«Игровое моделирование интегративных уроков музыки»
статья по музыке по теме

Рыбцова Татьяна Александровна

«Игровое моделирование интегративных уроков музыки». Выступление на педсовете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Модернизация музыкального образования школьников и повышение качества обучения в решающей степени зависят от подготовки педагога-музыканта, сочетающего в себе компетентность, универсальность, инициативность. В настоящее время выполнение профессиональных функций требует от педагога не только наличия системных знаний в области музыки, методики музыкального воспитания, но и в культурологии, этики, религиоведении, истории и других гуманитарных  наук. Поэтому качество современного музыкального образования в школе зависит от обновления технологий обучения в системе высшего музыкально-педагогического образования.

Между тем, теория и практика профессиональной подготовки педагога-музыканта свидетельствуют, что многие вопросы музыкально-педагогического образования остаются не разработанными. В их числе – проблема игрового моделирования интегративного урока музыки, являющегося в настоящее время одной из наиболее активно развивающихся форм музыкального образования школьников.

Исследователи разных областей науки относят игру к величайшему изобретению людей, оценивая ее богатейший воспитательный потенциал, исторически заложенный многовековой народной мудростью. Использование игры как универсального средства воспитания имеет давние традиции в опыте отечественной и зарубежной педагогики. Историко-педагогическое изучение этих традиций может стать важным источником и средством обогащения форм и методов высшего музыкально-педагогического образования.

Между тем специфика, функции, технология театрализованной игры (драматизации) – феномена, имеющего как культурологическое, воспитательное, образовательное, так и этико-эстетическое значение, в содержании высшего музыкального образования разработаны явно недостаточно. Художественно-игровая деятельность используется в учебном процессе, как правило, не целенаправленно и оценивается педагогами-музыкантами преимущественно, как средство эмоционально-образной разрядки.

Вместе с тем, исходя из фундаментальных положений теории игрового моделирования, можно утверждать, что театрализованная игра приобретает общенаучный статус источника и средства формирования культуры и рефлексии ребенка, является особым методом приобщения учащихся различных возрастных групп к художественно-поисковой деятельности на интегративных уроках музыки.

Игровое моделирование в нашем исследовании выступает в качестве:

  • средства формирования художественно-игровой деятельности как компонента профессионального мастерства педагога-музыканта;
  • универсального метода художественно-творческого развития школьников, применимого на предметах художественного цикла (музыка, мировая художественная культура и др.);
  • формы интегративного урока музыки.

Интегративный урок музыки – это игровая модель, основанная на взаимосвязи музыкального и театрального искусства, с привлечением изобразительного, хореографического и литературного искусств, а также видов и форм художественно-творческой деятельности школьников, которая представляет собой целостное художественно-педагогическое произведение. Игровая форма занятий создается педагогом-музыкантом при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к художественно-творческой деятельности.

Для реализации комплекса художественно-образовательных задач на интегративном уроке музыки преподаватель должен уметь выделять в нем художественно-педагогическую идею, которая создает творческую, игровую атмосферу и пронизывает все виды музыкальной деятельности, продвигает педагога и учащихся к личностному, социально-значимому результату и обеспечивает процесс художественно-творческого развития, выводя каждый его момент на уровень общечеловеческих ценностей.

Опыт проведения уроков данного типа показывает, что художественно-творческое развитие школьников требует от педагога-музыканта овладения новыми – игровыми технологиями, основанными на взаимодействии разных видов искусств. Интегративные уроки музыки, разнообразные формы внеклассной  и внешкольной работы, уроки мировой художественной культуры, факультативные занятия по искусству ориентируют преподавателя музыки на интегрированный подход в освоении музыкального искусства в школе. Эффективность организации интегративных уроков, а также внеклассных и внешкольных мероприятий зависит:

  • от учета психофизиологических и индивидуальных особенностей, творческого воображения и мышления учащихся;
  • от игрового стиля руководства и артистизма педагога-музыканта;
  • от уровня художественно-творческого и музыкального развития учащихся конкретного класса;
  • от установления диалогического игрового общения между педагогом-музыкантом и учащимися.

