью:

формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них преобладающими являются следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV — музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану  календарно-тематический план предусматривает 1 час базисного учебного плана, всего 34 часа в год. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по музыке и с учетом направленности класса реализуется программа базисного уровня.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста:

1 четверть, 8 урок – тест по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»;

2 четверть, 7 урок – тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;

3 четверть, 4 урок – тест по темам: «Опера», «Балет»;

4 четверть, 7 урок – тест по теме «Музыка и изобразительное искусство».

  1. Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке для 5 класса

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; — совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

— знание имён композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке для 5 класса

Учащийся научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

  1. Содержание учебного предмета

Основная содержательная линия в 5 классе — «Музыка как вид искусства» – реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

№ п\п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

Вид итогового контроля

 

1

2 3

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Музыка и другие виды искусства

Музыка и литература

Музыка и изобразительное искусство

34 4

18

12

 

тест

тест

тест

Раздел 1.  «Музыка и другие виды искусства»

1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).

2. Древний союз (3 часа)

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.

Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальностьжизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).

Литература

А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад…» Живопись

А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».

Раздел 2. Музыка и литература

3. Слово и музыка (3 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание).

«Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).

Живопись: Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».

4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)

Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.

5. Песня (3 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных,музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

Художественный материал:

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.

Живопись: И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».

6. Романс (2 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

Живопись

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».

7. Хоровая музыка (2 часа)

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Живопись: К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».

8. Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» (1 час)

Итоговое тестирование.

9. Опера (2 часа)

Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись: А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».

10. Балет (2 часа)

Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

11. Музыка звучит в литературе (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».

12. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (2 часа)

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.

Раздел 3.  Музыка и изобразительное искусство

13. Образы живописи в музыке (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).

Живопись

И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»; К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Поэзия: А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя…», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

14. Музыкальный портрет (1 час)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. 

Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).

Живопись: Н. Репин, «Протодьякон».

15. Пейзаж в музыке (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.

16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).

Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

17. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «Danza Alta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».

18. Обобщающий урок по теме года

«Музыка и другие виды искусства» (2 час)

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.

IV. Календарно-тематическое планирование  уроков  музыки   5 класс

п/п

 

 

Тема урока

   Тип  урока

   

   

Характеристика деятельности учащихся

                                Планируемые результаты

   

Дата

                     Предметные результаты

Личностные и

метапредметные      результаты

Форма

контроля

По

плану

По

факту

      Научится

     Получит

    возможность

     научиться

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА – 4 часа

Музыка рассказывает обо всём 1ч.

1

Музыка расска-зывает обо всём.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: С. Рахманинов Концерт для ф-но с оркестром №3 I ч. (фр-т).

Пение: И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев «Гвоздь и подкова». 

понимать и осозна-вать  место и роль

муз-го искусства в

жизни человека и общества

познавать мир через музыкальные формы

и образы.

уметь проявлять на-

выки вокально-хоро-

вой работы.

РУУД: осознавать этапы организации учебной работы.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

ТЗ: «Письмо Богине Музыке».

Древний союз 3ч.

2

Истоки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: К. Дебюсси «Снег танцует»; П.Чай-ковский «Баркарола». Пение:  П. Аедоницкий «Красно солнышко».

 работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы; выявлять общность жизнен-ных истоков и искусств.

координировать  свою деятельность с дея-тельностью учащихся и  учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

ПУУД: представлять

место и роль музыкально-

го искусства в жизни человека и общества.

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоциионально нрав-ственную отзывчивость.

РУУД: использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

ТЗ: иллюстрации на тему «Звучащая природа»,

3

Искусство открывает мир.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: М.Таривердиев «Маленький принц».

Пение: Г. Струве «Музыка». Творческое задание: стихотворение о музыке.

передать главное из прочитанного и про-слушанного текста.

работать со схемой - планом.  

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей.

уметь передавать свои муз. впечатления в устной форме

4

Искусства различны, тема едина.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман «Первая утрата». Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».

передать главное из прочитанного и прослушанного текста.

работать со словарём.  

уметь находить ас-социативные связи между художествен-ными образами музы-ки литературы и жи-вописи. уметь участ-вовать в коллективной исполнительской деятельности.

Творческое задание: Составь вариант урока-концерта «Природа в искусстве».

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА – 18 час.

Слово и музыка 3ч.

5

Два великих начала искусства.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт «В путь».