Внедрение игрового моделирования в образовательный процесс зависит от профессионального мастерства и компетентности преподавателя, мотивационной готовности к овладению игровыми технологиями. Поэтому обязательным профессиональным требованием к педагогу-музыканту становится владение педагогической игротехникой, способствующей развитию умений управлять своим психофизическим аппаратом, навыков игрового взаимодействия и режиссерского мизансценирования элементов или целостного интегративного урока музыки.

Художественно-игровая деятельность – научная категория, область применения которой охватывает разные области человеческой жизни: искусство, науку, образование, досуг. В теории высшего музыкально-педагогического образования данная категория может быть проанализирована в нескольких аспектах. Во-первых, художественно-игровую деятельность следует рассматривать как важный компонент профессиональной деятельности, сложный по содержанию и структуре. Во-вторых, формирование творческой личности педагога-музыканта в художественно-игровой среде, формы и методы изучения данного компонента профессиональной деятельности отражают специфику феномена театрализованной игры, которая вытекает из музыкальной и театральной педагогики в их синтезе.

Цель таких уроков– разработать теоретические и методические основы игрового моделирования интегративных уроков музыки, обосновать педагогические условия и методы, способствующие накоплению опыта художественно-игровой деятельности специалиста в условиях высшего музыкально-педагогического образования.

Художественно-игровая деятельность является важной имманентной характеристикой личности и деятельности современного педагога-музыки, необходимость формирования и совершенствования которой обусловливается актуальным уровнем социокультурных и педагогических требований к музыкально-педагогическому образованию; значительным усилением роли творческого начала в обучении и преподавании; расширением профессиональных функций и позиций педагога-музыканта; ориентацией теории и практики музыкального образования на гуманизацию образовательного процесса, при  которых творческое взаимодействие между учителем и учащимися осуществляется в координатах общечеловеческих ценностей.

Организация этого процесса опирается на специальные, исходящие из специфики художественно-игровой деятельности, принципы (взаимосвязи мотивационного, содержательного и художественно-исполнительского компонентов, творческой направленности обучения, учета специфики профессиональной деятельности педагога-музыканта и индивидуальных качеств его личности), которые помогают связать в единое целое теоретические представления об игровом моделировании как новом методологическом подходе к организации высшего музыкально-педагогического образования.

Дидактическими предпосылками игрового моделирования интегративных уроков музыки выступают художественно-игровая среда и игровые педагогические технологии, посредством которых осуществляется взаимодействие разных видов искусств и взаимосвязь объективных и субъективных факторов, способствующих сотворческому развитию педагога-музыканта и учащихся. Художественно-игровая среда в музыкальном образовании школьников – это окружение, учебное по цели и содержанию, но игровое по форме, способствующее развитию их многосторонних художественных способностей, творческого воображения и мышления, артистизма и эмпатии. Целостная структура художественно-игровой среды, состоящая из методологического, педагогического и технологического блоков, включает предметно-пространственное окружение, эстетические и художественные ценности, идеалы, потребности.

Эффективность проведения игрового моделирования интегративных уроков музыки и накопление опыта художественно-игровой деятельности, на основе которого осознается ценностный смысл профессии, будут значительно повышены при следующих условиях:

– отражении концепции игрового моделирования и компонентов художественно-игровой деятельности педагога-музыканта в содержании профессионального образования, расширении и углублении способов интегрированного освоения музыки;

– выявлении в структуре подготовки педагогов тесно взаимосвязанных между собой компонентов: мотивационно-ценностного, логико-содержательного и художественно-операционального, соответственно предусматривающих:

  • приобретение специальных знаний и представлений о теории игрового моделирования, основанной на интеграции разных видов искусств и ориентированной на сотворческое развитие педагога и учащихся в художественно-игровой среде, организацию полихудожественной деятельности учащихся в разных игровых формах;
  • понимание сущности и особенностей функционирования художественно-игровой деятельности, формирующей особый вид профессионально-личностного игрового творчества преподавателя, направленного на осмысление и оценку художественно-педагогической действительности и специфики игрового взаимодействия с учащимися;
  • формирование у педагогов личностно-ценного отношения к художественно-игровой деятельности, потребности к самосовершенствованию педагогической игротехники, способствующей развитию художественно-сценических и коммуникативных умений, навыков режиссерского мизансценирования элементов или целостного интегративного урока музыки;

● овладение технологиями игрового моделирования с целью накопления опыта художественно-игровой деятельности, способствующей творческому познанию и преобразованию педагогами-музыкантами интегративных форм музыкального образования в своей работе.                      Художественно-игровая деятельность педагога-музыканта в образовательном процессе направлена на решение следующих  задач:

  1. осуществление педагогического руководства проведением интегративных уроков музыки, построенных на основе театральных технологий, организация полихудожественной деятельности школьников на разных этапах урока;
  2. развитие творческого воображения школьников в процессе создания художественно-игровых образов в разных видах музыкальной деятельности;
  3. установление творческой атмосферы в художественно-игровой среде интегративного урока искусства или внеклассного мероприятия.

Специальная задача проведения таких уроков состоит в выявлении структурных элементов художественно-игровой деятельности. К ним относятся три компонента: мотивационный, содержательный и художественно-исполнительский.

Мотивационный компонент служит тем основанием, благодаря которому приводится в действие весь механизм художественно-игровой деятельности, а ее осуществление приобретает со стороны педагога-музыканта заинтересованный, личностно-творческий характер. Содержание данного элемента охватывает прежде всего эмоционально-ценностную и потребностную сферы личности учителя музыки.

Содержательный компонент выступает в форме художественно-игровых задач, являющихся отражением специфических задач интегративного урока музыки. Их важнейшей сущностью является культурологическая направленность, которая, в свою очередь, определяется спецификой предмета, особенностями художественно-игрового взаимодействия учителя и учащихся, творческой атмосферой на уроке, способностью активизации сотворческого воображения педагога и учащихся.

Художественно-исполнительский компонент представляет собой совокупность специальных способностей и умений, направленных на успешное решение художественно-игровых задач.  Теоретически доказано, что продуктивность художественно-игровой деятельности педагога-музыканта обусловливается таким качеством его личности, как артистизм, способностью интегрировать в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности учителя.

Дополнительные компоненты:

  • мотивационно-ценностный, в задачу которого входит формирование у педагогов-музыкантов заинтересованного, личностного отношения к художественно-игровой деятельности, развитие артистических способностей;
  • логико-содержательный, связанный с задачами самообеспечения специалистов специальными знаниями о сущности, структуре и функциях данного аспекта их профессиональной деятельности;
  • художественно-операциональный, направленный на формирование у педагогов-музыкантов ряда профессионально-личностных умений и способностей, отвечающих специфическим требованиям игрового моделирования интегративных уроков и художественно-игровой деятельности и обеспечивающих ее продуктивность в школьной практике.

Подводя итоги, мы  можем отметить, что:

1. Игровое моделирование – это процесс использования игровых моделей как способов построения интегративных уроков музыки, основанных на театрализованной игре (драматизации), которая помогает раскрыть творческий потенциал в художественно-игровой деятельности как педагогу, так и учащимся, способствует установлению игрового взаимодействия между ними, что существенно усиливает развивающий эффект и повышает мотивацию обучения музыке. Применение игровых моделей как способов построения образовательного пространства содержит:

  • предметно-пространственное окружение, включающее как материальные, так и вещественные элементы, в том числе и разнообразные театрализованные игры (драматизации);
  • взаимодействие художественно-игровой среды и личности ребенка, где доминирует игровая позиция педагога, выражающаяся в коммуникации, побуждении, оценивании, а также установлении гуманистических взаимоотношений с учащимися;
  • создание творческой, игровой атмосферы на интегративном уроке, в которой педагог проявляет художественное чутье, педагогическую интуицию, умеет внутренне перевоплощаться, владеет элементами сценического мастерства и основами режиссуры построения урока;

●развитие многосторонних художественных способностей, сотворческого воображения педагога-музыканта и учащихся как универсальной способности, художественных интересов и потребностей, музыкальной и художественной культуры в целом.