Пение: С. Старобинский «Песенка о словах».

 строить сообщения в устной форме.

анализировать изуча

бъекты с вы-делением существен-ных признаемые оков.

выявлять общее и осо-бенное между прослу-шанным произведе-нием и произведении-ями других видов ис-кусства. размышлять о муз. произведении, высказывать сужде-ния об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.

Найти определения понятиям «слово» и «музыка».

6

«Стань музыкою, слово».

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: В. Моцарт Симфония №40 I ч.(фр-т); П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром IIIч.(фр-т).Пение: Амери-канская н.п. «Весёлый мельник»;укр.н.п.«Веснянка».Творческое задание: вокальная импровизация.

формулировать соб-ственную точку зре-ния по отношению к изучаемым произве-дениям.

понимать взаимодей-ствие муз. и литера туры на основе осознания специфики языка каждого из них.

ТЗ: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи»,

7

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Мусорг-ский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская».

Пение: А. Куклин «Песенка о песенке».  

 работать с текстом учебника, выделять главное, высказы-вать собственную точку зрения.

уметь высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения

Песня 4ч.

Творческое задание

8

Песня – верный спутник человека.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: В. Баснер «С чего начинается Родина?».

Пение: Ю. Тугаринов «Если другом стала песня».

 работать с текстом учебника, выделять главное, высказы-вать собственную точку зрения.

 

уважать культуру дру-

гого народа, осозна-

вать ценность муз.

культуры разных наро-дов.

ПУУД: определять понятия, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на тек-стовом материале.

КУУД: адекватно вос-принимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

9

Проверка и оценка знаний и способов деятельности по темам: «Древний союз»,  «Слово и музыка».

Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся.  

 контролировать и оценивать свою деятельность.

 

уметь различать прос-тые и сложные жанры вокальной,инструмен-тальной, сценической

музыки.находить жанровые параллели между муз. и др. видами искусств.

Терми

нологи

ческий

диктант.

10

Мир русской песни.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: р.н.п. «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон».

Пение: А. Александров «Уж ты зимушка-зима».

анализировать текст, делать выводы.

формировать собст-венную точку зрения по отношению к изу-чаемым произведе-ниям искусства.

11

Песни народов мира.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Пение: п.н.п. «Висла»; вокализ на тему «Песни без слов» №14.

 вносить необходи-мые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

осознавать ценность муз. культуры разных народов. Уважать культуру других народов.

Романс 2ч.

12

Романса трепетные звуки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка «Жаворонок».

Пение: М. Глинка «Жаворонок». 

при работе с текстом

выделять основные мысли и воспроизво-

дить их.

формировать собст-венную точку зрения по отношению к изу-чаемым произведе-ниям искусства.

РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера.

КУУД: определять об-щую цель и пути её до-стижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

13

Мир человеческих чувств.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: С. Рахманинов «Ночь печальна»; Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».

различать чувства, настроения, состо-

яния, выраженные в музыке.

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей

Хоровая музыка 2ч.

14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град».

Пение: Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно». 

слушать собеседника и излагать своё мне-ние; адекватно вос-принимать предло-жения и оценку учи-теля, товарищей.

уметь размышлять о знакомом муз. произ-ведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплоще-ния.

ЛУУД: развивать эсте-тические чувства как регуляторов морального поведения.

РУУД: формирование мотивации к труду и

работе на результат.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

15

Что может изображать хоровая музыка.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Пение: М. Славкин «Снег»; венгерская н.п. «Много песен мы поём».

отвечать на вопросы , высказывать собствен-

ную точку зрения.

 работать с текстом учебника, отвечать на вопросы,  выделять главное.

применять выразитель-

ные средства в твор-

ческой и исполнитель-

ской деятельности на музыкальном матери-

але

Музы

кальная аудио-викто

рина

Урок контроля знаний и умений 1ч.

16

Проверка и оценка знаний и способов деятельности по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Слушание: повторение пройденного материала за полугодие. Пение: по выбору учащихся.

готовить сообщения и проекты по выб-ранным темам.

вносить необходи-мые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

уметь различать прос-тые и сложные жанры вокальной, инстру-ментальной музыки.

находить жанровые параллели между муз. и др. видами искусств.

РУУД: овладевать спо-собностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Тест Прове

рка тет

радей.

Опера 2ч.

17

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Пение: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

 анализировать, де-лать выводы, отве-чать на вопросы, высказывать собст-венную точку зре-ния.

формулировать своё отношение к изуча-емому  произведению.

развитие общих муз. способностей  образ-ного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого вообра-жения.

ПУУД: уметь осущест-влять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

РУУД: определять об-щие цели и пути её до-стижения, уметь дого-вориться о распределе-нии ролей в совместной деятельности

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

18

Из чего состоит опера.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение: С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды».

 определять и пра-вильно употреблять

в  речи изученные понятия.

формирования пот-ребности в общении с муз. для дальнейшего духовно- нравствен-ного развития.

  определять в  речи изученные понятия.

 учитывать другое мне-

ние и позицию, стре-

миться к координа-ции различных по-зиций в сотрудни-честве.

Балет 2ч.

 5б   определять в  речи изученные понятия.

19

Единство музыки и танца.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. Пение: Е. Адлер «Песня менуэта».

грамотно формули-ровать вопросы.

самостоятельно обращаться к вопро-сам, заданиям учеб-ника и материалам приложения.

выявлять общее и особенное между про-слушанным произве-дением и произведе-ниями других видов искусства.

КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

20

«Русские сезоны» в Париже.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик».

Пение: П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». 

5а работать с текстом учебника, выделять главное.

слушать и исправлять свою речь.

формулировать своё отношение к изуча-емому  произведению.

различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

РУУД: использовать речевые средства и средства информационно- коммуникативных тех-нологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – 11 час.

Музыка звучит в литературе  2 ч.

21

Музыкальность слова.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер».

 

при освоении содер-жания составлять опорный конспект.

Воспринимать музы-кальную интонацию, эмоционально откли-каться на содержание услышанного произ-ведения.

ЛУУД: развивать эсте-тические чувства как регуляторов морального поведения.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.

22

Музыкальные сюжеты в литературе.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание:  К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер»;

 определять взаимо-

связь и логическую последовательность мыслей.

уметь применять вы-разительные средства в творческой и испол-нительской деятель-ности на музыкальном материале.

ТЗ

Образы живописи в музыке  2 ч.

23

Живописность искусства.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо «Эхо».

Пение: Г. Струве «Весёлое эхо».

строить сообщения в устной и письменной форме.анализиро-вать изучаемые объ-екты с выделением существенных приз-наков.

сформировать пони-мание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным  параметрам

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзыв-чивость.

24

«Музыка – сестра живописи».

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный».

Пение: Е. Поплянова «Как поёшь?»

строить логическое рассуждение, вклю-чающее установле-ние причинно- след-ственных связей.

уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.

ТЗ

Музыкальный портрет   1 ч.

25

Может ли музыка выразить характер человека?

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Мусорг-ский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Году-нов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выс-тавки».

формулировать соб-ственную точку зре-

ния по отношению к изучаемым произведе-ниям

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни лю-

дей. уметь проявлять навыки вокально-

хоровой деятельности.

КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Урок    контроля знаний и умений 1ч.

26

Проверка и оценка знаний и способов деятельности по темам: «Опера», «Балет», «Музыка звучитв в литерату-ре», «Образы живо-писи в музыке», «Музыкальный портрет».

Слушание: повторение пройденного материала  за четверть. Пение: по выбору учащихся.

при контроле своей

 работы уметь обра-щаться к различным источникам инфор-мации. контролиро-

вать и оценивать свою деятельность.

уметь различать про-стые и сложные жан-ры вокальной, инстру-ментальной, сцениче-ской музыки. нахо-дить жанровые парал-лели между муз. и др. видами искусств.

РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Тест

Пейзаж в музыке   2 ч.

27

Образы природы в творчестве музыкантов.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная».

Пение:  В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».

 при освоении содержания текста

составлять простой и сложный план.

уметь воспринимать музыкальную интона-цию, эмоционально откликаться на содер-жание услышанного произведения.

ЛУУД: формирование художественного вкуса

как способности чувствовать и воспринимать муз. искусство во всем многообразии его видов и жанров.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.

28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака».

Пение: Р.н.п. «Ты река ли моя».

 Осуществлять за-пись выборочной ин-формации по задан-ной теме.

понимать своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани. импровизи-ровать по заданным  параметрам

 передавать главное из прочитанного и прослушанного текста.

Музыкальная живопись сказок и былин  3 ч.