2. Сущность художественно-игровой деятельности педагога-музыканта  определяется как установление соответствующих специфике интегративного урока музыки творческих связей и игровых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, которая  обусловлена особенностями и закономерностями интегративного освоения искусства, влияющих на формирование его игрового педагогического стиля и общения, а также структурных элементов художественно-игровой деятельности.  Cфера применения художественно-игровой деятельности педагога-музыканта обширна и соотносится с ведущими компонентами его профессиональной деятельности (конструирующим, ориентационным, мобилизационным, коммуникативным, эмоциональным, исследовательским).

3. Игровой моделью интегративного урока музыки и универсальным методом общего, художественного и музыкального образования выступает театрализованная игра (драматизация), которая отражает и моделирует окружающую действительность, охватывает все стороны развития личности учащихся и выступает важным компонентом художественного и музыкального образования. Образовательный эффект театрализованной игры определяется педагогическими условиями, в которых оказываются участники художественно-творческого процесса (систематическое и регулярное введение игр, создание художественно-игровой среды, свобода в выборе художественно-творческой деятельности), вследствие чего она превращается в объективно-субъективный фактор формирования индивидуальности.

4. Основой подготовки педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки является специально организованный педагогический процесс, направленный на:

  • осознание феноменологических черт и характеристик театрализованной игры (драматизации) как модели обучения в музыкально-педагогическом образовании;
  • воспитание профессионального, личностно-творческого отношения педагогов к интегративным процессам в культуре и искусстве;
  • усвоение знаний о сущности игрового моделирования и художественно-игровой деятельности, специфике и особенностях взаимодействия искусств в музыкальном образовании;
  • формирование педагогической игротехники, художественно-сценических умений и способностей реализовать художественно-игровую деятельность в разных формах урочной и внеурочной работы;
  • развитие потребности в профессиональном самосовершенствовании и саморегуляции в процессе проведения интегративных уроков музыки.

5. Процесс самоподготовки педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки обусловлен рядом педагогических условий таких, как взаимодействие театральной и музыкальной педагогики, потребность введения игровых технологий обучения музыке, взаимосвязь мотивационно-ценностного, логико-содержательного и художественно-операционального компонентов исследуемой подготовки. Благодаря реализации данных условий наиболее полно раскрывается многофункциональный характер художественно-игровой деятельности будущего педагога-музыканта, что способствует накоплению его творческого потенциала и готовности к профессиональной работе в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: Игровые технологии на уроках музыки

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки». Может быть использован на заседаниях методических объединений учителей музыки....

Урок музыки с использованием игровой имитационной технологии

Цель урока: сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах. Педагог  руководствовался «Программой по музыке для учащихся 1 - 4 классов» под ред. Критской Е...

Игровой материал для уроков музыки 5-7 класс

1. Задание:  в буквенной таблице найти фамилии 15 композиторов.2. вопросы к кроссворду "Лира"...

Доклад на тему: «Педагогическое моделирование фрагментов урока: Игровые моменты на уроке музыки: «Игра везде и всюду»

Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра заним...

Урок музыки в 3 классе "Путешествие в Японию". Урок насыщен интересными игровыми приёмами, которые можно применять и на других урок в разных вариантах.

Урок в 3 классеТема: Между музыкой народов мира нет непереходимых границНазвание: Путешествие в ЯпониюМузыкальный материал: Музыка Японии – «гагаку»; вариации на тему «Вишня» Д.Б. Кабалевского; укр. н...

«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...