29

Волшебная кра-сочность музы-кальных сказок.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский  Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Пение: С. Никитин «Сказка по лесу идёт».

определять и пра-вильно употреблять

в  речи изученные понятия.  

уметь творчески ин-терпретировать содер-жание муз. произве-дения в пении. разви-вать умения и навыки муз. эстетического самообразования.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

РУУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.

ЛУУД: развивать эсте-тические чувства как регуляторов морального поведения.

30

Сказочные герои в музыке.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: И.Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Пение: А. Зацепин «Волшебник».  

описывать и характеризовать музыкальные образы.

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей.

уметь выделять средства муз. выразительности.

31

Тема богатырей в музыке.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т); М. Мусоргский «Богатырские ворота».

Пение: Былина о Добрыне Никитиче.  

описывать и характе-ризовать музыкаль-ные образы. адекват-но воспринимать предложения и оцен-ку учителя, товари-щей

понимать взаимодей-ствие муз. с изобра-зительным искусст-вом на основе осозна-ния специфики языка каждого из них.

Музы

каль

ная

аудиовикто

рина.

Музыка в произведениях изобразительного искусства  2 ч.

32

«Хорошая живо-пись – это музыка, это мелодия».

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Пение: В. Синенко «Птица-музыка».  

 при освоении содер-жания составлять  

сложный план.давать оценку и анализиро-

вать ответ.

научить находить общее и различное между музыкой и жи-вописью. находить ассоциативные связи

между муз. и изобра-зительным искусст-вом.

ПУУД: уметь познавать

мир через музыкальные

формы и образы.

КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.

33

«Хорошая живо-пись – это музыка, это мелодия».

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т).

Пение: В. Синенко «Птица-музыка».

анализировать и ре-цензировать ответы учащихся по опре-деленному плану.

формировать собст-венную точку зрения по отношению к изу-чаемым произведе-ниям искусства.

Урок контроля знаний  и умений по теме года «Музыка и другие виды искусства»  1 ч.

34

Подводим итоги

УЗМ

Итоговое тестирование, музыкальная викторина. Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся

 участвовать в дис-путах: слушать собе-седника и излагать своё мнение.

 

формулировать своё отношение к изуча-емому  произведению.

уметь творчески интерпретировать содержание муз. произведения в пении

.

РУУД: осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результа-тов деятельности.

КУУД: адекватно вос-принимать и передавать информацию в заданном формате, строить монологическое высказывание

ЛУУД: чувствовать и воспринимать муз. искусство во всем многообразии его видов и жанров.

Тест.

Прове

рка тетра

дей


V. Критерии оценивания достижений учащихся

Формы и средства контроля

Главными требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются следующие:

-обстоятельность и глубина;

-систематичность и объективность;

-сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.

Виды контроля:

 входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: самостоятельная работа,  устный опрос, практическая работа, взаимоопрос, тест, музыкальные викторины. 

На основе существующей системы пятибалльных оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:

Отметка "5"– Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка "4"- Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).  Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

Отметка "3"–Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Нет проявления, но есть стремление проявить музыкальные способности.

Отметка "2"– Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ). Не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.

Отметка "1"– Ученик обнаружил неготовность выполнения творческого задания. Нет  устных ответов на уроке, нет тетради по предмету.

VI. Список литературы и материально-техническое оснащение образовательного процесса

Список литературы

Учебники

Учебно-методические пособия

Медиаресурсы

1. Т.И. Науменко В.В. Алеев, «Музыка» 5 класс:  учебники для общеобразовательных учреждений – 8-е изд., М.: Дрофа, 2012 г.

1.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

2. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: – М.: Глобус, 2007.

3.Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

1. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

2. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия. wikipedia.org/wiki

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

3. Классическая музыка :classic.chubrik.ru

4. Музыка и я, уроки музыки вшколе  www.musicandi.ru 

5.Музыкальный энциклопедический словарь  www.music-dic.ru

6. Российский общеобразовательный портал  http://music.edu.ru/

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- интерактивная доска;

- DVD;- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОС

В помощь учителю музыки рабочая программа для 1 класса по музыке...

Рабочая программа по музыке для 3 класса. Разработана и составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России".

Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС по Школяр Л.В. под редакцией Д.Б. Кабалевского

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы по музыке 1-2 класс ФГОС

Рабочие программы по музыке 1-2 класс ФГОС...

Рабочая программа по музыке для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просве...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...